Слайд 1Профессиональная этика и служебный этикет
Лекция по теме № 10.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И
СУЩНОСТЬ ЭТИКЕТА И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Протокол ПМС №1
от 07 сентября 2015 г.
2015
Слайд 2План лекции:
1. Смысл и значение этикета и этикетных
норм поведения.
2. Единство этикета и этики как формы и содержания личностного проявления и его отношения к морали и обществу. Служебный этикет и культура поведения сотрудников ОВД.
3. Общая характеристика этикетных подсистем и их взаимодействия: вербальный, мимики и жестов, проксемики, атрибутики и др.
4. Традиции как формы идеально-должного образа жизни общества, социальной (профессиональной) группы.
Слайд 3Э т и к е т -
свод простых норм, правил общения
людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе - в той социальной сфере, где он живет, с членами которой взаимодействует.
Слайд 4Составляющие этикета:
Вежливость - внимательность, уважительность, доброжелательность в отношении к
людям, готовность оказать поддержку.
Такт (тактичность) - это проявление в отношении друг к другу чувства меры, сдержанности, приличия, умение сказать или сделать что-нибудь кстати, он исключает из взаимоотношений неловкость, неприличные жесты и неуместные суждения.
Слайд 5 Бестактность - это свидетельство отсутствия должного уровня культуры
у конкретного человека, показатель его грубости и невоспитанности.
Слайд 6Этикет и такт
Этикет и такт - не совокупность заученных
манер, а составная часть духовной культуры, выражение нравственной красоты личности.
Две стороны этикета:
морально-этическая (нормы поведения);
эстетическая (внешние формы проявления этих норм, изящество и красота манер).
Слайд 7М а н е р ы
это способ держать себя, внешние
формы поведения и обращения с другими людьми:
совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация) ;
характерные для человека походка, жестикуляция, мимика,
а также то, что принято называть "манера одеваться".
Слайд 8Служебный этикет
это формализованный свод правил и норм, включающий в себя
отношения сотрудников
друг к другу и их отношения к гражданам.
Слайд 9
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
это профессионально-этические правила
поведения
сотрудника органов внутренних дел
1
Слайд 10
Общие правила поведения сотрудника ОВД
Поведение сотрудника всегда и при любых
обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка.
Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника.
10
Слайд 11
Нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:
вести себя с чувством собственного достоинства,
доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к ОВД и готовность сотрудничать с ними;
постоянно контролировать своё поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения.
Слайд 12
продолжение
обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального
положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом;
оказывать уважение и внимание старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младшему – старшего, подчинённому – начальника, мужчине – женщину; первым подаёт (или не подаёт) руку – старший, (женщина - вне службы);
Слайд 13
Нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:
придерживаться делового стиля поведения, основанного на
самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить своё и чужое время;
Слайд 14продолжение
в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, умение искренне
радоваться успехам сослуживцев, содействовать успешному выполнению ими трудных поручений, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности
Слайд 15Нормы профессиональной этики предписывают :
сотруднику-мужчине по отношению к женщинам следует
проявлять благородство, особую учтивость, внимание и такт, быть предупредительным и вежливым на службе и в повседневной жизни.
Слайд 16Нормы профессиональной этики предписывают:
Сотруднику-женщине – не злоупотреблять заботой и вниманием сотрудников-мужчин,
проявлять достоинство и сдержанность в поведении и одежде, не использовать положение в коллективе в ущерб службе.
Слайд 17
Нормы профессиональной этики предписывают:
сотруднику приличествует быть примерным семьянином, утверждать
в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности, доверия, проявлять заботу о воспитании детей, формировании у них высоких нравственных качеств.
Слайд 18
Нормы профессиональной этики предписывают:
Сотруднику, управляющему транспортным средством, следует:
строго и точно
выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства повышенной опасности;
быть образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости;
Слайд 19Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику:
воздерживаться от использования наркотических, наркосодержащих
и психотропных веществ и препаратов, за исключением случаев официального медицинского назначения;
воздерживаться от курения табака в общественных местах, образовательных и иных государственных учреждениях, во время несения службы, а также на ходу и в движении;
Слайд 20Нормы служебного этикета предписывают сотруднику:
Воздерживаться от участия в азартных играх, посещения
казино и других игорных заведений;
беспорядочных половых связей;
отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальные прошлое и настоящее.
Слайд 21
Сотрудник должен помнить:
Аморальное поведение, неразборчивость и нечистоплотность в личных
связях, отсутствие навыков самодисциплины и распущенность, болтливость и несобранность наносят непоправимый ущерб репутации и авторитету органов внутренних дел.
Слайд 22
Поведение при выполнении оперативно-служебных задач:
работать с полной отдачей в
течение всего служебного времени, использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы исключительно в служебных целях;
применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случае, когда меры ненасильственного характера оказались неэффективными или не обеспечивают безусловного выполнения оперативно-служебных задач;
Слайд 23Продолжение:
стремиться свести к минимуму моральный вред при силовом задержании, обыске,
досмотре, не допускать излишней жёсткости, глумления и издевательств по отношению к правонарушителям (подозреваемым);
Слайд 24продолжение:
проявлять чуткость и внимание к потерпевшим и свидетелям, особенно
к людям преклонного возраста, женщинам, детям, людям с физическими недостатками, делая их участие в ходе выполнения следственных действий максимально удобным;
Слайд 25продолжение:
при проведении в жилом помещении обыска, выемки не допускать
небрежного отношения к предметам и личным вещам, имеющим значимость или ценность для граждан.
Слайд 26объяснить правонарушителю, если позволяет обстановка, в тактичной и убедительной форме причину
обращения к нему;
отдавать распоряжения властно, кратко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются;
При выявлении противоправных действий сотрудник должен:
Слайд 27продолжение:
сохранять выдержку и достоинство, контролировать своё эмоциональное состояние, своим видом
и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие;
Слайд 28продолжение:
проявлять эмоционально-психологическую устойчивость при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации, не позволяя
втянуть себя в конфликт, предпринимать все возможные меры к его разрешению и пресечению;
Слайд 29продолжение:
принимать все меры для установления психологического контакта с очевидцами и свидетелями,
располагать их к себе, оставаясь в то же время принципиальным, решительным и авторитетно представляющим государственную власть;
Слайд 30продолжение:
давать разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно
и ясно, со ссылкой на соответствующие требования нормативных правовых актов;
Слайд 31продолжение:
воздерживаться от жёстких действий и резких высказываний по отношению к правонарушителю
в присутствии детей, людей преклонного возраста, стараясь не травмировать их психику.
Слайд 32
При проведении опроса (допроса) сотруднику следует:
найти соответствующий тон и нужные слова,
чтобы снять эмоциональное напряжение, продемонстрировать подозреваемому и потерпевшему свою беспристрастность;
Слайд 33
продолжение:
разговаривать с правонарушителем (подозреваемым) в спокойной манере, уверенно и твёрдо, не
оказывая психологического давления;
обеспечить сочетание активности и настойчивости допрашивающего в получении правдивых показаний с уважением личности допрашиваемого.
Слайд 34 Для сотрудника недопустимы:
поспешность в принятии решений, пренебрежение процессуальными и моральными нормами,
использование средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам;
провокационные действия, связанные с подстрекательством, склонением, побуждением в прямой или косвенной форме к совершению правонарушений;
Слайд 35 продолжение:
разглашение фактов и обстоятельств частной жизни, ставших известными в ходе следственных
действий;
избирательный подход в принятии мер к нарушителям закона, правил дорожного движения;
равнодушие, бездеятельность и пассивность в предупреждении и пресечении правонарушений
Слайд 36
Правила, нормы поведения сотрудника:
Ограничение сотрудником прав и свобод граждан допустимо
только на основании и в порядке, предусмотренных федеральным законом.
Слайд 37
Правила, нормы поведения сотрудника:
В ситуациях, связанных с ограничением прав
и свобод гражданина, за исключением действий в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, сотрудник должен разъяснить ему основание такого ограничения.
Слайд 38
Правила, нормы поведения сотрудника:
Чрезвычайные обстоятельства не могут служить оправданием для нарушений
закона, пыток или других жестоких, бесчеловечных либо унижающих достоинство видов обращения и наказания.