Психолингвистический аспект УПДК взаимодействия презентация

Содержание

Психолингвистические особенности УПДК связаны с проявлением эго-состояний личности. Американский психолог Эрик Берн разработал в 60-х годах модель эго-состояний (я-состояний). 3 состояния сознания: Родителя, Взрослого или Ребенка. Родитель –

Слайд 1ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПДК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Выполнили: Акопян Анна
Великородняя Юлия


Слайд 2Психолингвистические особенности УПДК связаны с проявлением эго-состояний личности. Американский психолог Эрик Берн разработал

в 60-х годах модель эго-состояний (я-состояний).
3 состояния сознания: Родителя, Взрослого или Ребенка.

Родитель – это живущая в нас система стереотипов, впитанных в детстве и воспитанных социумом, это комплекс традиций, предрассудков и норм поведения. Девиз Родителя – «так полагается».
Взрослый – присущая в той или иной манере каждому человеку способность к самостоятельному и непредвзятому принятию решений, объективному восприятию и взвешенному анализу ситуации. Девиз Взрослого – «разумно».
Ребенок – спонтанное поведение, фантазия, творчество и эмоции. Основное слово – «хочу».

Слайд 3Без Родителя человек должен был бы каждый раз заново осваивать человеческий

опыт.
Взрослого позволяет трезво оценивать действительность, контролировать поведение и действие Родителя и Ребенка.
Ребенок – источник многих радостей, положительных чувств, постоянного ощущения новизны и поиска.
Распознавание эго-состояний осуществляется через анализ интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущи конкретному типу ролей.

Слайд 4Специфика речевых трансактов
Трансакты – любое вербальное и невербальное общение, как минимум, двух

людей.
Различают три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый.
Эффективность коммуникации достигается в случае параллельного трансакта, а именно: при профессионально-деловом взаимодействии Ребенка (эго-состояние) с Ребенком, Взрослого со Взрослым и др. Другие варианты общения могут характеризоваться сложностями и непониманием.
Перекрестные трансакты, например Взрослый – Ребенок, полезны при условии их сознательного и конструктивного использования.
Наибольшая сложность кроется в скрытых трансактах, когда, к примеру, одной стороной (Взрослым) сознательно или бессознательно в УПДК.
Для успешной УПДК нужно владеть, таким образом, всеми эго-состояниями

Слайд 5Репрезентативная система в УПДК
Репрезентативная система (сенсорный канал) – это система, посредством

которой субъектом воспринимается и перерабатывается информация, поступающая из внешнего мира.
Репрезентативная система может быть представлена:
визуальным каналом – воспринимает и перерабатывает информацию зрительных образов;
аудиальным каналом (акустическим) – ведущая роль принадлежит слуховым ощущениям;
кинестетическим (двигательно-эмоциональным) – восприятие осуществляется посредством ощущений

Слайд 6УПДК и деятельность мозга
Человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий.


Левое полушарие – это связь с сознанием; методическое мышление; мышление, направленное на анализ и контроль, временные процессы, понятийное сходство;
Правое полушарие – слуховая, зрительная сфера, восприятие; творческая (созидательная) функция, образная память.

Слайд 7Визуальная система общения
жесты; мимика, позы; пространственно-временная организация общения; контакт глазами (визуальный

контакт); вспомогательные средства общения, в том числе подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); общая моторика различных частей тела.

Слайд 8Акустическая система
подразделяется на следующие аспекты: – паралингвистическая система (система вокализации, т.е.

темп голоса, его диапазон, тональность) – экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств: покашливание, смех, плач, темп речи)

Слайд 9Тактильная система
Прикосновения, пожатие рук, объятие, поцелуи. Основные функции невербального общения: – выражение

межличностных отношений; – выражение чувств и эмоций; – управление процессами вербального общения (разговором); – обмен ритуалами;

Слайд 10Невербальные знаки
Невербальные знаки подразделяются следующим образом:
интенциональные – специально производимые для передачи

информации;
неинтенциональные – непреднамеренно выдающие эту информацию.
В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (покраснение лица, дрожание рук, голоса). Неинтенциональные знаки могут содержать и речь (оговорки, акцент и особенности произношения). Поскольку данные знаки говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и правильно оценивать.

Слайд 11Визуальный контакт
Визуальный контакт. Для того чтобы установить хорошие отношения с другим

человеком, следует смотреть на него от 60 до 70% всего разговора. Важным является не только промежуток времени, в течение которого смотрят на вас, но также и та область лица и тела, на которую устремлен взгляд.

Слайд 12Деловой взгляд, устремленный в область лба собеседника, создает серьезную атмосферу, деловой

настрой.
Светский взгляд, устремленный ниже уровня глаз собеседника, способствует созданию атмосферы непринужденного общения.
Взгляд поверх очков может означать, что к человеку относятся критически и пытаются каким-то образом его оценить.
Взгляд искоса свидетельствует или об интересе, или о враждебности.
Сочетание такого взгляда со слегка поднятыми бровями или улыбкой говорит об интересе.
Если же он соединяется с нахмуренными бровями или же опущенными уголками рта, то это говорит о подозрительном или критическом отношении.
«Пустой» взгляд, устремленный при этом в какую-то определенную точку, иногда выражает смущение, стеснительность, стыд, недостаток знаний, уверенности.
При этом часто «собачий», с признанием вины, взгляд снизу вверх может свидетельствовать о скрытности, коварстве.
Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды – сигнал к установлению контакта.

Слайд 13Жесты
Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен

для общающихся сторон.
Различают жесты: – коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запрета, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.); – выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.д.); – описательные (имеют смысл только в контексте речевого высказывания).

Слайд 14Мимика
Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до

10 – 15% информации.
Радость, счастье: брови и губы расслаблены, щеки и уголки губ приподняты, а в уголках глаз небольшие морщинки.
Злость, раздражение: брови напряжены, сведены вместе, рот плотно закрыт.
Удивление: губы и лицо в целом расслаблены, глаза округлее обычного состояния, брови взметнулись вверх, а рот приоткрыт.

Слайд 15 Просодика
Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают

образ человека и отражают его эмоциональное, психическое состояние
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, темп голоса, сила ударения.

Слайд 16Проксемические особенности невербального общения
Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Это понятие ввел американский антрополог Э. Холл в начале 1960-х годов (проксемика (от англ. Proximity - близость).
Знание дистанции позволяет прогнозировать реакцию другого человека в процессе общения.

Слайд 17Существуют следующие зоны в человеческом общении:
интимная (50 см): в нее допускаются

лишь близкие, хорошо знакомые люди.
личная, или персональная (50 – 120см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами.
социальная (120 – 400 см): обычно создается во время встреч в кабинетах и других служебных помещениях.
публичная (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге.
Выбор дистанции общения зависит от взаимоотношений между
людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и
от индивидуальных особенностей людей (например, интроверты плохо
переносят слишком близкую дистанцию).

Слайд 18Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры.
Общее

количество различных положений, которые может принять человеческое тело, составляет около 1000.
При закрытой позе человек каким-либо образом пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве.
При открытой же позе стоящий человек руки раскрывает ладонями вверх, сидящий раскидывает руки, ноги вытягивает.
Есть позы раздумья, позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец направлен к виску).

Слайд 19 Экстралингвистика
Экстралингвистикой исследуется включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических

проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов и т.д.
Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, дополняются, замещаются и предвосхищаются речевые высказывания, выражаются эмоциональные состояния.


Слайд 20 Такесика
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания.


Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

Слайд 21Спасибо за внимание!


Слайд 22 Список литературы:
Т.М. Балыхина. Уч.пособие «Содержательно-композиционная специфика устной профессионально-деловой речи». Москва, 2008.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика