Психофизиологический анализ профессиональной деятельности. (Тема 6) презентация

Содержание

ЛЕКЦИЯ ТЕМА 6: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Слайд 1МЧС РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ


Слайд 2

ЛЕКЦИЯ

ТЕМА 6: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Слайд 3
Цели занятия

Ознакомить обучающихся с основами психофизиологического анализа профессиональной деятельности и уровнями

трудовой деятельности.
Рассмотреть основные методы изучения профессии.


Слайд 4
Учебные вопросы

Основы психофизиологического анализа профессиональной деятельности
Человек как субъект трудовой деятельности
 




Слайд 5ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2011.
Григорьева Н.Н. Психофизиология

профессиональной деятельности. Учебный курс (учебно-методический комплекс). МИЭМП, 2009.
Губарева Л.И. Психофизиология: Учебное пособие для студентов вузов.-М: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 2007.-С.188.
Данилова Н.Н. Психофизиология.-М.: Аспект-Пресс,2007.-С.464.
Психофизиология: Учебник для вузов/Серия «Учебник Нового Века». 3-е изд. Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2007.


Слайд 6 Учебно-материальное обеспечение
- мультимедийный проектор, компьютерная техника;
- слайды


Слайд 7ВВЕДЕНИЕ
Психофизиологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов

и частных методических приемов. Познание психофизиологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по её совершенствованию, обеспечение эффективности и безопасности труда предусматривает получение и использование научных фактов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности. Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психофизиологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов, которые будут рассмотрены в данной лекции.
 
 



Слайд 8УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1 ОСНОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Слайд 9 Психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает рассмотрение

ее как сложного, многомерного и многоуровневого, динамического и развивающегося явления, и поэтому исследование деятельности не ограничивается анализом только психологических составляющих, рассматривается физиологическое обеспечение деятельности и анализ физиологических процессов, ее реализующих.

Слайд 10 Методы изучения профессии
анализ рабочих документов (руководства, инструкции)

– для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности;
наблюдение за рабочим процессом – для сбора визуальной информации о содержании деятельности; Метод наблюдения состоит в систематическом и целенаправленном контроле и анализе всех действий и операций, совершаемых специалистом. Наблюдение за работником и его деятельностью часто сопровождается хронометражем – замером времени выполнения каждой операции. Метод наблюдения применим в исследовании рабочих специальностей, не требующих сложного принятия решения и творчества.



Слайд 11
опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки);
самонаблюдение и самоотчет – воспроизведение субъектом труда

своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач;
трудовой метод – информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс;
биографический метод – анализ жизненного и профессионального пути;
физиолого-гигиенические методы – изучение условий деятельности;
8) эксперимент (естественный и лабораторный) – изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы).


Слайд 12 Психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает анализ психологических составляющих,

а также физиологическое обеспечение деятельности и процессов, ее реализующих. Именно поэтому психофизиологический анализ деятельности, изучение ее структуры, а также физиологических компонентов и их взаимоотношений с психологическими составляющими является основным направлением в совершенствовании трудовой деятельности человека.


Слайд 13УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2 ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Слайд 14Уровни анализа трудовой деятельности:

Нормативно-параметрический уровень: характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические

характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда…).
Морфологический уровень - сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, объединенные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую.



Слайд 15Функциональный уровень, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта

труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом).
Также, рассматривая трудовую деятельность как систему, В.Д. Шадриков выделяет следующие уровни ее анализа:
Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость. Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются «операторы»); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).




Слайд 16
Информационный уровень, где выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при

восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).
Структурно-функциональный уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный «вес» отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов.
Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; выделение критериев достижения (или не достижения) цели; предпочтительные цели; саму программу достижения цели и т.п.


Слайд 17Человек как субъект труда может исследоваться на разных уровнях:
- на

уровне деяния как единицы деятельности, которую себе задает сам человек;
- на уровне действий как процессов, направленных на достижение целей;
- на уровне операций как способов осуществления действий;
- осознаваемые элементы действий – макроэлементы – поддаются сознательному контролю (могут быть самостоятельно поставленные цели, когда работник контролирует направление своего внимания, сознания осмысленно, осознанно);
- микроэлементы действия плохо поддаются сознательному контролю.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика