Слайд 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Селезнева Антонина Владимировна
кандидат политических наук,
доцент
кафедры социологии и психологии политики
факультета политологии
МГУ имени М.В. Ломоносова
Слайд 2Кто такой лидер?
Лидер (от английского leader – ведущий, идущий впереди) -
человек, обладающий влиянием, авторитетом, властью.
Слайд 3Какие функции в группе выполняет лидер?
Основные функции лидера:
организация совместной жизнедеятельности структуры;
выработка
и поддержание групповых норм и правил в группе;
внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
принятие ответственности за групповые результаты;
установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата.
Слайд 4Современные теории лидерства
Теория черт. Лидерство – результат появления личностных качеств.
Ситуационная теория.
Лидерство - результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.
Теория определяющей роли последователей. Лидерство – результат действий группы последователей. «Свита делает короля».
Психологическая теория. Лидерство – порождение индивидуальной и групповой психологии людей. Власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов.
Слайд 6Формальное и неформальное лидерство
Формальный лидер осуществляет влияние с позиции своего статуса
или занимаемой должности.
Неформальный лидер оказывает влияние с помощью своих способностей, умений и других ресурсов.
Слайд 7Стили лидерства
Авторитарный стиль предусматривает, что руководство, власть и ответственность в группе
или организации в целом сосредоточены в одних руках. Огромное внимание авторитарный лидер уделяет послушанию и порядку среди членов группы.
Либеральный стиль (он же попустительский или анархический) предполагает варианты, когда лидер отпускает ситуацию на самотек и позволяет группе вести себя так, как удобно е членам.
Демократический стиль отличается предоставлением большой свободы членам группы. Члены группы коллективно принимают решения и самостоятельно выбиают средства достижения целей. Этот стиль руководства и лидерства считается оптимальным.
Слайд 8Типы лидеров по критерию исполняемой роли
организатор (функция групповой интеграции);
инициатор (выдвижение
идей и решение новых проблем);
генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
эталон (образец, идеал, «звезда»);
мастер (специалист в каком-то виде деятельности);
эрудит (отличается обширными знаниями).
Слайд 9Основные компетенции в реализации лидерской позиции
Компетенция
целеполагания
Компетенция
прогнозирования
Компетенция
принятия решений
Слайд 10Лидер и команда
Команда - это группа людей, имеющих общие ценности, стремящихся
к достижению совместно определяемой цели, постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия.
С точки зрения социальной психологии команда – это малая группа с присущими ей групповыми целями, нормами и ценностями.
В команде как малой группе люде взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга.
Слайд 11Лидер и команда
Огруппленное мышление – тенденция подавлять инакомыслие в интересах группы.
Где
и почему возникает?
Если сплоченная группа, члены которой связаны узами взаимной симпатии.
Если группа относительно изолирована от инакомыслящих.
Если есть авторитарный лидер, дающий понять, какое решение он приветствует.
Слайд 12Лидер и команда
Огруппленное мышление
Слайд 13Лидер и команда
Как лидеру предотвратить огруппленное мышление?
Быть беспристрастным – не становиться
ни на чью сторону.
Поощрять критическую оценку, назначать «адвоката дьявола».
Периодически дробить группу на подгруппы, затем вновь объединяться и обсуждать разные точки зрения.
Приветствовать критику со стороны тех, кто не входит в группу.
Прежде чем приступить к реализации принятого решения, созвать совещание «последнего шанса» и вновь обсудить все оставшиеся сомнения.
Слайд 15Политические лидеры
Петр Первый
Владимир Путин
Слайд 16Представления о политических лидерах прошлого
Слайд 17
Рядовые граждане олицетворяют с лицами ведущих политиков партии, движения, страну, да
и политику в целом
Слайд 18Типы политического лидерства по М. Веберу
Слайд 19Харизматический лидер
Типичные особенности харизматической личности:
способность заражать своей энергией окружающих;
внушительная внешность;
независимость характера;
хорошо
сформированные риторические способности;
восприятие восхищения своей личностью.
Слайд 20Роль или личность?
Является ли лидер продуктом своего статуса или именно личность
придает роли лидера блеск?
В.С. Черномырдин Е.М. Примаков
Слайд 21Роль или личность?
Б.Н. Ельцин
М.С. Горбачев
Слайд 22Феномен «обамомания», охвативший весь мир, сошел на нет еще до конца
Слайд 23Даже простое перечисление лидеров советского периода показывает, что общее основание в
виде политического режима еще не означает единообразия в типе лидерства
Слайд 24Личность лидера
Личность – уникальное сочетание психологических особенностей, обусловленное условиями политической социализации.
Мотивы
Политические
ценности
Поведенческий стиль
Слайд 25Мотивация политиков
Мотивы – побудители к действию.
Мотив власти (Б. Обама, Ю. Тимошенко,
Б. Ельцин)
Мотив достижения (Б. Клинтон, Д. Медведев, В. Путин)
Мотив аффилиации (Дж. Буш-ст., Дж. Буш-мл., М. Горбачев)
Слайд 27Политические ценности
Политические ценности – основополагающие идеи и принципы, определяющие политические ориентации
и политическое поведение.
Патернализм
Сотрудничество
Демократия
Почвенничество
Слайд 28Поведенческий стиль
идеолог, манипулирующий идеями, концепциями общественного переустройства (К. Маркс, Мао Цзэдун,
А. Линкольн, Г. Зюганов, Д. Ливанов);
агитатор, манипулирующий эмоциями, настроениями последователей, умеющий увлечь массы (Ф. Кастро, М.Л. Кинг, В. Жириновский, А. Навальный);
администратор, манипулирующий ситуациями. Большинство современных политиков выступают в роли администраторов и менеджеров (А. Воробьев, С. Шойгу, С. Лавров).
Слайд 29Личность лидера или его образ?
Имидж – целенаправленно и сознательно конструируемый образ
политика, призванный оказать эмоциональное
воздействие на электорат.
Образ – спонтанно
формирующиеся в сознании
граждан представления о
политике.
Слайд 30Структура образа лидера
индивидуальные характеристики личности (внешность, возраст, темперамент, характер, сила, активность,
интеллектуальные способности, харизма, внешний вид, манера говорить и одеваться, умение производить впечатление);
социальные характеристики личности (социальный статус, степень известности и авторитет, наличие привлекательных идей и сторонников);
символические характеристики личности.
Слайд 31Коммуникативная стратегия формирования образа лидера нации
(на примере В.В.Путина)
Вербальные знаки
Источники: официальные
выступления, интервью.
Лексика: официальная,
четко определяемая
Специфика: «Путинизмы»
Жесты
Отсутствие жестикуляции в начале деятельности.
Слайд 32Коммуникативная стратегия формирования образа лидера нации
(на примере В.В.Путина)
«Путинизмы»
«Мы будем преследовать
террористов повсюду. Если, пардон, в туалете поймаем, то и в сортире их замочим» (Из речи в Астане, 1999 год);
«Котлеты отдельно, мухи отдельно»
(Из выступления на заседании Правительства, 2001 год).
«Мне не стыдно перед гражданами, которые голосовали за меня дважды, избирая на пост президента Российской Федерации. Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил» (пресс-конференция в Кремле, февраль 2008 года).
«Но если кто‑то думает, что, совершив подлое военное преступление, убийство наших людей, они отделаются помидорами или какими‑то ограничениями в строительной и других отраслях, то они глубоко заблуждаются» (Послание к Федеральному Собранию, 2015 г.)
Слайд 33Коммуникативная стратегия формирования образа лидера нации
(на примере В.В.Путина)
Невербальные знаки
Интонация –
медленный темп речи, интонационные паузы, смысловые акценты.
Мимика – прямой устойчивый взгляд, улыбки.
Слайд 34Коммуникативная стратегия формирования образа лидера нации
(на примере В.В.Путина)
Жесты
Уверенность в
себе
Руководящая должность
Критическая оценка
Слайд 35Коммуникативная стратегия формирования образа лидера нации
(на примере В.В.Путина)
Каналы коммуникации
Телевидение (официальные
каналы);
Газеты и журналы (официальные, пропрезидентские);
Радио (официальные сообщения);
Интернет (использует впервые, интерактивное общение с гражданами).
Слайд 36Коммуникативная стратегия формирования образа лидера нации
(на примере В.В.Путина)
Впервые использованы:
Прямые линии
с население России (с 2005г.);
Пресс-конференции с журналистами (с 2005г.);
Сайты во время
избирательных кампаний
(2000, 2004 и 2012 гг).
Слайд 37Коммуникативная стратегия формирования образа лидера нации
(на примере В.В.Путина)
ОБРАЗ
Сильный
Уверенный в себе
Волевой
Военный
Защитник
Слайд 38Коммуникативная стратегия формирования образа лидера нации
(на примере В.В.Путина)
«Тефлоновый президент»
Невосприимчивость массового
сознания к любой негативной информации, касающейся В. Путина.
Слайд 39Имиджи политиков
хозяин (Б. Ельцин, Ю. Лужков)
артист (В. Жириновский)
отличник (Г. Явлинский)
молодое дарование
(Б. Немцов, С. Кириенко)
сподвижник или боярин (политики второго эшелона, не претендующие на лидерство)
одиночка (политические самовыдвиженцы)
Слайд 40
Спасибо за внимание!
Желаю успехов!
E-mail: ntonina@mail.ru