Слайд 1
Психологические свойства и состояния человека, их учет при организации педагогического процесса
33
вопрос
Слайд 2Психические свойства
Индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека (направленность, мотив, способности, темперамент
и характер)
Слайд 3Темперамент
Природно-обусловленная совокупность динамических проявлений
Тип темперамента:
Холерик
Сангвиник
Флегматик
Меланхолик
Слайд 4Таблица 1. Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека
Слайд 5Характер
Индивидуальное сочетание относительно устойчивых психических особенностей, обуславливающих типичный для данного человека
способ поведения в определенных жизненных условиях
Акцентуация – врожденные черты характера
Направленность характера – интересы и склонности
Слайд 7Существуют две классификации типов акцентуаций характера.
Первая предложена K. Leongard (1968) и
вторая – А. Е. Личко (1977).
Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким (1977).
Слайд 8Способности
Индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности (ряда деятельностей), обусловливающие легкость
и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности, однако не сводимые к знаниям умениям и навыкам.
В психологии принято выделять:
общие способности – способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений, способности во взаимодействии с людьми);
специальные способности – способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, оперативные и т.д.).
Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью.
Слайд 10Предпосылкой развития способностей являются задатки.
Слайд 11Психические состояния
Общая характеристика степени активности психических процессов в отдельно взятый момент
времени (бодрости, активности, пассивности, апатии, боевая готовность, бессознательное и подсознательное…)
Слайд 14Диагностика психических состояний проводится на двух уровнях: психофизиологическом и собственно психологическом:
опросник
САН, направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения;
предпочтения цвета или формы в структуре психического образа;
диагностику эмоциональной напряженности по особенностям речи, мимике лица и др.