Слайд 1Психологическая служба
в образовании
(введение)
Prezentacii.com
Слайд 2Что это?
Психологическая служба образования – компонент целостной системы образования.
Она
соединила в себе науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей этого развития в образовательных учреждениях
Слайд 3ПСО – интегральное явление, представляющее собой единство четырех аспектов:
Научного
Прикладного
Практического
Организационного
Слайд 4Научный аспект
Предполагает научное обоснование и разработку психодиагностических, коррекционно-развивающих, психопрофилактических
программ, способов и средств применения психологических знаний в конкретных образовательных учреждениях.
Слайд 5Прикладной аспект
Предполагает использование психологических знаний работниками образования при составлении учебных программ,
разработке дидактических и методических материалов
Слайд 6Практический аспект
Непосредственная работа с участниками образовательного процесса для решения тех или
иных конкретных проблем
Слайд 7Организационный аспект
Предполагает создание действенной структуры ПСО, обеспечивающей взаимодействие всех звеньев службы
по организационным и содержательным вопросам
Слайд 8Научное основание концепции ПСО – теоретические положения о личности как целостной
психологической структуре, формирующейся в процессе жизни человека.
Слайд 9В основании ПСО лежат
Теория ведущей деятельности личности (А.Н. Леонтьев)
Теория возрастной периодизации
(Л.С. Выготский)
Теория критических периодов (Л.С. Выготский)
Теория развивающего обучения (В.В.Давыдов) и др.
Слайд 10Цель ПСО
Создание психолого-педагогических условий , обеспечивающих полноценное психическое развитие ребенка на
всех этапах онтогенеза, то есть забота о сохранении и укреплении психологического здоровья детей и подростков
Слайд 11Основные задачи ПСО
Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого
возраста
Развитие индивидуальных особенностей детей и подростков
Оказание своевременной помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса
Слайд 12Актуальное и перспективное направления в деятельности ПСО
Актуальное направление ориентировано на решение
злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании детей.
Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка
Слайд 13Структура службы
Детский практический психолог в ОУ
Психологические кабинеты в муниципальных органах образования
Центры
ПСО региона(региональный уровень) и отдел ПСО МО РФ (федеральный уровень)
Слайд 14Нормативно – правовая документация
педагога - психолога
Положение о ПСО данного ОУ
Должностная
инструкция
Положение о психолого - медико – педагогическом консилиуме ОУ
Слайд 15Учетная документация
педагога - психолога
Журнал консультаций психолога
Журнал учета групповых форм работы
Карта
психологической помощи
Программа коррекционно-развивающих занятий
Слайд 16Отчетная документация
педагога-психолога
Перспективный план работы
Аналитический отчет
Статистический отчет
Слайд 17Виды деятельности
педагога - психолога
Психологическая диагностика
Психологическая профилактика
Психологическое просвещение
Психологическое консультирование
Психологическая коррекция
Слайд 18Диагностическая работа
Изучение особенностей развития ребенка методами психодиагностики. Она позволяет определить причины
наблюдаемых явлений и разработать пути коррекции нежелательных сторон личностного развития.
Слайд 19Диагностическая работа
Групповая и индивидуальная
Скрининговая и углубленная
Диагностика интеллектуальных способностей
Диагностика особенностей мотивации
Диагностика личностных
качеств
Диагностика взаимоотношений
Слайд 20Диагностическая работа
Направления диагностики:
интеллектуальное развитие;
эмоциональная и мотивационная сфера;
индивидуально-типологические особенности;
межличностные отношения.
Слайд 21Диагностические методики
МЭДИС; матрицы Равена; тест Векслера; ГИТ, ШТУР; АСТУР; культурно-свободный тест
Кеттелла и т.д.
Тест Люшера; опросник Басса-Дарки; опросник Спилберга-Ханина; тест руки (Hand-test) и др.
Опросник Айзенка; Смишека и т.п.
Социометрия, тест РДО и др.
Слайд 22Психопрофилактическая работа
Первичная профилактика (100%)
Вторичная профилактика (30%)
Третичная профилактика (10%)
Работа с детьми «группы
риска»
Работа с детьми ОВЗ и инвалидами
Слайд 23Психологическое просвещение
Приобщение участников образовательного процесса к психологическим знаниям.
Формы:
Лекции, беседы, семинары, недели
психологии, стендовые доклады
Слайд 24Психологическое консультирование
Прямое консультирование (работа с детьми над решением возникающих у них
проблем)
Опосредованное консультирование ( помощь педагогам и родителям в организации работы с детьми)
Слайд 25Профориентационная работа
Ознакомление с миром профессий
Профдиагностика (ДДО, ОВПЦТ, Карта интересов, методика Голланда
и др)
Выявление наличия ПВК предпочтительных профессий
Профконсультации
Слайд 26Литература
Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов: М.К. Акимова и др.//Под
ред. И.В. Дубровиной. М.: МПА, 1995
Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997
Организация психологической работы в школе/Под ред. М.Р. Битяновой М.: Совершенство, 1998