Слайд 1Презентация
по предмету «Психология»
Раздел: «Введение в психологию»
Тема: «Психология как наука»
Слайд 3 Символ психологии
Греческая буква
Ψ («Пси») - международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите, например, в написании слова «Псалтирь»
Слайд 4Содержание
1.История становления психологии как науки. Предмет и задачи современной психологии.
2. Понятие
и структура психики
Слайд 5Вопрос 1
История становления психологии как науки. Предмет и задачи современной
психологии.
Слайд 6Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о
душе» (гр. psyche – душа; logos – «понятие», «учение»).
Слайд 7Слово «психология» было предложено в 1590 г немецким ученым Н. Гоклениусом.
В Европе оно стало общеизвестным после выхода в свет книг немецкого философа Христиана Вольфа «Эмпирическая психология»(1732г.); «Рациональная психология» (1734 г.).
Слайд 83 этапа становления психологии:
Донаучная психология –это познание другого человека и
самого себя непосредственно в процессе деятельности и взаимного общения.
Философская психология – знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знание о психике либо выводятся из общих философских рассуждений, либо являются результатом рассуждений по аналогии.
Научная психология – во второй половине XIX века. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода В.Вундом.
Слайд 9«У психологии – краткая история…»
Выдающийся немецкий ученый
Г. Эббингауз (1850 –
1909)
В своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинную прошлое, но краткую историю…»
Слайд 10Первые представления о душе возникают в период ранней классики (4 -
5 вв. до н.э.) в натурфилософии древних ионийцев Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и эфесянина Гераклита. Эти мыслители учат о четырех стихиях, лежавших в основе всего.
Все в мире имеет свою первооснову - элемент, являющийся первой и главной составляющей всех объектов, архе. Архе - это тот элемент, без которого не может существовать мир и все в нем.
I представление О Душе –
Донаучная психология
Слайд 11Взгляд мыслителей
античной психологии
Слайд 12В этих первых психологических концепциях:
Фалеса - вода;
Анаксимена и Анаксимандра
– воздух;
Гераклита – огонь;
Парменида - земля
душа рассматривалась главным образом как источник активности, энергии, другие же функции души, в том числе и важнейшие для последующих ученых вопросы познания, регуляции поведения, еще не исследовались.
Слайд 13Гераклит Эфесский ввел понятие
«Душа»
Одним из первых понятие
«Душа» в своих
философских рассуждения стал использовать Гераклит Эфесский.
Ему принадлежит мысль:
« Границ души тебе не отыскать,
По какому бы пути ты ни пошел:
Столь глубоко ее мера.»
Слайд 14Французский философ – Р.Декарт
Устранил понятие души как посредницы между телом и
духом;
Создатель дуалистической концепции: противопоставление телесного и духовного
Новый метод - интроспекция
Вильгельм Вундт
( (18.06.1832–31.08.1920)
Для обретения психологией научной
самостоятельности важную роль сыграло
открытие в 1879 г. в Лейпцигском университете немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире лаборатории для экспериментального изучения психологических явлений.
1879 год, считается официальной датой рождения психологии как экспериментальной науки.
Слайд 16Житейская психология — это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни;
Научная
психология - это психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных
Слайд 17Психология – наука о закономерностях
возникновения, развития и проявления
психики и
сознания человека.
Слайд 19Компромисс достигнут
К 1960 году психологи (как зарубежные, так и отечественные) пришли
к компромиссу, который явно не был сформулирован, но достигнут:
зарубежная психология изучала поведение, опосредованное психикой;
отечественная – сосредоточила основное внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.
Слайд 20 100 отраслей науки
Современная психология представляет собой не
единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками.
Слайд 21Объект – то, что изучает наука.
Объект психологии ‒ человек.
Слайд 22Предмет – это то, что изучается в объекте.
Предмет психологии ‒
психика и сознание,
а также психические явления как для
одного конкретного человека, так и психические
явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
Слайд 23Основная задача психологии – изучение законов психической деятельности в ее развитии.
Слайд 24Вопрос 2
Понятие и структура психики
Слайд 26Как формировалась психика?
Развитие психики животных и человека шло параллельно развитию и
усложнению их нервной системы
передача
Нервного нервного
импульса
импульса
Слайд 27Этапы сенсорной перцептивной психики в филогенезе
Согласно концепции Леонтьева – Фабри: в
истории развития психики и поведения животных можно выделить две стадии:
элементарную, сенсорную;
перцептивную.
Слайд 28Развитие нервной системы в филогенезе
1.Сенсорная ( есть реакция)
3.Интелект (мысль)
2.Перцепция (есть образ)
Слайд 29Теория тройственного мозга
- «рептильный мозг»
100 мл. лет назад
ИНСТИНКТЫ:
СТОЙ.БЕЙ. БЕГИ.
- «визуальный мозг»
2
мл. лет
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУДУЩЕГО
- «эмоциональный мозг» (прошлый опыт, млекопитающие)
50 мл. лет
ПРИМЕР ИЗ ПАМЯТИ
Слайд 30Психика – свойство мозга, обеспечивающее
человеку и животным способность
отражать воздействия
предметов и
явлений реального мира.
Слайд 31Психика представляет собой некую совокупность психических явлений.
Психические явления – это
факты внутреннего, субъективного опыта человека.
Слайд 32Формы проявления психики
психические явления
Психические процессы
Психические состояния
Слайд 33Психические процессы связаны с восприятием и переработкой информации.
Слайд 34Психические процессы включают следующие составляющие:
познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, внимание,
память, воображение, речь и воображение);
эмоциональные психические процессы (аффекты, эмоции и чувства, настроения и эмоциональный стресс);
волевые (связаны с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.).
Слайд 35Иногда выделяют как самостоятельную
еще одну группу психических процессов –
неосознаваемые
процессы.
В нее входят процессы, которые
протекают или осуществляются вне
контроля со стороны сознания.
Слайд 36Психические свойства личности –наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и
качественный уровень деятельности и поведения.
Слайд 37К психическим свойствам относят:
направленность,
темперамент,
способности,
характер.
Слайд 38
• Психические состояния характеризуют
состояние психики в целом.
Слайд 39К психическим состояниям относят
такие явления, как:
• подъем,
• угнетенность,
•
страх,
• бодрость,
• уныние.
Слайд 40Функции психики
Отражение окружающей
действительности
Регуляция поведения
Обеспечение целостности
организма
Обеспечение адаптации
Слайд 41Ответьте на вопросы:
Зачем нужно изучать психологию?
Что изучает психология?
Какие практические задачи образовательного
процесса способна решить психология?
Почему знание психологии способствуют более эффективному взаимодействию людей?
Слайд 42 Вопрос ребенку:
«Где живет психика?»
Ответ: …
Слайд 43Вопрос ребенку:
«Чем мыслит человек?»
вбери верный ответ:
- головой;
- представлениями, образами, словом.