Психофизиологические основы построения профессии и профессиографии. (Тема 5) презентация

ЛЕКЦИЯ ТЕМА 5: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОГРАФИИ»

Слайд 1МЧС РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ


Слайд 2

ЛЕКЦИЯ

ТЕМА 5: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОГРАФИИ»


Слайд 3
Цели занятия

Ознакомить обучающихся с основными подходами к содержанию и структуре профессиограмм

и принципами профессиографирования
Рассмотреть методы и схемы профессиографирования


Слайд 4
Учебные вопросы

Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм
Принципы профессиографирования, психограмма как

модель индивидуально-личностных качеств профессионала


Слайд 5ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2011.
Григорьева Н.Н. Психофизиология

профессиональной деятельности. Учебный курс (учебно-методический комплекс). МИЭМП, 2009.
Губарева Л.И. Психофизиология: Учебное пособие для студентов вузов.-М: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 2007.-С.188.
Данилова Н.Н. Психофизиология.-М.: Аспект-Пресс,2007.-С.464.
Психофизиология: Учебник для вузов/Серия «Учебник Нового Века». 3-е изд. Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2007.


Слайд 6 Учебно-материальное обеспечение
- мультимедийный проектор, компьютерная техника;
- слайды


Слайд 7ВВЕДЕНИЕ
Среди глобальных изменений, происходящих в общественном разделении

труда, необходимо в первую очередь отметить следующие трансформации. Это и появление совершенно новых видов профессиональной деятельности, которых просто не было еще несколько лет назад, причем именно они характеризуются наибольшей сложностью и «психологичностью». Это и исчезновение многих – отживших (или отживающих) свой век профессий. Это и изменение пропорций в соотношении разных типов деятельности – выход на доминирующие позиции одних из них и утрата лидирующего положения другими. Наконец, это существенное изменение самого содержания большинства видов профессиональной деятельности в направлении его усложнения, ужесточения требований и к её процессу, и к результатам, а также и к условиям выполнения.



Слайд 8УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ И СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОГРАММ


Слайд 9 Процесс изучения отдельной профессии традиционно называют профессиографированием.

Итоговое описание профессии называется термином «профессиограмма». Профессии изучают не только психологи, но и экономисты, социологи, менеджеры (например, с целью аттестации трудовых постов или должностей).
В качестве примера описания профессии можно привести описание должности менеджера по персоналу в производственной организации (приложение 1). Такие описания называются квалификационными характеристиками, они разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ по отношению к каждой новой профессии (Квалификационный справочник…., 2001, с. 59-60).


Слайд 10 На основании целей и задач, для решения

которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяют следующие типы профессиограмм:
1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).
2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).
3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).



Слайд 11
4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими,

поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы.
5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).


Слайд 12УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2 ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ, ПСИХОГРАММА КАК МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРОФЕССИОНАЛА


Слайд 13 Представителем отечественной школы психологии профессий К.К. Платоновым

(1971) разработаны следующие принципы профессиографирования:
Принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы;
Принцип личностного подхода: следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими.
Принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении;
Принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий.



Слайд 14 Принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а

также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии;
Принцип перспективности и реальности: рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-историческом аспекте;
Принцип этический: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии;
Принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характеристики могут быть установлены лишь при изучении конкретных трудовых постов в организациях и постепенном обобщении частных видов труда в группы по специальностям и профессиям;
Принцип целостности: профессиональная деятельность человека не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий, операций, а его психика – как сумма относительно самостоятельных психических функций.





Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика