Слайд 1Профессиональная (трудовая) деятельность личности
Лекция № 13-14
Слайд 2План лекции:
Профессиональная (трудовая) деятельность, её структура
Виды профессий и трудовой деятельности
Профессиональная пригодность,
профессиональный отбор и подбор.
Мотивация профессиональной (трудовой) деятельности
Профессиограмма
Профессионализм и его становление. Карьера.
Трудовой коллектив и его влияние на профессиональную деятельность личности.
Слайд 3
Наука
По необязательному заданию
Слайд 4Источники:
1. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие.- 2-е
изд,, перераб. и доп. М.:Логос, 1996. 320 с.- Эл.ресурс. – режим доступа: http://klex.ru/32k
2. Климов Е.А. Психология профессионального самооопределения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.:Академия, 2004. – 304 с. – режим доступа: http://bookre.org/reader?file=591060&pg=1
3. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с. – режим доступа: http://window.edu.ru/resource/197/38197/files/miemp012.pdf
Слайд 51. Профессиональная (трудовая) деятельность, её структура
Профессиональная (трудовая) деятельность людей— это одна
из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.
Профессии – исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.
Занятие – деятельность для поддержания человеком своего существования, но обычно не главная, не обязательно связанная с самореализацией.
Специальность определяется через предмет деятельности, как круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности.
Слайд 6Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру
(по Е.А. Климову).
– заданные
цели, представления о результате труда;
– заданный предмет (любая система, например, социальная, художественно-эстетическая и др.);
– система средств труда;
– система профессиональных служебных обязанностей;
– система прав;
– производственная среда, предметные и социальные условия труда.
Слайд 7Особенности структуры профессиональной деятельности:
1) сознательно поставленные цели — производство
определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и многое другое;
2) предметы труда — те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства труда — все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии — приемы и способы, применяемые в процессе производства;
5) трудовые операции.
Слайд 8Основные параметры профессиональной деятельности
Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие
параметры:
1) производительность труда — количество продукции, произведенной в единицу времени;
2) эффективность труда — соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов — с другой;
3) уровень разделения труда — распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).
О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.
Слайд 102. Виды профессий
Профессии типа
«Человек - Природа»
Слайд 11Профессии типа
«Человек - Техника»
Слайд 12Профессии типа
«Человек - Человек»
Слайд 14Профессии типа «Человек – Художественный образ»
Слайд 173. Профессиональная пригодность, профессиональный отбор и подбор
Профессиональная пригодность – совокупность психологических
и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда
Слайд 18Профессиональный отбор – система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности
человека к овладению определенной пригодности человека к овладению определенной профессией или группой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.
Медицинский
Физиологический
Педагогический
Психологический
Слайд 19 Профессиональный подбор – подбор профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному
человеку, его индивидуально-психологическим особенностям с тем, чтобы он смог полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой деятельности и получить профессиональное удовлетворение.
Слайд 20«Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО)
Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность
делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Опросник
1. а. Ухаживать за животными
б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их
2. а. Помогать больным людям, лечить их
б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы
3. а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
б. Следить за состоянием и развитием растений.
4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
Слайд 21 6. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б.
Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7. а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором и др.)
8. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10. а. Лечить животных
б. Выполнять вычисления, расчеты.
Слайд 2211. а. Выводить новые сорта растений
б. Конструировать,
проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15. а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
Слайд 2316. а. Делать лабораторные анализы в больнице
б. Принимать, осматривать
больных, беседовать с ними, назначать лечение
17. а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18. а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б. Работать на клавишных машинах (компьютере, телетайпе, телеграфе и др.)
Слайд 24Обработка результатов и интерпретация
Слайд 254. Мотивация профессиональной (трудовой) деятельности
Трудовая мотивация – основной компонент самосознания работника,
определяющий его отношение и поведение в труде, его реакции на конкретные условия труда.
Функции :
Побуждающая
Направляющая
Регулирующая
Слайд 26Компоненты мотивационной сферы:
Профессиональное призвание
Профессиональные намерения
Потребность в профессиональном труде
Ценностные
ориентации в профессиональной деятельности
Мотив профессиональной деятельности
Слайд 27Для сложившейся мотивационной сферы профессионального труда свойственны:
– разнообразие побуждений, что позволяет
поддерживать и укреплять мотивацию в различных условиях и обстоятельствах труда;
– качество и наличие параметров каждого из побуждений, например, действенности, осознанности, устойчивости;
– выделение главных побуждений, например, стремление трудиться на благо других конкретных людей;
– преобладание конструктивной направленности мотивационной сферы труда;
– гибкость, подверженность изменениям в зависимости от условий труда, социальных отношений в обществе, логике саморазвития человека и т.д.
Слайд 28Недостаточность мотивационной сферы профессиональной деятельности может выражаться в следующем:
– бедность мотивационной
сферы, присутствие только отдельных побуждений, например, мотивы только исполнительного труда, при отсутствии мотивов творчества;
– дискредитация прежних мотивов труда;
– доминирование мотивов, внешних по отношению к профессии (например, заработка, престижа, льгот), над внутренними (интерес к содержанию труда);
– наличие параметров незрелости побуждений (неустойчивость,
неосознанность и др.);
– конфликты между отдельными побуждениями, мотивами;
– неблагоприятная динамика мотивации, потеря интереса к профессии;
– неадекватность мотивационной сферы фактическому содержанию труда, например, нереальные цели;
– искусственное вызывание интереса к труду, например, за счет неправомерного увеличения риска.
Слайд 30Типологии мотивации
«Инструментально»
мотивированный
работник
2. Профессионально мотивированный работник
«Патриот»
4. «Хозяйская
мотивация»
Люмпенизированный работник
Слайд 31Содержательная теория мотивации трудовой деятельности Ф. Герцберга
Слайд 32Теорию ожидания (Виктор Врум)
Интенсивность мотивации – это функция совместного действия
следующих условий:
– ожидание того, что усилия приведут к ожидаемым результатам;
– ожидание того, что результаты повлекут за собой определенное вознаграждение;
– ожидание того, что вознаграждение будет иметь достаточную ценность для работника.
Слайд 33Теория справедливости (Дж. Стейси Адамс).
Основную роль в выполнении работы и
получении удовлетворения играет степень справедливости (или несправедливости), которую ощущают работники в конкретной ситуации на своей работе.
Слайд 34Практические рекомендации по повышению стимулов к труду
2 источника доплат: за счет
курящих и за счет некурящих.
Слайд 375. Профессиограмма
Профессиограмма — документ, в котором прописаны особенности конкретной профессии, раскрывающие
специфику профессионального труда и требования, которые предъявляются к человеку.
Профессиограмма включает в себя:
Общие сведения о профессии
Характеристику процесса труда
Санитарно-гигиенические условия труда
Психологические требования профессии к человеку (психограмму)
Пути получения профессии
Слайд 38Психограмма – часть профессиограммы, в которой указывают психические свойства человека, наиболее
подходящие для данной профессии
Слайд 406. Профессионализм и его становление. Карьера.
Профессиональное становление — это форма личностного
становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности.
Критерии:
- формальные
- неформальные
Слайд 41Карьера
успешное продвижение вперед в той или иной области (профессиональный рост, должностной
рост)
Слайд 42Потребности человека на этапе карьеры
Слайд 43Тип индивидуальной конфигурации внутриорганизационной карьеры
Слайд 447. Трудовой коллектив и его влияние на профессиональную деятельность личности.
Трудовой коллектив
— это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями.
Ценность коллективного труда?
Слайд 45Этапы развития трудового коллектива
«Притирка»
«Зрелость»
«Эксперимен-
тирование»
Слайд 46Психологические характеристики трудового коллектива
Морально-психологический климат.
Сплоченность работников коллектива.
Психологическая совместимость.
Уровень психологического давления коллектива
на своих членов и степень конформизма.
Слайд 47Задание: Какой тип индивидуальной конфигурации внутриорганизационной карьеры описывается предложенными ситуациями:
1.Сотрудник в течение ряда лет последовательно занимает должности мастера участка, начальника цеха, главного инженера, директора предприятия
2. Сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение
3.Сотрудник формально занимает должность, например, секретаря-референта руководителя организации, но неформально все больше влияет на принятие решений и исполняет функции советника при топ-менеджменте
4. Сотрудник продвигается от начальных позиций до руководителя в одном структурном подразделении; затем в другом структурном подразделении, в третьем и в целом по мере освоения разных видов деятельности продвигается по ступеням организационной иерархии
Слайд 48Задание (диагностика ☺)
Методика определения типа ценностных ориентаций (автор Е.И.Головаха)
Инструкция
Ниже представлен
ряд суждений о профессиях. Выберите из них наиболее соответствующие Вашим взглядам (не больше двух):
Для меня самая предпочтительная профессия - та, которая позволяет:
1). в наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества;
2). достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих;
3). работать в хороших условиях – в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций;
4). получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие мате-риальные условия;
5). проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности;
6). сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими.
Слайд 49Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к сфере
профессиональной деятельности:
- ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности (1 и 5);
- ценности, которые реализуются за счет профессиональной деятельности (2 и 4);
- ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности (3 и 6).
Определение типа ценностной ориентации
Непротиворечивый профессиональный: характеризует чело-
века с четкой профессиональной доминантой. Он соответствует следующим сочетаниям вариантов выбора – 1 и 2, 1 и 4, 1 и 5, 1 и 6, 2 и
4, 2 и 5, 5 и 4, либо выбору только одной ценности – 1, 2, 4, 5.
Противоречивый: характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные, и противоречащие им внепрофессиональные ориентации. Этому типу соответствуют следующие сочетания вариантов выбора – 1 и 3, 2 и 3, 2 и 6, 3 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 6.
Непротиворечивый внепрофессиональный: характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу соответствуют следующие варианты выбора – 3, 6, либо их сочетание.