Концепции современного естествознания презентация

Содержание

Естествознание, являясь основной всякого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие как своими методологическими установками, так и общемировоззренческими представлениями, образами и идеями. Особенно мощным такое воздействие оказывается в настоящую

Слайд 1Концепции современного естествознания


Слайд 2 Естествознание, являясь основной всякого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук

значительное воздействие как своими методологическими установками, так и общемировоззренческими представлениями, образами и идеями. Особенно мощным такое воздействие оказывается в настоящую эпоху, эпоху научно-технической революции, радикального изменения отношения человека к миру, к системе производства, глобальных интеграционных процессов как в науке, так и в культуре в целом. Подготовка современного специалиста-гуманитария с широким базовым образованием уже немыслима без ознакомления его с историей и современным состоянием естественнонаучного познания. Все это делает необходимым введение в учебные планы подготовки специалистов по гуманитарным отраслям науки курса "Концепции современного естествознания", который призван дать широкую панораму как истории естествознания, так и наиболее общих элементов современной естественнонаучной картины мира, мировоззренческих и методологических представлений, формирующихся в нашу эпоху в недрах естествознания. Опыт преподавания показывает, что изучение курса "Концепции современного естествознания" способствует выработке у студентов ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку. Это очень важно именно в наше время, когда накатывается новая очередная волна мифологизации культуры, общественное сознание ремифологизируется, когда в массовом сознании все чаще ставятся под сомнения достижения, ценности и возможности научного познания мира, происходит всплеск интереса к мистицизму, расцвет квазинаучного мифотворчества, паракультурных форм сознания, оккультизма, магии, астрологии, спиритизма и др. Утверждение идеалов научно-рационального отношения к действительности, на которых по сути построена вся наша цивилизация, приобретает особую значимость в условиях, когда бегство от материализма к мистике, от науки к мифу стало модой для отечественного и зарубежного безбрежного скептицизма. А безбрежный скептицизм, так же как и безбрежный догматизм, является мощным тормозом общественного и культурного развития.

Слайд 3М.А. Волошина 2009
http://http://biologii.net
1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. -Новосибирск: ЮКЭА,

1997.
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного есетсвознания. Основной курс в вопросах и ответах: Учебное пособие.- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2003. – 407 с.
3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М.: Академ. Проект, 2005.
4. Кожевников Н.М. Концепции современного естествознания. – СПб, 2009.
5. Степин B.C., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира. - М.: Наука, 1997.

Слайд 4Проводится по билетам
Ничем пользоваться нельзя
ЗАЧЕТ/ЭКЗАМЕН


Слайд 5 Начала науки – механистическая картина мира.

Концепции современного естествознания
Лекция 1


Слайд 6Наука – один из способов получения и представления информации о мире
Другие

– миф, технология, религия, искусство, право.
Только одна из цивилизаций – европейская – породила науку

Слайд 7Науки бывают
естественные
неестественные
и
противоестественные

Лев Ландау
гуманитарные
математика


Слайд 8 В любом частном учении о природе можно найти науки

лишь столько, сколько имеется в ней математики
Кант

Слайд 9Что такое наука
Наука – рациональное знание, основанное на фактах

К самим фактам

– достаточно жесткие требования

Слайд 11Требования к фактам
Достоверность (прилагается точный метод и условия получения данных)
Воспроизводимость
Изложение в

научных понятиях

Уже в самом процессе сбора и описания фактов присутствует теория



Слайд 12Наука – критическое познание
Умеренный скептицизм:
Ничему не доверять без проверки
Принимать проверенное
Проверка
обоснование
Факты,

гипотезы

Научная теория




Слайд 13Наука строит теоретические модели природы
В модели всегда выделяются лишь какие-то свойства

объектов, другие игнорируются

Сознание границ применимости



Слайд 14Научная теория – связная концептуальная система высказываний
Как она строится?
описание фактов


формулировка частных законов →
формулировка общих законов (если повезет)

Слайд 15Требования к теории
Непротиворечивость
Проверяемость
(К.Поппер – фальсифицируемость)


Слайд 16Дополнительные критерии хорошей теории
математическая красота
«бритва Оккама», а также общность подхода ко

многим системам
предсказательная сила

возможность выяснить внутри самой теории её область применимости

Уильям Оккам
William Ockham
1285–1349


Слайд 17Принцип соответствия
старые теории сохраняют свое значение как предельный и частный случай

новых, более общих и точных.
классическая механика Ньютона – предельный частный случай теории относительности
современная синтетическая теория эволюции не опровергает теорию Дарвина, но дополняет и развивает ее

Слайд 18Томас Кун. Структура научных революций. 1962


Слайд 19Парадигма – теория, составляющая ядро научных знаний.
задает направления и способы

научной деятельности.
вокруг парадигмы группируются частные теории, для которых она является фундаментом
Научные революции – смена парадигм

Слайд 20Научная революция – основные черты
крушение и отбрасывание идей,
быстрое расширение знаний

о природе, вступление в новые ее области, ранее недоступные для познания
появление новых методов исследования
революцию вызывает не само по себе открытие новых фактов, а радикально новые теоретические следствия из них
совершается в сфере теорий, понятий, принципов

Слайд 21 Чем дальше эксперимент от теории, тем он ближе к

Нобелевской премии

Фредерик Жолио-Кюри

Слайд 22Понятие концепции
Концепция – философская, мировоззренческая составляющая научных парадигм
Примеры:
Концепции пространства и времени
Концепции

взаимодействия
Концепция детерминизма

Слайд 23Цели курса
целостное рассмотрение понятий и теорий современных наук, формирующих ядро научной

картины мира
дать представление о научном мышлении
и его противоположности – характерные стереотипы и дискуссионные приемы лженаук, научить проводить демаркационную линию между ними

Слайд 24Характерные черты лженауки
Некритичность
Использование неточных, часто обыденных и размытых понятий
Грубые ошибки в

постановке опытов – отсутствие контроля и воспроизводимости
Сознательное искажение и подтасовка фактов
Отсутствие системности – связи с остальным научным знанием, непротиворечивости с ним и внутренней. Покушение на авторитеты.
БОЛЬШИЕ БУКВЫ и много пафоса
Интенсивная самореклама на ТВ и в прессе

Слайд 25Популярные лженаучные теории
Память воды
Торсионные поля
Астрология
Волновая генетика
Научный

креационизм

Слайд 26Программа курса
Фундаментальные теории физики
классическая механика
теория относительности
квантовая механика
теория элементарных частиц
Космологические теории
теория

Большого взрыва и эволюция Вселенной
происхождение Солнечной системы
Концепции геологии
эволюция планеты Земля
Концепции биологии
происхождение и эволюция жизни
эволюция человека

Слайд 27 Физика–основа естествознания
Смена картин мира – это революции в

физике

Слайд 28Смена картин мира в физике
Натурфилософская – античность и сред. века
геоцентризм

(Птолемей)
гелиоцентризм (Коперник)
Механическая – с 17 в. (Галилей и Ньютон).
Термодинамическая – 19 в. (Бойль, Джоуль, Томпсон, Аррениус)
Электромагнитная – конец 19 в. (Максвелл).
Квантово-релятивистская – начало 20 в (Эйнштейн и создатели квантовой механики)
Теория всего? - 21 в.

Слайд 29Натурфилософия
Тотальный дедуктивизм - выведение свойств вещей из общих принципов, постулируемых рассуждениями


Существует как часть философии – философия природы

Слайд 31Рождение современной науки – Новое время
На чьих плечах стояли Галилей и

Ньютон

Слайд 3216 век Николай Коперник


Слайд 33Граница мира у обоих – неподвижная сфера звезд
За ней Птолемей

предполагал еще какие-то сферы

Слайд 3416 век, II половина Джордано Бруно
Звезды – такие же солнца, только

далекие
Они тоже могут иметь планеты
На них тоже может быть жизнь
Вселенная бесконечна


Идея бесконечности звездных миров


Слайд 35Галилей – основы научного метода
Галилео Галилей
1564 – 1642
Эксперимент, гипотеза, постулирование универсальности

физических законов – одинаковы в любое время и в любой точке пространства
(→ требование воспроизводимости)
Аристотель: наука – то, что стремится постичь суть вещей.
Галилей: главное – метод.
Научно то, что опирается на эксперимент и математику.

Слайд 36Принцип инерции Галилея
Если на тело не действует сила,

то тело находится
либо в состоянии покоя,
либо в состоянии прямолинейного равномерного движения

Слайд 37Инерциальная система отсчета
Это система, в которой выполняется закон инерции: если на

тело не действуют внешние силы, то оно находится в состоянии покоя или прямолинейного равномерного движения.
Произвольная система отсчета, движущаяся равномерно и прямолинейно относительно инерциальной системы отсчета, также является инерциальной.

Слайд 38Принцип относительности Галилея
Законы механики во всех инерциальных системах отсчета

одинаковы.
Нет какой-то «выделенной» системы отсчета.
Никакими экспериментами нельзя определить, какая из двух систем стоит на месте, а какая движется.

Слайд 40Декартово сомнение
Метод координат
Рене Декарт
1596 – 1650


Слайд 41Механическая картина мира
Механика Ньютона


Слайд 42Сэр Исаак Ньютон 1642 —1727


Слайд 43Математические начала
натуральной философии
1687


Слайд 44 Вывести из явлений два или три общих принципа движения

и затем изложить, как из этих общих принципов вытекают свойства и действия всех вещественных предметов.
Ньютон

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика