Слайд 1Постулат Л.С. Выготского
Любая
человеческая способность
имеет интерпсихическую
природу
Слайд 2Способы формирования
совместной учебной деятельности
Учебное сотрудничество
ребенка и взрослого
Учебное
сотрудничество
ребенка со сверстниками
Слайд 3Доучебные формы сотрудничества ребенка
со взрослым
Установление непосредственно эмоциональных отношений со взрослым:
* взгляд глаза в глаза
* стремление к телесному контакту
* оживление
* улыбка
Предмет общения – личное внимание учителя!
Слайд 4
Предметно-манипулятивное сотрудничество
- действия по образцу по формуле:
«Делай
вместе со мной, а теперь делай сам, но так же, как я».
Игровое сотрудничество
- освоение школьного церемониала общения
«учитель – ученик».
Предмет общения – процесс игры.
Проблема:
до 60% заданий учителя переопределяются
детьми,
понятийное содержание перерождается.
Слайд 5Формула
доучебной инициативы
«Я не знаю, у меня не получается.
Помогите мне».
Сфера
доучебного сотрудничества
- навыковые, репродуктивные задачи
Слайд 6Условие развития самостоятельности, инициативности, критичности, независимости
Ориентировка действий обучающихся
и
на содержание
и на форму взаимодействия
Слайд 7Учебное сотрудничество
со взрослым
Формула учебной инициативы:
«У меня получится, если
я буду знать
/уметь/ следующее…».
Сфера учебного сотрудничества
- поисковые, собственно учебные задачи
Слайд 8Пример учебной инициативы
Учитель:
«Первая буква в слове – ЭЛЬ.
Попробуйте определить первый звук».
Петя: [Л]. Вера: [Л΄] (гадают).
Митя:
«Я знаю как узнать точно. Вы нам скажите
следующую букву!»
(указал учителю общий способ решения подобных
задач, выделил недостающие условия данной
задачи и попросил взрослого доопределить их).
Слайд 9Методы
взаимодействия учителя с классом
Учитель задает вопрос и сам дает ответ,
содержащий типичную детскую ошибку.
«В слове КОТ три слога. Кто со мной согласен?»
Ученик:
«Один слог. Вы считаете звуки, а я - слоги»
/ориентация на задачу,
сопоставление разных точек зрения/
Слайд 10
Учитель:
«Правда, что КОРОВА и ТЕЛЕНОК – родственные слова?»
/противопоставление житейской
логики понятийной/
Учитель:
«Сколько ????? В слове ПЯТЬ?»
Ответы детей: 1,2,3,4.
На какой вопрос отвечал каждый ученик?
/выявление предметной логики собеседника,
нет «неверных» ответов/
Слайд 11
Учитель:
«Придумайте слово, в котором 4 звука, 2 согласных и 1 слог».
«Исполнители»
- предлагают решения.
«Настоящие ученики»:
«Вы неверно составили задачу!»
/доказывают, что задание невыполнимо/
Слайд 12
Учитель:
«В слове 6 звуков. Сколько в нем слогов?».
Ученик:
«Сколько в этом слове гласных (или согласных)?»
/в случае задачи с недостающими данными - ребенок должен ответить вопросом на вопрос/.
Слайд 13Учебное сотрудничество
со сверстниками
Условие обучения – взаимодействие сверстников.
Задача учителя – специальная организация
сотрудничества детей.
Единица обучения – отношение «учитель – группе сотрудничающих детей».
Развитая форма взаимодействия –общеклассная дискуссия.
Слайд 14
Учебное сотрудничество со сверстниками предполагает:
- распределение между детьми
разных точек зрения на изучаемое явление.
Формулы взаимодействия:
«Если действуешь ты, то я не действую»
(о каждом действии дети должны договорится, язык договора – схема, правило)
«Если мы думаем (действуем) по-разному, то кто-то из нас не прав. Интересно, кто?»
(убеждая другого, ученик обретает собственные убеждения)