Слайд 1
ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Ряполова Татьяна Леонидовна
Кафедра психиатрии, наркологии
и
медицинской психологии ДонНМУ
профессор, д.мед.н.
Слайд 2
«Сила врача – в его сердце, работа его должна
руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь»
Парацельс
(цит. По «Биоэтика – реальность
жизни», М., 2001)
Слайд 3Этика и деонтология
Важной стороной взаимодействия медицинского работника и пациента
являются этика и деонтология — учение о нравственных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностического и лечебного взаимодействия
Слайд 4Медицинская деонтология
(«деон» - долг, «логос» – слово, учение) –
свод этических норм и принципов поведения (Дж.Бентам) в медицине
Правило справедливости
Правило правдивости
Правило информированного согласия
Слайд 5Врачебный долг
НИКОГДА и не под каким предлогом не участвовать
в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей либо угрожающих их жизни
Слайд 6Этические проблемы
врачебная тайна
врачебная ошибка
эвтаназия
сообщение пациенту истинного диагноза его заболевания
патернализм
Слайд 7Конфиденциальность
не допускается разглашение информации (сведений, полученных в процессе
обследования и лечения), в т.ч. лицам, которым они стали известны при обучении, исполнении служебных обязанностей, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством и с/без согласия гражданина допускается передача таких сведений в определенных целях
Слайд 8Врачебные ошибки: виды
неправильные действия или бездействие при выполнении своих
профессиональных обязанностей (добросовестное заблуждение)
Виды:
диагностические
лечебно-тактические
лечебно-технические
лечебные
ведения медицинской документации
поведения медицинского персонала
Слайд 9Врачебные ошибки: причины
Объективные – непостоянство медицинских концепций, проблемы с техническим обеспечением,
организационные трудности
Субъективные - низкий профессионализм врача, не совершенствование врачом своих знаний, не соблюдение принципов деонтологии
Слайд 10Информирование больного о диагнозе
Тому, кого
уважают, не лгут, но осведомлять можно, не распиная
Врач обязан предоставлять лицу, которое он осматривает, лечит или которому дает советы, честную, ясную и уместную информацию о его состоянии и о предлагаемых ему исследованиях и лечении. На всем протяжении болезни врач должен при своих пояснениях принимать во внимание особенности личности пациента и следить, правильно ли он понимает происходящее
Клятва Гиппократа: врач обязуется следовать присяге
«согласно своим силам и разумению»
классическая модель взаимоотношений между врачом и пациентом, при которой пациент полностью полагается на квалификацию и опыт лечащего врача, является пассивным субъектом и не принимает никаких решений относительно процесса лечения. Врач полностью берёт на себя ответственность за здоровье и жизнь пациента. Недостаток: пациент лишён возможности управлять своими жизнью и судьбой, не может выбирать наиболее приемлемый для него метод лечения и принимать окончательное решение относительно своего здоровья.
Слайд 12Психология медицинских работников
Слайд 13Главные профессиональные качества врача
Коммуникативная компетентность
Эмоциональный самоконтроль и толерантность
Аффилиативная потребность
Способность к рефлексии
Стремление
к профессиональному росту
Высокий уровень общей культуры
Слайд 14
Коммуникативная компетентность
уровень сформированности межличностного и профессионального опыта взаимодействия с
окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной сфере и обществе
Слайд 15Коммуникативная компетентность
наличие знаний в области общей психологии и психологии общения (типы
темперамента и личности, особенности поведенческих реакций, понимание психологической ситуации, в которой находится больной и его родственники)
наличие коммуникативных навыков (умение устанавливать контакт, слушать собеседника, читать невербальные знаки, правильно подавать себя – уверенная манера поведения)
эмпатийность
Слайд 16Идеальный врач
«Идеальный врач – это человек, обладающий глубинным знанием
жизни и человеческой души, который интуитивно распознает любое страдание и боль любого рода и восстанавливает мир одним своим присутствием» Анри Фредерик Амиель
способность к эмпатии
стиль общения
Слайд 17Эмпатия
(греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание»,
«чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания
«Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным»
Зигмунд Фрейд (1905)
Слайд 18Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность врача
Тревожность
Депрессивность
Интроверсия
Слайд 19
Эмоциональный самоконтроль и толерантность
показывают, в какой степени врач переносит
субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления, сохраняя душевное равновесия и спокойную доброжелательность
Слайд 20
Аффилиативная потребность
способность переносить значительные психоэмоциональные перегрузки, связанные не столько
с типом нервной деятельности, сколько со степенью стремления взаимодействовать с другими людьми
Слайд 21
Способность к рефлексии
стремление к самопознанию, развитие техники самоанализа и
самокоррекции личности.
Причины актуальности данного требования:
«врач является диагностическим инструментом и терапевтическим орудием» (R.M. Epstein et al., 1993) – проверка инструмента
анализ мыслей и чувств, которые вызывает пациент
влияние личной жизни, социального окружения, семейных установок
Слайд 22
Стремление к профессиональному росту
теоретические знания и практические навыки (компетентность)
знания не только
в рамках специализации, но и смежных дисциплин
постоянное повышение квалификации в связи с появлением новых теорий, методов диагностики и интервенции
Слайд 23Высокий уровень общей культуры
Медицинский работник сталкивается с пациентами разных
социальных слоев. Это требует умения говорить с каждым пациентом на понятном ему языке и высокого уровня общей культуры – в противном случае врач не будет должным образом восприниматься своими пациентами
Слайд 24Психологические типы врачей
Сопереживающий
Способность глубоко понять и вчувствоваться в проблемы пациента
Эмоционально-нейтральный
Эмоциональная
дистанцированность врача от глубинных проблем пациента, ориентация на симптомы и технократический подход к лечению
Директивный
Врач выступает в роли учителя, указывающего как следует поступать и что делать в ситуации болезни (патерналистская модель медицины)
Недирективный
Основан на принципе партнерства, лечебные установки больному даются не в виде указаний, а косвенно, не игнорируя точку зрения пациента
Слайд 25 «Постоянное общение со студентами и беднотой выработало у него
покровительственный тон, а оттого, что он вечно имел дело с больными, у него появилась бодрая, снисходительная интонация здорового человека, с какой врачи обращаются к своим пациентам. Его больные чувствовали себя мальчишками, которых пробирает добродушный наставник, а свою болезнь – нелепой шалостью, скорее забавляющей взрослых»
У.С.Моэм «Бремя страстей человеческих» (1915)
Слайд 26Профессиональная деформация
«постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности,
негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности»
Э.Ф. Зеер (2003)
Слайд 27Эмоциональное выгорание
«Светя другим, сгораю сам»
(Ван Туль-Пси, XVII в.)
«аффективная реакция на продолжающийся стресс, состоящая, в первую очередь, в постепенном уменьшении со временем внутренних энергетических ресурсов индивида, включая проявления эмоционального истощения, физического утомления и когнитивной усталости»
Shirom A. Burnout in work organization // Cooper C.L., Robertson I. (Eds.). – N.Y.: Wiley, 1989
Слайд 29Симптомы эмоционального выгорания
Эмоциональные
- утрата чувства юмора
- раздражительность,
обида, грусть
- депрессивной фон настроения
- чувство несостоятельности, вины
- апатия, пассивность
Когнитивные
трудности концентрации внимания
ригидность, сопротивление изменениям
подозрительность, недоверчивость
стереотипное мышление
формальное и отстранённое мышление
Слайд 30Симптомы эмоционального выгорания (продолжение)
Поведенческие
Уклонение от работы (прогулы, ожидание конца рабочего дня)
Уменьшение
непосредственных контактов с пациентами и коллегами
Стереотипное негибкое поведение
Привычные проволочки в работе
Девиантные формы поведения (употребление ПАВ, супружеские измены)
Соматические
Утомляемость
Сонливость
Нарушения сна
Учащение случаев несерьезных заболеваний (головная боль, боль в спине)
Развитие психосоматической патологии
Слайд 31Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания
правильная организация рабочего времени, разнообразие профессиональной
деятельности:
своевременное чередование работы и отдыха
сочетание практической работы с учебой
участие в семинарах, конференциях, встречи с коллегами, обмен опытом
участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить личные проблемы, связанные с работой
получение социальной поддержки от коллег и других референтных групп
Слайд 32Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания
изменение установок по отношению к работе:
отделение
профессиональной деятельности от личной жизни
отказ от завышенных ожиданий – всегда быть победителем, быстро достичь позитивных результатов в работе и жизни
отказ брать на себя большую ответственность за пациента, чем делает он сам
открытость новому опыту
выработка ритуалов типа «ритуал белого халата»
Слайд 33Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания
Культивирование других, не связанных с работой
интересов:
Удовлетворительная социальная жизнь, общение с друзьями – представителями других профессий
Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы
Хобби, доставляющее удовольствие
Соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации
Слайд 34Психологические основы лечебно-диагностического процесса
Слайд 35Мотивы обращения к врачу
исключение наличия расстройств и заболеваний
обнаружение симптомов и подтверждение
предполагаемого диагноза заболевания
Слайд 36Этапы лечебно-диагностического процесса (беседы)
Контактная фаза общения
Фаза ориентации
Фаза аргументации
Фаза
корректировки
Слайд 37Контактная фаза
Приветствие пациента врачом
(вербальное приветствие должно подкреплено
быть невербально – рукопожатие, наклон тела в сторону пациента, кивок головы, улыбка, контакт глазами)
Оценка невербального поведения пациента
Слайд 38Фаза ориентации
Знакомство (необходимо внятно представиться по фамилии, имени, должности)
Вводные комментарии (врач
коротко описывает то, как он представляет себе цель встречи, основные вопросы, которые должны быть в ходе её решены)
Свободное формулирование пациентом проблем, которые привели его к врачу
(важно, что бы врач и больной пришли к схожему пониманию проблемы, целей встречи и вопросов, которые будут обсуждаться)
Слайд 39Фаза ориентации
Уточнение и прояснение высказываний пациента (необходимо уточнить, какой смысл вкладывает
больной в свои высказывания)
Активное слушание (необходимо вербально и невербально демонстрировать пациенту, что его внимательно слушают и понимают)
Слайд 40Фаза ориентации
Умение правильно делать паузу в беседе и пользоваться молчанием (иногда
паузы в беседе дают больше информации, чем слова, и они наиболее важны для выявления скрытых переживаний пациента, напротив многословность врача может свидетельствовать о его неуверенности)
Выявление проблем пациента и его ожиданий от консультации (врачу важно выяснить тривиальный вопрос: «Зачем этот пациент обратился к врачу?». Следует помнить, что удовлетворённость пациента от встречи с врачом определяется не квалификацией врача, а тем, получил ли пациент то, что искал)
Слайд 41На протяжении интервью
Баланс открытых и закрытых вопросов в
ходе интервью (в начале интервью используют только открытые вопросы, которые предполагают расширенный ответ. В середине интервью задаются вопросы обоих типов, а в конце – только закрытые вопросы («да» или «нет»)
Слайд 42На протяжении интервью
Руководство интервью - навык состоит в
умении врача постоянно держать нить беседы в своих руках и направлять её по своему усмотрению, не выглядя при этом излишне авторитарным и категоричным. Это достигается следующими способами:
- позитивное подкрепление пациента, когда он, например, точно и выразительно описал свои жалобы
- способность остановить и прервать пациента там, где это необходимо, организовать течение вокруг главной темы
Слайд 43Фаза аргументации
Включает в себя способность врача суммировать полученные
результаты, дать пациенту ясную и понятную информацию в отношении дальнейшего обследования и лечения, а также проверить степень понимания больным передаваемых ему сведений
Слайд 44Фаза корректировки
для правильного завершения интервью нужно сначала подать пациенту несколько невербальных
знаков (изменить позу, прекратить демонстрацию активного слушания, увеличить дистанцию, закрыть записи), затем следуют вербальные сигналы о том, что интервью заканчивается («итак», «таким образом», «подводя итоги») и лишь затем закончить интервью
важность заключительной фразы (содержание – эмоциональная поддержка)
Слайд 45Виды общения врача и пациента
«Контакт масок»
Примитивное общение
Формально-ролевое общение
Деловое общение
Духовное межличностное общение
Манипулятивное общение
Слайд 46Идеальный пациент
малая осведомленность в медицинских вопросах
вера и отсутствие сомнений в
силах и умениях лечащего врача
готовность беспрекословно выполнять назначения
умение кратко и четко излагать проблему и жалобы
отсутствие ипохондрии
Слайд 47Психологические установки больного
Слайд 49Конфликт
наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в
процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями
Слайд 50Конфликты в медицинской среде, их разновидности
внутриличностные
межличностные, сторонами которых выступают: врач –
пациент, врач – врач, врач – медицинский персонал, врач – администратор
внутригрупповые: между сотрудниками лечебного учреждения (отделения)
межгрупповые: администрация ЛПУ – пациент, врач – родственники пациента, администрация ЛПУ – пациент
Слайд 51Способы разрешения конфликтов
досудебный: когда конфликт разрешается на первичной ступени «врач –
пациент» заведующим отделением, администрацией ЛПУ, этическим комитетом
судебный: когда конфликты разрешаются органами государственной и негосударственной юрисдикции
Слайд 52Способы предупреждения конфликтов
заинтересованность медицинских учреждений в благоприятном климате
установление положительных традиций
внутри коллектива
соблюдение установленных норм и предписаний
изучение методов управления персоналом в организации и стилей поведения при конфликтных ситуациях
психологическое тестирование при приеме на работу нового сотрудника
повышение мотивации медицинского персонала
обучение персонала методикам саморегуляции