Повышение статуса личности детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы в системе межличностных отношений презентация

Содержание

Цель разработки: исследовать динамику межличностных отношений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дистанционных форм обучения

Слайд 1Повышение статуса личности
детей-инвалидов в условиях общеобразовательной
школы в системе
межличностных

отношений

Онипченко Ольга Геннадьевна,
педагог – психолог

Государственная казенная общеобразовательная
школа - интернат Калужской области «Лицей-интернат
«Областной центр образования»


Слайд 2Цель разработки:
исследовать динамику межличностных отношений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в

условиях дистанционных форм обучения

Слайд 3Содержательная часть методической разработки:
теоретико-методологическое обоснование дифференцированного обучения детей с ОВЗ;
система развивающей

работы по оптимизации межличностных отношений обучающихся с ОВЗ;
- представлен социально-психологический тренинг для детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) оценка эффективности данной развивающей работы с помощью сравнительного анализа развития межличностных отношений на уроках и во внеурочной деятельности ( с помощью психологического тренинга).


Слайд 4Задачи:
- Провести анализ имеющейся литературы по данной проблеме исследования.
- Выявить и

обосновать совокупность психологических условий, обеспечивающих эффективное развитие межличностных отношений и изме­нение статусных позиций.
- Разработать и апробировать методы развивающей работы в группах с детьми с ОВЗ по улучшению взаимоотношений, изменение их статусных позиций и уровня социализации.

Слайд 5Дистанционное образование - это форма образования, при которой взаимодействие учителя и

учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность (определение дано лабораторией ДО ИОСО РАО).

Слайд 6Основные задачи дистанционного образования:
1. Реализация требований законодательных и иных нормативных правовых

актов в области обеспечения информатизации образовательного процесса, направленных на развитие ИКТ компетенции участников образовательного процесса.
2. Создание условий для дистанционного обучения детей школьного возраста г. Калуги и Калужской обл. имеющих полное индивидуальное (надомное) обучение для получения основного и полного среднего образования и не имеющих противопоказаний к дистанционной форме обучения.
3. Реализация образовательных программ и повышение качества образования обучающихся, уровня их социально-профессиональной адаптации путем применения различных видов медиаресурсов.
4. Обеспечение успешности образования обучающихся лицея-интерната за счет использования соответствующих образовательных программ, методик и технологий обучения, специально подготовленных инженерно-педагогических кадров;
5. Обеспечение доступности образования детям-инвалидам, независимо от местонахождения, социальных, экономических и иных условий.
6. Увеличение количества социально востребованных членов общества из числа лиц с ограниченными возможностями.
7. Введение и развитие проектного метода обучения с элементами учебно-исследовательской деятельности обучающихся с использованием образовательных дистанционных технологий.
8. Социализация, формирование моделей и навыков общения (в том числе-через Интернет).

Слайд 7Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому

(далее - дети-инвалиды), составляют прежде всего Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".

На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Слайд 8База исследования:
Государственная казенная общеобразовательная школа-интернат Калужской области «Лицей-интернат «Областной центр образования»
В

эмпирическом исследовании принимали участие дети с ограниченными возможностями здоровья, общим количеством 69 человек, в возрасте от 13 до 15 лет




Структура выборки по заболеваниям

Слайд 9Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- вскрыто и экспериментально проверена совокупность

психологиче­ских условий, благоприятно влияющих на динамику развития ученического коллектива, улучшение межличностных отношений, оптимальное изменение статусных позици.
- разработаны и апробированы методы работы, ориентированные на развитие межличностных отношений детей с ОВЗ (групповая работа и социаль­но-психологический тренинг) и развитие их социальной активности.
- выявлены и проверены критерии оценки эффективности данных форм развивающей работы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что составленные программы развивающей работы могут быть использованы практиче­скими психологами, учителями школ для реше­ния задач оптимизации межличностных отношений детей с ОВЗ.

Слайд 10Методы исследования:
1) теоретический анализ психологической и методической литерату­ры;
2) наблюдение;
3) анкетирование;
4) социометрический

опрос;
5) тестовые методики;
6) опытно-экспериментальная работа;
7) обработка результатов исследования методами математической статистики:
- Критерий Манна - Уитни,
- Критерий Уилкоксона.



Слайд 11Апробация и внедрение результатов исследования в практику
осуще­ствлялось посредством организации групповой работы

в учебно-воспитательном процессе в группах и организация внеурочной совмест­ной деятельности (социально-психологический тренинг).


Слайд 12Школьникам предлагалось ответить на вопросы:
1) С кем из ребят данного коллектива

ты обычно предпочитаешь общаться свободное от уроков время?
б) С кем из ребят ты не предпочёл бы вместе общаться свободное от уроков время?
в) С кем из ребят данного коллектива ты предпочитаешь советоваться по выполнению домашнего задания?
г) С кем из ребят данной группы ты не предпочёл бы советоваться по выполнению домашнего задания?

Слайд 13Социометрическое исследование: 1 группа
Эмоциональные отношения (внеурочная деятельность)
Деловые отношения (учебная деятельность)


Слайд 14Социометрическое исследование: 2 группа
Эмоциональные отношения (внеурочная деятельность)
Деловые отношения (учебная деятельность)


Слайд 15Вывод по результатам исследования в 1 и 2 группе:

При позитивной

динамике в группах 1 (развивающая работа проводилась на уроках) и 2 (развивающая работа велась с помощью социально-психологического тренинга) более эффективное развитие межличностных отношений в группе 2, в которой проводились социально-психологические тренинги.
Проведение социально-психологического тренинга с обучающимися имеющими соматические заболевания усилили их социальную активность, особенно в развитии коммуникативных способностей и уровня общения.

Слайд 16Социометрическое исследование: 3 группа
Эмоциональные отношения (внеурочная деятельность)
Деловые отношения (учебная деятельность)


Слайд 17Вывод по результатам исследования в 3 группе:

Анализ результатов 3 группы

(детей с аутизмом и нарушением эмоционально-волевой сферы), которые являются контрольной и в которой не проводились специально организованные развивающие мероприятия в урочное и внеурочное время показывает что изменение статусных позиций происходит, но уровень этой динамики небольшой.
Небольшой уровень позитивной динамики развития данной группы происходит за счет базовой урочной деятельности и внеклассных мероприятиятий, проводимых с данной группой, в соответствии с базисным учебным планом и планом внеклассной работы в школе.


Слайд 18Вывод.
Организация совместной деятельности обучающихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности

способствует по результатам исследования:
- изменению статуса ученика в системе межличностных отношений;
- изменение структуры лидерства в группе обучающихся;
- изменение коллектива взаимных выборов в сторону их увеличения;
- повышает интерес к данному виду деятельности;
- способствует полноценному развитию личности.

Слайд 19На основе полученных данных исследования можно выработать неко­торые рекомендации по организации

совместной деятельности школьников с ОВЗ.
Прежде всего, педагогам необходимо создать ситуацию для возник­новения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. Создание такого отношения могут способствовать такие формы работы как: игра - в младшем школьном возрасте; включение в урок или внеклассное мероприятие обсуждения, распределение совместных дейст­вий - в подростковом возрасте, т. к. именно в этом возрасте дети стараются привлечь к себе внимание, стать заметным среди других; осознать возмож­ность оказать и получить помощь, обменяться информацией - в старшем школьном возрасте, т. к. именно в этом возрасте повышается престиж знаний и т. д.
Однако, создание общего положительного отношения к коллектив­ным формам работы является только первым шагом к формированию взаимоотношений, взаимодействий.
Большое значение для учителя имеет методически грамотная органи­зация самих действий. Необходима помощь учителю со стороны по конкрет­ному предмету и помощь со стороны психологической службы. Большое значение для организации совместной деятельности имеет состав группы. Очень важно внимательно относится к его подбору. При под­боре группы по заболеваниям необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся: уровень знаний, темп работы, интересы, психические особенности ребёнка, взаимоотношения между детьми, результаты предстоящей работы и т. д.
Особые значения при организации совместной деятельности имеет правильный отбор заданий и форм коллективной работы. Учитель не должен предлагать детям непосильную для них работу. Не получив удовлетворения от совместного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негативные отношения к коллективным формам работы.
Для организации совместной работы большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять руководство работой детей, учить их способам взаимодействия и в тоже время не быть диктатором.

Слайд 20Спасибо за внимание!!!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика