Слайд 1Раздел I.
Введение в психологию
Слайд 2Тема 1.1.
Предмет, задачи и методы психологии
(2 часа)
Слайд 3Вопросы к лекционному занятию
Психология как научная и практическая дисциплина
Виды психических явлений
Проблема
сознания в психологии
Проблема самосознания в психологии
Слайд 41. Психология как научная и практическая дисциплина
Психология – наука о закономерностях,
механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики
Психе (греч.) – душа; «логос» – знание
Психика – продукт деятельности нервной системы (мозга)
Предмет психологии – закономерности человеческой психики и деятельности
Слайд 5Принципы психологии:
детерминизма (причина и следствие)
историзма (развитие)
объективизма (познаваемость)
системности (взаимосвязь частей)
интегративности (целостность)
единства сознания
и деятельности
Слайд 6Задачи психологии
выявление условий и факторов эффективной деятельности каждого человека с
учетом реальных потребностей и возможностей общества;
создание необходимых предпосылок и комфортных социально-психологических условий для продуктивной жизнедеятельности, раскрытия творческого потенциала человека;
развитие психологии как интегративной сферы человековедения в современном обществе.
Слайд 7Связь психологии с другими науками
психология
физиология
социология
антропология
философия
биология
педагогика
Слайд 8Источники знаний о психических явлениях
Слайд 92. Виды психических явлений
Психические явления – результат активности психики, «следы» деятельности
психики в нашей жизни, которые можно изучить:
процессы
состояния
свойства личности
Слайд 10Психические процессы – формы субъективного отражения объективной действительности.
Психические состояния –
характеристика динамики психической активности.
Психические свойства личности – устойчивые индивидуальные особенности психики
Слайд 123. Проблема сознания в психологии
Сознание – это высший уровень отражения действительности
общественно-развитым человеком.
Характеристики сознания:
осознание
отношение
формирование целей деятельности
Слайд 13Признаки и особенности сознания
возникло благодаря качественно новому способу деятельности — труду;
не
обязательно связано с биологическими мотивами, а зачастую противоречит им;
построено на иных формах отражения действительности: не только наглядный, чувственный, а отвлеченный, рациональный опыт + абстрактное мышление
фактором развития сознания является возникновение языка и речи
Слайд 144. Проблема самосознания в психологии
Самосознание – это:
знание своего физического облика, состояния,
внутреннего духовного мира, своих возможностей;
самоотражение или рефлексия;
высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку;
идеальнуая модель окружающего мира, других людей и самого себя.
Слайд 15Признаки сохранного сознания
чувство деятельности – осознание себя в качестве активного существа
осознание
собственного единства в каждый момент времени
сознание собственной идентичности
сознавание того, что "Я" отлично от остального мира, от всего, что не является "Я".
Слайд 16Сознание и неосознаваемое психическое
В человеке сосуществуют как бы 2 инстанции:
1-й слой — социальный, внешний, наружный — сознательное;
2-й слой — биологическая сущность, инстинкты, влечения — бессознательное, которое представляет ядро психики
Слайд 17В структуре бессознательного психического:
Субсенсорные (то есть подпороговые) ощущения и восприятия.
Интероцептивные
ощущения,
Автоматизмы и навыки, которые вырабатываются в течение жизни
Импульсивные действия
Информация, которая накапливается в течение всей жизни и хранится в памяти.
Установка
Психические явления, возникающие во сне
Слайд 18
Объективное и субъективное
в психологии
По своему субстрату психика — свойство высокоорганизованной
материи.
По своему содержанию психика является отражением объективной действительности.
Слайд 19Каковы особенности психического отражения?
идеально, так как это образ предмета или понятие,
а не сам предмет
субъективно:
любое внешнее воздействие преломляется через внутренние условия (…);
индивидуальность психического, его недоступность для постороннего наблюдения
Слайд 20Психологическое исследование, его этапы
Определение цели и методов
Создание модели и формулировка гипотезы
Выбор
методик
Практика: сбор эмпирических данных
Интерпретация: обработка полученных результатов
Метод – это совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений
Слайд 21Методы исследования психологии
(по Б.Г.Ананьеву, 1977 г.)
Организационные
Эмпирические
Обработки
Интерепретации
Комплексный
Лонгитюдный
Сравнительный
Структурный
Системный
Количественный
Качественный
Тестирование
Эксперимент
Наблюдение
Анализ продуктов деятельности
Моделирование
Опрос
Лабораторный
Естественный
Анкеты
Интервью
Беседа
Опросники
Бланковые
Манипуляционные
Двигательные
Проективные
Слайд 22Особенности
психолого-педагогического эксперимента
эксперимент выявляет, значение отдельных условий и устанавливает закономерные
связи, определяющие изучаемый им «уровень актуального развития» личности
выявляется способность к обучению – «обучаемость» или «зона ближайшего развития»
в результате эксперимента устанавливается насущный уровень развития и делается психолого-педагогический прогноз