Слайд 1ПСИХОДИАГНОСТИКА
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
ВИВТ, 2015
Самохин Юрий
Слайд 2ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК РАЗДЕЛ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Психология как наука:
общая
дифференциальной
При психодиагностике нужно
ответить на следующие вопросы:
Что диагностируется?
Каким образом осущ-ся диагностика(как от измерений перейти к результатам)?
Психодиагностика как раздел дифференциальной психологии относится к дифференциальной психологии
Она изучает индивидуальные различия между людьми и вариативность их психологических свойств
Слайд 3МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ И ВЫСОКОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Малоформализованные:
беседы, наблюдения
анализ продуктов деятельности
опрос
Высокоформализованные:
анкеты
опросники
Слайд 4ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Главный инструмент психодиагностики- ТЕСТ
Под тестом в узком смысле
понимают стандартизированные психологические испытания
Тесты:
индивид и групповые
письменные и устные
бланковые, переметные
аппаратурные, компьютерные
вербальные и невербальные
Слайд 5В практике высшей школы применение психологического тестирования отвечает следующим целям:
улучшения
качества образования
способствования умственному и личностному развитию студентов
разработки психологических критериев роста профессионализма преподавателей, использования психологических методов на стадиях отбора абитуриентов или контроля успешности обучения и т.д.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ
Слайд 6ИСТОРИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Общественное мнение и отношение
общества сильно повлияли на использование психодиагностических средств «компенсаторные обучающие программы» США и западная Европа
В 20-е годы в России психодиагностика начала применяться при приеме в высшую школу
Слайд 7ПРОБЛЕМЫ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Ограниченность тестов в изучении потенциальных возможностей
умственного развития
Традиционные тесты не позволяли строить коррекционно-развивающую работу
Содержание основывалось на опыте и интуиции авторов теста, а не на научных представлениях об умственном развитии и роли в нем обучения.
Слайд 8ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
Психодиагностика как психологический метод
используется для сравнения
индивидуальных свойств
Валидность- это комплекс показателей, отражающих
разные аспекты оценки ее соответствия (или адекватности) той психологической реальности или тем психологическим конструктам, измерение которых предполагается
Слайд 9КОЭФФИЦИЕНТЫ ИЗМЕРЕНИЙ
Аспекты валидности:
теоретическая- проверка самого инструмента измерения
прагматическая- проверка методики с
точки зрения ее практической значимости, эффективности, полезности
Коэффициент валидности:
низкий порядка 0,20-0,30
средний - 0,30 - 0,50
высокий - выше 0,60
Надежность
Слайд 10ШКАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЯХ
Психологические свойства могут быть измерены в следующих
шкалах:
НАИМЕНОВАНИЙ, где разные психологические показатели могут быть приписаны к разным классам
ПОРЯДКА, или ранговая шкала; с ее помощью определяют порядок следования элементов друг за другом, но неизвестным остается деление на шкале
шкала ИНТЕРВАЛОВ (например, коэффициент интеллекта - IQ), на основе использования которой можно не только установить, у какого субъекта то или иное свойство более выражено, но и на сколько единиц оно более выражено
шкала ОТНОШЕНИЙ, с помощью которой можно указать, во сколько раз один измеряемый показатель больше или меньше другого.
Слайд 11КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Типы психологических показателей
Тесты интеллекта
Тесты способностей
Тесты достижений
Проблема умственного развития в
связи с успешностью адаптации в высшей школе
Личностные тесты
Проективные техники
Слайд 12НОМОТЕТИЧЕСКИЙ И ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ
Номотетический
измеряется индивидуальная выраженность всех тех параметров, сквозь призму
которых исследователь рассматривает каждого испытуемого
Идеографический
выявляются, в первую очередь, именно те свойства, которые присущи только
конкретному лицу, чаще всего исп-ся в рез-те интервью, бесед
Слайд 13ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
L - life record (факты жизни)
Т - test (проба,
испытание)
Q - questionnaire(опросник)
Классификация Р. Кеттелла.
Слайд 14ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА
Под ИНТЕЛЛЕКТОМ понимают:
широкий контекст познавательных процессов и умений (в том
числе особенности памяти, скоростные и динамические свойства при решении задач и т.д.)
операционализацию диагностируемой психологической реальности в способах
ее измерения.
Первоначально тесты использовали отбор детей, не справляющихся с общеобразовательной программой
Впоследствии для измерения индивидуально-психологических особенностей нормальных детей с целью ранжирования и классификации их по изучаемым признакам
Слайд 15IQ ТЕСТЫ
Этот коэффициент вычислялся на основе диагностического
обследования путем деления так называемого
"умственного возраста" (по числу выполненных заданий теста) на хронологический, или паспортный, возраст и умножения полученного частного на 100.
Величина выше 100 говорила о том, что
испытуемый решал задания, предназначенные для более старшего возраста
Границы IQ от 84 до 116
Слайд 16ШТУР АСТУР ТЕСТЫ
Адаптированные для России тесты
ШТУР- для 7-9 классов
АСТУР- для
абитуриентов и старшеклассников
Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников
Слайд 17ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ
Тесты способностей классифицируются:
по видам психических функций - сенсорные, моторные
тесты
по видам деятельности - технические и профессионализированные тесты, т.е.
соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т.д.)
Тесты профессиональный способностей:
ДАТ батарея тестов дифференциальных способностей
ГАТБ батарея тестов общих способностей
Слайд 18ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
С их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками
учебным материалом
Тест может использоваться в высшей школе для:
оценки эффективности профессионального обучения, сравнения разных методов и учебных программ путем
сопоставления достижений групп, обучающихся разными способами.
выявления пробелов в знаниях у начинающих профессионалов и их
своевременного доучивания
Объективность, простота применения, краткость процедуры делают их пригодными для
аттестации работников на разряд, для оценки квалификации.
Однако работа по созданию таких тестов не проста, она требует специальных знаний и квалификации.
Слайд 19ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В СВЯЗИ С УСПЕШНОСТЬЮ АДАПТАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Т.к.
обучение привязано к возрасту, то в будущем человек, который проявляет незаурядные способности для своего возраста будет вознагражден, что не до конца справедливо
Система вознаграждает раннее развитие, которое может быть, а может и не быть предвестником проявления способностей в будущем
Слайд 20ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ
Предметом диагностики становятся особенности мотивации, личностных черт, самоотношения, саморегуляции и
т.д.
шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттелла, или 16-PF
ряд опросников Г. Ай-зенка
опросник А. Эдвардса
Слайд 21ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ
Характерная черта всех методик этого типа - неопределенность, неоднозначность стимульного
материала (например, рисунков), который испытуемый должен интерпретировать, завершать, дополнять и т.д.
В целом методики данного класса успешно используются
в клинико-консультационной работе
Слайд 22АНКЕТЫ И ОПРОСНИКИ
Задания представлены в виде вопросов или
утверждений
Опросники могут применяться для исследования черт личности, ее интересов, предпочтений, отношений к окружающим и самоотношения, самооценки, мотивации и т.д.
Любые тесты, диагностирующие личностные особенности, применимы только в своей культуре
Слайд 23ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
В дифференциальной психофизиологии изучаются особенности основных свойств нервной системы и
их проявлений.
Психофизиологические методики отличаются от других тем, что они лишены оценочного подхода к человеку
Имеющиеся в настоящее время бланковые методики диагностики психофизиологических особенностей направлены на измерение наиболее изученных на данный момент таких свойств нервной системы, как сила-слабость, лабильность-инертность
Слайд 24ПСИХОДИАГНОСТИКА В КОНТЕКСТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРУПП СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Наряду с объективными
составляющими учебной ситуации и внешне заданными критериями успешности учебной и преподавательской работы можно выделять такие субъективные составляющие, как:
удовлетворенность процессом и результатами своей деятельности
межличностное взаимопонимание
умение контролировать свое общение с другими людьми
сложившиеся мотивационные структуры
готовность к личностному росту
Слайд 25ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ТЕСТИРОВАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ,
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ТЕСТОВ
Для студентов
колледжей была выявлена обратная связь между показателями тревожности и достижениями в интеллектуальных тестах
Также для различных групп студентов различаются результаты тестов в зависимости от поведения экспериментатора
Слайд 26КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Новые возможности предопределили сдвиг установок в пользу широкого применения
психологических тестов, но одновременно привели к возникновению иллюзий, что психолог уже не нужен, а преподаватель или студент сам может быть себе и психодиагностом.
Плюсы
формализации методов,
большая точности обработки данных,
освобождении преподавателя или психолога от рутинных операций
Минусы
нельзя сделать выводы о доверии результатам, без личностной включенности человека
программа не может заменить психолога с опытом проведения тестов
нельзя увидеть причинно- следственные связи в ответах