История философии права: Древний Рим презентация

Стоицизм – философское направление, оказавшее серьезное влияние на римлян и римских юристов и одновременно ставшее первым философско-правовым учением, утвердившимся в Риме. Стоический платонизм Первыми стоиками в Риме в половине второго столетия

Слайд 1
Татаринцева Анастасия
Кучина Анастасия

2 академ. группа 1 Маг. МЧГП
История философии права: Древний

Рим

Слайд 2Стоицизм – философское направление, оказавшее серьезное влияние на римлян и римских

юристов и одновременно ставшее первым философско-правовым учением, утвердившимся в Риме.

Стоический платонизм
Первыми стоиками в Риме в половине второго столетия до н.э. становятся Панетий Родосский (180-110) и Посидоний (ок. 135-51 гг. до н. э.)
Панетий: трактаты «О надлежащем», «О промысле», «О школах», «О Сократе», «О благодушии», «Послание к Туберону»




Слайд 3Поздний (римский) стоицизм: I—II века н. э.
Сенека (4 — 65

гг. н. э.), Эпиктет (50—138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.) Развивали тезисы греческих стоиков:
Основное естественно-правовое требование стоицизма — жить в согласии с природой, что означает: жить честно и добродетельно согласно разуму, естественному (или общему) закону мироздания.
Естественный закон предстает как воплощение всеобщей и универсальной справедливости.
Космополитизм: все люди (по своей природе и по закону мироздания в целом) — граждане единого мирового государства.





Слайд 4Лу́ций А́нней Сене́ка (лат. Lucius Annaeus Sĕnĕca minor), Сенека Младший или

просто Сенека
Философские диалоги «О счастливой жизни», «О стойкости мудреца», «О душевном покое» и др.
В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру "закон судьбы" (т.е. естественное право=фатальность) играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе — государство и законы.
Причем само естественное право здесь выступает и как природный факт (порядок мироустройства и причинная цепь событий), и одновременно как необходимый императив разума.
Вселенная, согласно Сенеке, — естественное государство со своим естественным правом, признание которых — дело необходимое и разумное.
Считал, что существуют два государства – малое или конкретное (например, афинское), к которому каждого приписывает случайность, и большое (общемировое).
Исходя из представлений о естественном праве как общеобязательном и равном для всех мировом законе, Сенека наиболее последовательно среди стоиков отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей, включая сюда и рабов.






Слайд 5Сходные естественно-правовые представления развивал Эпиктет:
«чего не желаешь себе, не желай и

другим»
Этот принцип он использует для критики рабства как безнравственного и порочного явления, противоречащего естественному праву.
Стоик Марк Авре́лий Антони́н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 121 -180) — римский император (161—180) развивал представление о «государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных»
Философский дневник в 12 «книгах» «К самому себе»






Слайд 6Марк Ту́ллий Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicerō; 106-43 гг. до н.

э.)
В основе права лежит присущая природе справедливость. Духовное свойство природы является источником естественного права.
"Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга…» (О государстве)
Справедливость "воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними" (речь идет о правовом, формальном равенстве).
Государство (как "общий правопорядок") с его установлениями и законами (т. е. положительным правом) должно по своей сущности быть воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Человеком движут четыре стремления (они же и способности его) — стремление к истине, порядку, величию, благопристойности.
Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизирует в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах (О законах).
Формулирует важный правовой принцип: "под действие закона должны подпадать все" (О законах).
«Право народов» трактуется им как частью как положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т. е., по существу, как международное естественное право).
Формулирует существенный принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.
Естественно-правовые идеи используются им и для проведения различия между справедливыми и несправедливыми войнами.






19 философских трактатов: из них самые важные для нас
De re publica (О государстве) .
De legibus (О законах)


Слайд 7ИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД (с 27 г. до н.э.)
Своего расцвета римская юриспруденция достигает

в последний период республики и особенно в первые два с половиной века империи. Уже первые императоры (принцепсы) стремились заручиться поддержкой влиятельной юриспруденции и по возможности подчинить ее своим интересам. В этих целях выдающиеся юристы уже со времени правления Августа получили специальное право давать ответы от имени императора (ius respondendi).
Наиболее выдающиеся юристы классического периода: были Гай лат. Gaius (II в.), Папиниан (II—III вв.), Юлий Павел (II—III вв.), Ульпиан (II—III вв.) и Геренний Модестин (лат. Herennius Modestinus) (II—III вв.).
Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между ними спор решался мнением большинства, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана.





Слайд 8 Естественное право, право народов и цивильное право
Справедливое и доброе, что

и означает слово «право». (Юлий Павел)
То право, к которому природа научила все живое, ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам.(Домиций Ульпиан)
Право есть то, которое природа внушила всем живым существам (Юстиниан)





То право, которое каждый народ установил для себя. (Гай)
Прибавление к общему праву или исключение чего-либо из него - создание собственного, то есть цивильного право. Не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем придерживается его. (Домиций Ульпиан)
Право, которое установил у себя каждый народ сам.






Пример источника цивильного
права: Закон Петелия (326 г. до
н.э.)

Право, которым «пользуются народы человечества, является общим лишь для людей (и в их отношениях) между собой». (Домиций Ульпиан)
В современном понятии право народов – международное право.

Распространяется на всех живых существ.

Распространяется на римлян
(на римский народ).

Распространяется на весь человеческий род.

Пример в области
естественного права – право
на жизнь.

Пример права народов – нормы, регулирующие договоры купли-продажи, договоры найма.

Опреде л ение


Слайд 9Домиций Ульпиан (лат. Domitius Ulpianus, 170—228):
«Занимающемуся правом следует сначала выяснить, откуда

пришло наименование права (ius). Оно восходит к справедливости (iustitia): ведь, как элегантно определяет Цельс, ius est ars boni et aequi» («право есть искусство добра и эквивалента»).
«Справедливость – есть неизменная и постоянна воля предоставлять каждому его право. Предписания права есть следующие: жить честно, ни чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит. Справедливость есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом».
«По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о справедливости, возвещаем понятия добра и эквивалента, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой».

Право как справедливость и добро


Слайд 10Публий Ювентий Цельс (лат. Publius Iuventius Celsus; полное имя Публий Ювентий Цельс

Тит Ауфидий Гоэний Севериан (лат. Publius Iuventius Celsus Titus Aufidius Hoenius Severianus)
использует для выражения справедливости не понятие iustitia, а понятия boni (добра) и aequi (эквивалента).
Aequi – эквивалент, т.е. то специфическое свойство правового равенства, которое выражает смысл справедливости права.
Противоположность между справедливым и несправедливым выражалась путем противопоставления aequum ius и ius inquum.
Aequitas – нравственное понятие, означающее справедливость, правилость. (Теодор Кипп) Aequitas представляет с субъективной стороны лишь известную добродетель, аequitas в то же время определяло содержание норм. Право не совпадает с аequitas, но является его отражением.
Ius strictum – право, не вполне несправедливое, но все же недостаточно удовлетворяющее требования аequitas.
Принцип bonum et aequum (блага и справедливости).





Слайд 11Эмилий Папиниан (лат. Aemilius Papinianus; ок. 150 — 212): «Закон есть

предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или не по неведению, общий обет государства». (Описываются такие черты, как общеимперативность, разумность, социальность, общегосударственный характер).
Марциан: «Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть мысль и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, совершаемых как по воле, так и помимо воли, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней».




Что такое закон?


Слайд 12Бертран Расселл. Стоицизм. История западной философии.
Батиев Л.В. Эволюция правопонимания от античности

до нового времени (тезисы к истории философии права). Право и современные государства 2014 г./ № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru
Брагова А.М. Цицерон о законах идеального государства. https://cyberleninka.ru
Данильян О. Г. Философия права. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Синха С. П. Юриспруденция. Философия права. – М., 1995.
Шершеневич Г. Ф. История философии права. – М., 1911.




Список источников:


Слайд 13Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика