Слайд 3I. Эмоциональное реагирование
Филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией является эмоциональный тон ощущений,
с помощью которого возникает обобщенная оценка (например, удовольствие-неудовольствие).
Слайд 4I. Эмоциональное реагирование (продолжение)
Более высоким уровнем эмоционального реагирования являются эмоции, благодаря
которым осуществляется дифференцированная оценка ситуаций. Эмоции являются реакциями на события, которые происходят во внешнем и внутреннем мире человека. Формы реакций зависят от генетической программы, заложенной в человеке, и индивидуального опыта, накопленного в течение жизни.
Слайд 5Определение эмоций
«Эмоции» – (от лат. emovere волновать, возбуждать) – отдельный класс
психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Слайд 6Проблема в построении определения
понятия «эмоция»
Недолгое существование психологии как научной дисциплины
и наличие в ее истории периодов, во время которых тематика эмоций фактически не разрабатывалась;
Раздробленность психологии на множество отдельных направлений, мало коммуницирующих между собой;
Структурная сложность и многоуровневость изучаемых явлений.
Методические и этические трудности эмпирического изучения эмоций;
Слабые и фрагментарные связи теоретических объяснений и эмпирических данных.
Слайд 7Составляющие эмоций
1. Субъективное переживание эмоции.
2. Внутренние реакции организма, особенно реакции автономной
нервной системы.
3. Мысли об эмоции и связанных с ней ситуациях.
4. Выражение лица.
5. Собственные реакции на эмоцию.
6. Склонность к определенным действиям.
Слайд 8Классификации эмоций
Многомерный подход к эмоциям в значительной степени сконцентрирован на субъективном
компоненте эмоции и на том, чтобы идентифицировать эмоции с помощью небольшого количества основных измерений (Аргайл, 1990; Вундт, 1912; Russel, 1983; Schlosberg, 1941; Watson, Tellegen, 1985) .
Дискретный подход впервые был предложен древнегреческими философами и существует в современной психологии до сих пор. Авторы (Дарвин, 2001; Ekman, 2010; Izard, 1999; McDougall, 1960; Oatley, Johnson-Laird, 1996; Plutchik, 1962; Tomkins, 1962; Shaver et al., 1987) данного подхода полагают, что элементарными составляющими базовых эмоций являются некоторые повседневно различаемые эмоции (такие, как гнев, страх, отвращение и т.д.).
Слайд 1010 базовых эмоций:
радость,
удивление,
печаль,
гнев,
отвращение,
презрение,
страх,
стыд,
интерес,
вина.
Слайд 11Свойства эмоций
Знак эмоции -положительный или отрицательный,
Динамика эмоционального процесса - высокая
скорость возникновения и быстротечность,
Интенсивность (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов),
Длительность протекания (кратковременные или длительные),
Предметность (степень осознанности и связи с конкретным объектом). Под предметностью эмоционального реагирования понимается более или менее однозначная связь с вызывавшим ее событием или предметом,
Влияние на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее).
Слайд 12Анатомическая основа эмоций – лимбическая система
Важнейшие структуры лимбической системы:
Гипоталамус
Миндалина
Орбито-фронтальная кора
Гиппокамп
Мамиллярные тела
Обонятельные
луковицы и обонятельный бугорок
Перегородка
Таламус (передняя группа ядер)
Поясная извилина
(и др.)
Можно видеть, что компоненты лимбической системы располагаются вдоль краев больших полушарий, как бы “окаймляют” их изнутри.
Слайд 13 Гипоталамус содержит центры, соответствующие большинству физиологических потребностей и мотиваций (еда, питье,
сон, поддержание температуры тела и др.). Обычно имеется два центра с противоположными функциями, например центр голода – центр насыщения.
При электрической стимуляции гипоталамуса можно спровоцировать или остановить агрессивное поведение, вызвать ощущения удовольствия или неудовольствия.
Слайд 14Миндалина обеспечивает восприятие объектов как имеющих то или иное мотивационно-эмоциональное значение
(страшный/опасный, съедобный и т.п.), причем она обеспечивает как врожденные реакции (например, врожденный страх перед змеями), так и приобретенные в ходе собственного опыта индивида.
Слайд 15Орбито-фронтальная кора (расположена на самой нижней передней стороне лобной доли) обеспечивает
самоконтроль над эмоциями и сложные проявления мотиваций и эмоций в психике.
Слайд 16Структурным субстратом эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс
Эмоции возникают либо сначала в коре,
откуда импульсы поступают в «круг Пейпеца» через гиппокамп, либо через гипоталамус, тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область эмоциональных ощущений.
Множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую основу для возникновения эмоций.
Новая кора на основе взаимодействия со структурами лимбической и ретикулярной систем играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний.
Слайд 17Функции и роли эмоций
Функция эмоций — это работа, выполняемая эмоциями в
организме, узкое природное предназначение. Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения.
Роль (обобщенное значение) - это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д.
Слайд 18Функции эмоций
Защитная функция эмоций проявляется в критических ситуациях. Связана с возникновением
страха, который предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.
Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость;
Слайд 19Функции эмоций (продолжение)
Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для
принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет);
Сигнальная функция эмоций сигнализирует о положительном или отрицательном воздействии как внутреннем, так и внешнем, человека или животных на другой живой объект. П.К.Анохин писал: «Произведя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определенная локализация воздействия и конкретный механизм ответ ной реакции организма»
Слайд 20Роль эмоций
Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас
и в нас самих. Эмоции помогают оценивать не только происшедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (например, предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний, когда студент не успел к экзамену как следует подготовиться).
Дезорганизующая роль эмоций. Проявляется в их способности нарушать целенаправленную деятельность. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании, он может позабыть, что ему надо делать. Отрицательные эмоции могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а положительные могут явиться поводом для самоуспокоения, благодушенствования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.
Слайд 21Роль эмоций (продолжение)
Управляющая роль эмоций. Эмоции важны для управления поведением человека,
являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.
Слайд 22I. Эмоциональное реагирование (продолжение)
Аффект - бурное кратковременное переживание, возникающее в тех
случаях, когда человек не способен найти приемлемый выход из жизненно или социально опасной ситуации и использует сложившиеся в эволюции программы поведения.
Слайд 23Фазы аффекта
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ.
ФАЗА ВЗРЫВА.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ФАЗА.
Слайд 26II. Эмоциональные состояния
Эмоциональные состояния, являются
эмоциональной составляющей психических
состояний.
Настроение – это слабо
выраженное устойчивое состояние, которое постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в жизнедеятельности.
Слайд 27Характеристики настроения
1) слабой интенсивностью;
2) значительной длительностью;
3) подчас неясностью его причины. Испытывая
то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями (при плохом настроении у человека после сна говорят, что он сегодня встал не с той ноги);
4) влиянием на активность человека. Постоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе.
Слайд 29Понятие стресс.
Понятие «стресс» введено канадским ученым Гансом Селье
(1936 г.), который определил стресс, как "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», то есть как одинаковую реакцию организма на самые различные события. Стрессовая реакция - это адаптационный механизм организма, помогающий ему приспособиться к изменениям, встретить их во «всеоружии».
Слайд 30Виды стресса.
Стрессы можно подразделить на:
эмоционально положительные
и эмоционально отрицательные;
кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;
физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные
Слайд 31
Эмоционально положительный стресс
Позже Селье ввёл дополнительно понятия:
Эустресс
Дистресс
Эустресс - «положительный стресс». Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Слайд 32
Эмоционально отрицательный стресс
Дистресс - «отрицательный стресс». Негативный тип
стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.
Симптомы дистресса:
головная боль;
упадок сил;
нежелание что-либо делать;
потеря веры в улучшение ситуации в будущем;
возбуждённое состояние, желание идти на риск;
частичная потеря памяти, в связи с шоковым состоянием;
нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;
переменчивое настроение;
усталость, вялость.
Слайд 33
Кратковременный (острый) стресс.
Для острого стресса характерны быстрота и
неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.
Слайд 34 Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто
возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных.
Если кратковременный стресс далеко не всегда причиняет тяжелый вред организму, то хронический стресс уж точно ни к чему хорошему не приводит!
Долговременный (хронический) стресс
Слайд 35
Физиологический стресс
Физиологический
стресс возникает в
результате прямого
воздействия на
организм различных
негативных факторов (боль, голод)
Слайд 36Психологический стресс
Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением:
опасность, информационная перегрузка.
Эмоциональный – имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (войны, тяжелые болезни), его социальному статусу, межличностным отношениям.
Информационный – возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.
Слайд 37Эмоциональные состояния
Фазы стресса
А) Фаза тревоги, Б) Фаза сопротивления, В) Фаза истощения
Слайд 38Физиология стресса
С точки зрения физиологии стресс - это каскад физиологических
реакций, который начинается с выработки норадреналина в структурах головного мозга с последующим вовлечением множества функциональных систем организма.
Слайд 39
Мотивация - это актуализация потребности человека к получению знаний. Чем обусловлена
потребность - зависит от индивидуальных психологических характеристик, социальных условий и множества других факторов. Чем выше мотивация, тем сильнее эмоциональное выражение ожидания успеха (или неуспеха). Положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с ранее сформированным прогнозом. Другими словами, если человеку что - то удалось лучше, чем он ожидал, возникают положительные эмоции. При дефиците информации или уменьшении вероятности решения задачи формируются отрицательные эмоции. Степень выраженности эмоций зависит от ожидаемых последствий успеха решения задачи.
Таким образом, вероятность информационной перегрузки напрямую связана с уровнем мотивации. С другой стороны, именно люди с высокой мотивацией имеют наибольшие перспективы. Как показали исследования, студенты с высокой мотивацией к обучению имеют более высокий средний бал, но существенно более высокий уровень личностной тревожности и более высокую вероятность развития неврозов и неврозоподобных состояний.
Для возникновения информационного стресса необходимо одновременное действие трех факторов:
1.Большой объем информации;
2. Необходимость усвоения этой информации в ограниченное время;
3. Высокая мотивация к усвоению информации.
Слайд 40
Реакция организма
на физиологический и психологический стресс.
Под их воздействием:
сердце
начинает биться чаще и сильнее, повышается кровяное давление,
учащается дыхание,
изменяется водно-солевой баланс крови,
в крови повышается содержание сахара и число лейкоцитов,
ускоряются все биохимические реакции,
повышается энергетический потенциал.
Организм готов к взрывным действиям. Если стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, а также когда мы вспоминаем пережитое, в кору головного мозга вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса.
Слайд 41Эмоциональные состояния
Фрустрация — психическое состояние (напряжение), вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно
так воспринимаемыми) препятствиями.
Слайд 42Факторы фрустрации:
Депривация - психическое состояние, при котором люди испытывают недостаток удовлетворения
своих потребностей;
Относительная депривация – восприятие своего положения как худшее по сравнению с положением других;
Часто причиной детской агрессии является фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.
Слайд 43Эмоциональные состояния
Тревога – состояние: 1) Реакция на опасность, 2) которая угрожает
«ядру» личности, + 3) ощущение беспомощности.
Тревожность – личностная черта - ощущение неопределенной угрозы; чувство диффузного опасения и тревожного ожидания.
Слайд 44Эмоциональные состояния
Эмпатия
Быть в состоянии эмпатии – значит воспринимать внутренний мир другого
со всеми эмоциональными и смысловыми оттенками. Но без потери ощущения «как будто».
(К. Роджерс)
Слайд 45III. Эмоциональное отношение
Эмоциональное отношение (чувства), характеризуется устойчивым эмоциональным отношением человека к
миру и реализуются посредством различных чувств.
Они являются продуктом исторического развития психики, а на уровне отдельной личности — воспитания.
Чувства носят предметный характер и выражают мировоззренческие установки личности.
Слайд 46Отличие чувств от эмоций
Предметность и конкретность;
Связь с социальной средой;
Связь с сознанием;
Более длительны, чем эмоции;
Индивидуальность, полярность, интегральность;
Связь с жизнедеятельностью организма;
Наличие исторического характера.
Слайд 47Классификация чувств
Нравственные чувства – представляют собой субъективное отношение человека к различным
сторонам общественного бытия (к людям, к себе, к обществу в целом);
Интеллектуальные чувства – сопровождение интеллектуального процесса (удивление, интерес, чувство догадки);
Эстетические чувства – связаны с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов.
Слайд 48Десять комплексов чувств по Б.И. Додонову
1. Альтруистический – в основе лежит потребность
в содействии и помощи, покровительство другим людям.
2. Коммуникативный – базируется на потребности в общении, дружественных отношениях, сочувствующем собеседнике.
3. Глористический – потребность самоутверждения, славы, почета.
4. Праксический – ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе.
5. Пунический – борьба опирается на потребность в преодолении опасности, на базе которой возникает позднее интерес к борьбе.
Слайд 49Десять комплексов чувств по Б.И. Додонову
6. Романтический – стремление ко всему необычайному,
таинственному.
7. Гностический – стремление понять, разрешить сложную проблему.
8. Эстетический – тяга к произведениям искусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к переживанию чувства прекрасного.
9. Гедонистический – выражение потребности в телесном и душевном комфорте.
10. Акзитивный (приобретение) – тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Слайд 50Эмоциональные свойства личности
Общие черты обеспечивают общие особенности эмоциональности и проявляются в
сходстве протекания разнообразных эмоций у одного человека.
Специальные черты - склонность человека к более частому переживанию конкретных эмоций. Примерами специальных черт могут служить тревожность, гневливость, жизнерадостность, агрессивность и т.п.
Слайд 51Общие черты
эмоциональная возбудимость - склонность человека реагировать эмоционально/неэмоционально и также реагировать
эмоционально даже на очень слабые эмоциогенные стимулы;
импульсивность - отражает быстроту перехода от эмоций к соответствующим им поступкам, при высокой импульсивности этот переход очень быстрый, без предварительного обдумывания и принятия решений;
Слайд 52Общие черты
эмоциональная лабильность - ригидность -отражает обычную для человека скорость перехода
от одного переживания к другому или скорость затухания эмоциональной реакции;
интенсивность эмоционального реагирования - отражает склонность человека переживать и демонстрировать разные эмоции более или менее бурно.