Психологические особенности обучения взрослых презентация

Содержание

Внимание У взрослых людей объем запоминаемых объектов составляет в среднем от 6 до 11, о чем следует помнить, подбирая материала. Переключение с одного вида деятельности на другой происходит более

Слайд 1Психологические особенности обучения взрослых
.


Слайд 2Внимание

У взрослых людей объем запоминаемых объектов составляет в среднем от 6

до 11, о чем следует помнить, подбирая материала.

Переключение с одного вида деятельности на другой происходит более продуктивно, если новое задание интересно для аудитории.

Концентрация внимания происходит успешнее, если используются приёмы поддержание эмоционального фона (юмор, афоризмы, крылатые слова), информация носит актуальный характер, а также, используются разные каналы восприятия.


Слайд 3Упражнение
Перед вами лист со словами, написанными разным цветом. Быстро постарайтесь назвать

цвет, которым написаны слова. Не читайте слова, только называйте цвет. Вначале это упражнение очень трудно выполнить, так как  за восприятие текста и цвета отвечают  разные полушария головного мозга. Это упражнение помогает устанавливать новые связи между полушариями, помогает мозгу работать более эффективно и отлично тренирует концентрацию и переключаемость внимания.

Слайд 4Память
При подаче нового материала, следует учитывать «эффект края» или «эффект первого

впечатления», когда информация, прозвучавшая в начале и в конце объяснения запоминается лучше, чем та, которая преподносится в середине изложения.

Следует помнить и о таком свойстве психики взрослого человека: запоминается лучше та информация, которая не имеет законченного действия, так называемый «эффект Зейгарник».




«Я слышу — и я забываю,
я вижу — и я запоминаю,
я делаю — и я понимаю».
Конфуций



Слайд 5Особенности восприятия информации слушателями
визуал
аудиал
кинестетик
Благодаря пяти способам восприятия —
зрению,
слуху,
вкусу,


обонянию,
осязанию
— мозг получает информацию о внешнем мире.

Для этого предназначены пять органов чувств: глаза, уши, язык, нос и кожа.

Во время занятий необходимо воздействовать, насколько это возможно, на все органы чувств учащихся, чтобы улучшить их восприятие и запоминание информации.

Слайд 6


Тип темперамента
меланхолик
сангвиник
флегматик
холерик


Круг Айзенка


Слайд 7Работоспособность
Эффективность усвоения нового материала повышается, если он разбит на несколько занятий,

каждое из которых длится не более 1,5 часов.

Следует учитывать этапы работоспособности взрослого человека:
первые 20 минут - «включаемость» в работу, поэтому материал должен быть достаточно облегчен для восприятия;
далее - фаза максимальной работоспособности, которая длится 30 – 40 минут;
последующие 30 минут происходит спад активности, внимание слабеет, запоминание происходит менее продуктивно;
последние 10 минут характеризуются истощением психических процессов, однако, помня об «эффекте края», на этом отрезке работы следует повторить все, изложенное на занятии, что поможет лучшему запоминанию материала.


Слайд 8Коэффициент надежности персонала (оптимальный) =1,0
К надежности нефтехимика = 0,84


Слайд 9Коммуникативная компетентность – знание норм и правил делового общения, владение его

технологией. Включает: -коммуникативную уверенность; - наличие способности оценивать и анализировать качества и состояние собеседника; - управление межличностными отношениями; - стратегии и тактики межличностного воздействия; - социальные роли в общении.

Функции общения:
Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.


Слайд 10Коммуникация – это обмен информацией между людьми
Основные элементы коммуникационного процесса:
Отправитель –

лицо, генерирующее идею либо собирающее информацию и предающее ее.
Сообщение – информация, закодированная в виде символов
Канал – средства передачи информации
Получатель – тот, кому предназначена информации

Процесс коммуникации


Слайд 11Личность преподавателя
Дж. Родари: "Величайшее заблуждение в отношении учебного процесса заключается в

мнении, что этот процесс должен проходить угрюмо".

Слайд 12Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности



Качества личности (в порядке предпочтения), на которых базируется авторитет преподавателя:
Профессионализм и глубокие знания предмета.
Умение образно и доступно излагать свои мысли.
Высокая общая культура и эрудиция.
Быстрота реакции и мышления.
Умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.
Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.
Способность понимать психологию слушателя, его достоинства и недостатки.
Внимательность по отношению к собеседнику. Доброжелательность и терпеливость.
Строгость в сочетании со справедливостью.
Психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях.
Аккуратный внешний вид.

К качествам, противопоказанным преподаванию, относятся:
Высокомерие, грубость, недоброжелательность;
Самовлюбленность;
Менторство;
Застенчивость;
Медленная реакция, консерватизм;
Стремление подавить слушателя;
Несобранность, лень;
Излишняя эмоциональность, взрывчатость;
Отсутствие педагогического мастерства.


Слайд 13
Особенности обучения взрослых


Слайд 14Характерные черты обучения взрослых
неприказной, недирективный характер обучения;
ориентация обучения на достижение

результатов в решении проблем;
постановка проблем и создание необходимых знаний;
связь с практикой и проверка с ее помощью полученных результатов обучения;
постоянное обсуждение содержания, форм и методов обучения в учебной группе;
принятие на себя ответственности за процесс обучения всеми членами группы и преподавателем;
процесс оценивания результатов обучения с участием всех членов группы;
диалог между членами учебной группы.


Слайд 15Рекомендации, касающиеся организации и содержания обучения взрослых
1. Роль преподавателя, работающего со

взрослыми обучаемыми, заключается в поддержании, стимулировании потребности в обучении и саморазвитии, а не в предоставлении информации.

2. Следует включать в учебный процесс опыт взрослых, делая его составной частью общего процесса обучения.

3. Знания, получаемые в процессе обучения, должны находить практическое применение в деятельности обучаемого.

4. Педагогика партнерства – это единственно возможная форма взаимодействия между преподавателем и взрослым обучаемым.

5. Преподаватель, работая со зрелыми личностями, должен сам быть зрелой личностью, уметь воспринимать мир с различных точек зрения и быть толерантным к иным мнениям.

Слайд 16Принципы контекстного обучения взрослых
Принцип проблемности. Этот принцип предполагает представление учебного материала

в виде проблемных ситуаций и вовлечение слушателей в совместный анализ и поиск решений. Проблемное содержание занятия должно передаваться в проблемной форме.

Принцип игровой деятельности. Для активизации слушателей целесообразно использовать игровую деятельность с помощью игровых процедур: разыгрывание ролей, мозговой атаки, блиц-игры и т. д. Применение их в начале лекции способствует снятию эмоционального напряжения, созданию творческой атмосферы и формированию познавательной мотивации.

Принцип диалогического общения. Активизация лекции предполагает использование определенных методических приемов включения слушателей в диалогическое общение, протекающее в виде внешнего и внутреннего диалога. При этом создаются условия возникновения самоорганизации коллективной деятельности обучающихся.

Принцип двуплановости. Двуплановость проявляется при внедрении в лекцию или практическое занятие игровых элементов. В этом случае осуществляется два плана: первый план — условный, игровой; второй план — реальный, направленный на формирование и развитие умений и навыков по специальности.

Слайд 17Методы обучения


Слайд 18Имитация


Слайд 19
Способы проведения занятий, при которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации познавательной

активности, социальных процессов








Слайд 21Особенности обучения взрослых


Слайд 22Особенности взрослых людей при обучении:
осознанное отношение к процессу своего обучения;

потребность в

самостоятельности;

потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию;

практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;

наличие жизненного опыта — важного источника знаний;

влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.


Слайд 23Создание атмосферы психологической поддержки (фасилитации)
1. С самого начала и на всем

протяжении учебного процесса преподаватель должен демонстрировать полное доверие к обучаемым.
2. Он должен помогать обучаемым в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым обучаемыми в отдельности.
3. Он должен всегда исходить их того, что у обучаемых есть внутренняя мотивация к обучению.
4. Он должен выступать для обучаемого как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной проблемы.
5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого слушателя.
6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8. Он должен открыто выражать в группе свои чувства.
9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого учащегося.
10. Наконец, он должен хорошо знать себя.

Группа 4


Слайд 24Предупреждение и разрешение конфликтов
при выступлении слушателя необходимо психологически расположить его к

максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации;

в случае неудовлетворительного ответа слушатель должен осознать, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы;

ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления слушателя.

Группа 4


Слайд 251. Постоянно поддерживать зрительный контакт со всеми слушателями в зале.
2. Время

от времени задавать участникам риторические вопросы, не требующие ответа.
3. Просить помощи, обращаться за советом к слушателям.
4. Делать паузы в речи.
5. Изменять темп речи и громкость звука.
6. Перемещаться по аудитории, жестикулировать.
7. Время от времени предлагать аудитории выполнить какое-либо действие (посмотрите вокруг, за окно, поднимите руки и т.д.).
8. При длительном выступлении не реже одного раза в 20 минут менять характер деятельности аудитории: говорите, отвечайте на вопросы, показывайте слайды, передавайте по аудитории раздаточный материал.
9. Время от времени обращаться лично к кому-либо из слушателей в зале.
10. Своевременно делать перерывы и проветривать помещение.

СОВЕТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

Группа 5


Слайд 26СОВЕТЫ ЛЕКТОРУ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЗЫ, ЖЕСТИКУЛЯЦИИ, ТЕХНИКИ РЕЧИ
1. Не скрещивать ноги, не

ставить их вместе. Положение тела должно быть устойчивым - лучше ставить ноги на ширину плеч.
2. Следить, чтобы колени были всегда выпрямлены, когда Вы стоите.
3. Сместить центр тяжести немного вперед.
4. Спина должна быть прямой.
5. Следить, чтобы плечи были расслаблены.
6. Жестикулируя, держать руки выше линии пояса.
7. Избегать мелких, нефункциональных движений руками.
8. Не стоять все отведенное для лекции время на одном месте, двигайтесь по сцене или аудитории.
9. Допускается держать одну руку в кармане брюк. Но только одну и только в кармане брюк.
10. Не прятать ладони рук. Чаще демонстрируйте их в жестикуляции. Это формирует доверие слушателей.
11. Следить за темпом речи. Стараться говорить медленнее.
12. Не подходить слишком близко к сидящим в зале и не прикасаться к ним.
13. Если в аудитории слышны разговоры, сделать паузу. Когда разговоры стихнут - продолжать говорить.

Группа 5


Слайд 2714. Следить за дыханием. Не набирайте очень много воздуха, а новую

небольшую порцию не добирать до того, как закончится предыдущая.
15. Во время выступления четко придерживаться логики содержания лекции. Постоянные отклонения от темы мешают сохранению внимания и могут раздражать аудиторию.
16. Если ошиблись, не оправдываться и не делать вид, что ничего не произошло. Извиниться без унижения и продолжать.
17. Поддерживать диалог с аудиторией.
18. Шутить только в том случае, если у Вас это хорошо получается. Но даже тогда шутка может не понравиться аудитории, что находится в плохом настроении.
19. Говорить "И напоследок..." только один раз.
20. Не говорить: "Собственно, это все что я хотел Вам сказать..."
21. Заканчивая выступление, поблагодарить аудиторию за внимание, сотрудничество, используя при этом техники комплимента.
22. Заканчивать выступление немного раньше, чем планировалось.


Группа 5


Слайд 28Восприятие и запоминание информации распределяется следующим образом:
10% — при чтении;

20% —

на слух;

30% — визуально (зрительно);

40% — на слух и визуально одновременно;

60% — при устном обсуждении темы;

80% — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблемы;

90% — при самостоятельном обнаружении проблемы и поиске решения


Слайд 29Пирамида обучения


Слайд 30

Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика