Слайд 1ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и
подчинении его целям человека.
Характерные черты деятельности человека:
Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Слайд 2*Рефлексия – самопознание, анализ своих действий
Слайд 3РАЗНОВИДНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы
для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность - связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.
Слайд 4РАЗНОВИДНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Познавательная деятельность- отражает действительность в научной и художественной форме, а также
в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность- представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.
Слайд 5Основные виды человеческой деятельности:
Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является
производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.
Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
Слайд 6Основные виды человеческой деятельности:
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен
идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Слайд 7ОТЛИЧИЕ ОТ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНОГО
Слайд 8Мышление
- активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и
т. п.
Характерные черты мышления:
- неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека
- опосредованный характер
- обладает личностным характером
- включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности
Слайд 9Основные функции мышления:
Установление всеобщих взаимосвязей
Понимание сущности конкретного явления как разновидности
определенного класса явлений
Обобщение свойств однородной группы явлений и др.
Слайд 10Классификация видов мышления
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие
предметов в процессе действий с ними;
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
По характеру решаемых задач:
Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Слайд 11
Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного
отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.
Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
Слайд 12Мышление - фундаментальная способность человека
Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного
мира, законы его существования.
Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
Слайд 13Потребность
- нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма,
человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Потребности человека можно условно разделить на три группы:
биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.)
социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.)
духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры)
Слайд 15Разновидности потребностей
Потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные):
Удовлетворение мнимых потребностей ведет
к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.
Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.
Слайд 16Интерес
— это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам
и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность.
Слайд 17Интересы различаются:
по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные),
по сфере направленности (экономические,
политические, социальные, духовные),
по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности),
по возможностям осуществления (реальные и мнимые).
Слайд 18СПОСОБНОСТИ
Способности – это особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо
деятельностью.
Любая способность берёт начало с природных задатков!
Слайд 19ЗАДАТКИ
Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие
его способностей
Для развития задатков необходимы определенные условия – среда, окружение и т.д.
Слайд 20КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
1. Умственные (совокупность умственных способностей – интеллект);
2.Музыкальные;
3.Художественные;
4.Хореографические и т.д.
При должном
уровне развития способностей речь уже идёт о таланте
Слайд 21ТАЛАНТ
Талант — выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык, и приводят к
наибольшему успеху в той или иной области
Талант можно как развивать, так и окончательно загубить.
Слайд 22ГЕНИАЛЬНОСТЬ
- высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности
Гений способен создать новую эпоху,
совершить основополагающее открытие в области, которой он занимается.