Слайд 1Повышение статуса личности
детей-инвалидов в условиях общеобразовательной
школы в системе
межличностных
отношений
Онипченко Ольга Геннадьевна,
педагог – психолог
Государственная казенная общеобразовательная
школа - интернат Калужской области «Лицей-интернат
«Областной центр образования»
Слайд 2Цель разработки:
исследовать динамику межличностных отношений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в
условиях дистанционных форм обучения
Слайд 3Содержательная часть методической разработки:
теоретико-методологическое обоснование дифференцированного обучения детей с ОВЗ;
система развивающей
работы по оптимизации межличностных отношений обучающихся с ОВЗ;
- представлен социально-психологический тренинг для детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) оценка эффективности данной развивающей работы с помощью сравнительного анализа развития межличностных отношений на уроках и во внеурочной деятельности ( с помощью психологического тренинга).
Слайд 4Задачи:
- Провести анализ имеющейся литературы по данной проблеме исследования.
- Выявить и
обосновать совокупность психологических условий, обеспечивающих эффективное развитие межличностных отношений и изменение статусных позиций.
- Разработать и апробировать методы развивающей работы в группах с детьми с ОВЗ по улучшению взаимоотношений, изменение их статусных позиций и уровня социализации.
Слайд 5Дистанционное образование - это форма образования, при которой взаимодействие учителя и
учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность (определение дано лабораторией ДО ИОСО РАО).
Слайд 6Основные задачи дистанционного образования:
1. Реализация требований законодательных и иных нормативных правовых
актов в области обеспечения информатизации образовательного процесса, направленных на развитие ИКТ компетенции участников образовательного процесса.
2. Создание условий для дистанционного обучения детей школьного возраста г. Калуги и Калужской обл. имеющих полное индивидуальное (надомное) обучение для получения основного и полного среднего образования и не имеющих противопоказаний к дистанционной форме обучения.
3. Реализация образовательных программ и повышение качества образования обучающихся, уровня их социально-профессиональной адаптации путем применения различных видов медиаресурсов.
4. Обеспечение успешности образования обучающихся лицея-интерната за счет использования соответствующих образовательных программ, методик и технологий обучения, специально подготовленных инженерно-педагогических кадров;
5. Обеспечение доступности образования детям-инвалидам, независимо от местонахождения, социальных, экономических и иных условий.
6. Увеличение количества социально востребованных членов общества из числа лиц с ограниченными возможностями.
7. Введение и развитие проектного метода обучения с элементами учебно-исследовательской деятельности обучающихся с использованием образовательных дистанционных технологий.
8. Социализация, формирование моделей и навыков общения (в том числе-через Интернет).
Слайд 7Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому
(далее - дети-инвалиды), составляют прежде всего Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".
На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Слайд 8База исследования:
Государственная казенная общеобразовательная школа-интернат Калужской области «Лицей-интернат «Областной центр образования»
В
эмпирическом исследовании принимали участие дети с ограниченными возможностями здоровья, общим количеством 69 человек, в возрасте от 13 до 15 лет
Структура выборки по заболеваниям
Слайд 9Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- вскрыто и экспериментально проверена совокупность
психологических условий, благоприятно влияющих на динамику развития ученического
коллектива, улучшение межличностных отношений, оптимальное изменение статусных позици.
- разработаны и апробированы методы работы, ориентированные на развитие межличностных отношений детей с ОВЗ (групповая работа и социально-психологический тренинг) и развитие их социальной активности.
- выявлены и проверены критерии оценки эффективности данных форм развивающей работы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что составленные программы развивающей работы могут быть использованы практическими психологами, учителями школ для решения задач оптимизации межличностных отношений детей с ОВЗ.
Слайд 10Методы исследования:
1) теоретический анализ психологической и методической литературы;
2) наблюдение;
3) анкетирование;
4) социометрический
опрос;
5) тестовые методики;
6) опытно-экспериментальная работа;
7) обработка результатов исследования методами математической
статистики:
- Критерий Манна - Уитни,
- Критерий Уилкоксона.
Слайд 11Апробация и внедрение результатов исследования в практику
осуществлялось посредством организации групповой работы
в учебно-воспитательном процессе в группах и организация внеурочной совместной деятельности (социально-психологический тренинг).
Слайд 12Школьникам предлагалось ответить на вопросы:
1) С кем из ребят данного коллектива
ты обычно предпочитаешь общаться свободное от уроков время?
б) С кем из ребят ты не предпочёл бы вместе общаться свободное от уроков время?
в) С кем из ребят данного коллектива ты предпочитаешь советоваться по выполнению домашнего задания?
г) С кем из ребят данной группы ты не предпочёл бы советоваться по выполнению домашнего задания?
Слайд 13Социометрическое исследование: 1 группа
Эмоциональные отношения (внеурочная деятельность)
Деловые отношения (учебная деятельность)
Слайд 14Социометрическое исследование: 2 группа
Эмоциональные отношения (внеурочная деятельность)
Деловые отношения (учебная деятельность)
Слайд 15Вывод по результатам исследования в 1 и 2 группе:
При позитивной
динамике в группах 1 (развивающая работа проводилась на уроках) и 2 (развивающая работа велась с помощью социально-психологического тренинга) более эффективное развитие межличностных отношений в группе 2, в которой проводились социально-психологические тренинги.
Проведение социально-психологического тренинга с обучающимися имеющими соматические заболевания усилили их социальную активность, особенно в развитии коммуникативных способностей и уровня общения.
Слайд 16Социометрическое исследование: 3 группа
Эмоциональные отношения (внеурочная деятельность)
Деловые отношения (учебная деятельность)
Слайд 17Вывод по результатам исследования в 3 группе:
Анализ результатов 3 группы
(детей с аутизмом и нарушением эмоционально-волевой сферы), которые являются контрольной и в которой не проводились специально организованные развивающие мероприятия в урочное и внеурочное время показывает что изменение статусных позиций происходит, но уровень этой динамики небольшой.
Небольшой уровень позитивной динамики развития данной группы происходит за счет базовой урочной деятельности и внеклассных мероприятиятий, проводимых с данной группой, в соответствии с базисным учебным планом и планом внеклассной работы в школе.
Слайд 18Вывод.
Организация совместной деятельности обучающихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности
способствует по результатам исследования:
- изменению статуса ученика в системе межличностных отношений;
- изменение структуры лидерства в группе обучающихся;
- изменение коллектива взаимных выборов в сторону их увеличения;
- повышает интерес к данному виду деятельности;
- способствует полноценному развитию личности.
Слайд 19На основе полученных данных исследования можно выработать некоторые рекомендации по организации
совместной деятельности школьников с ОВЗ.
Прежде всего, педагогам необходимо создать ситуацию для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. Создание такого отношения могут способствовать такие
формы работы как: игра - в младшем школьном возрасте; включение в урок или внеклассное мероприятие обсуждения, распределение совместных действий - в подростковом возрасте, т. к. именно в этом возрасте дети стараются привлечь к себе внимание, стать заметным среди других; осознать возможность оказать и получить помощь, обменяться информацией - в старшем школьном возрасте, т. к. именно в этом возрасте повышается престиж знаний и т. д.
Однако, создание общего положительного отношения к коллективным формам работы является только первым шагом к формированию взаимоотношений, взаимодействий.
Большое значение для учителя имеет методически грамотная организация самих действий. Необходима помощь учителю со стороны по конкретному предмету и помощь со стороны психологической службы. Большое значение для организации совместной деятельности имеет состав группы. Очень важно внимательно относится к его подбору. При подборе группы по заболеваниям необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся: уровень знаний, темп работы, интересы, психические особенности ребёнка, взаимоотношения между детьми, результаты предстоящей работы и т. д.
Особые значения при организации совместной деятельности имеет
правильный отбор заданий и форм коллективной работы. Учитель не должен
предлагать детям непосильную для них работу. Не получив удовлетворения
от совместного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негативные отношения к коллективным формам работы.
Для организации совместной работы большое значение имеет то,
какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять руководство работой детей, учить их способам взаимодействия и в тоже время
не быть диктатором.