Понятие о темпераменте/ Физиологические основы темперамента презентация

Содержание

Тема: Понятие о темпераменте. Цели и задачи по формированию компетентностей: Сформировать знания студентов о темпераменте , физиологических основах темперамента, типах темперамента и особенностях учета типов темперамента

Слайд 1Гипертекст
Задания
Тесты
Модуль
Доп.
материал
Понятие о темпераменте

Физиологические основы темперамента
Характеристика темпераментов
Учет темпераментов детей в учебно–воспитательной

работе.











Слайд 2Тема: Понятие о темпераменте.
Цели и задачи по формированию компетентностей:

Сформировать знания студентов о темпераменте , физиологических основах темперамента, типах темперамента и особенностях учета типов темперамента в учебно-воспитательной работе.
Конструировать устную и письменную коммуникацию в описании проектов, составлении пятистиший, заполнении Венн-диаграммы;
Анализировать типы темперамента , диагностировать основные арактеристики своего типа темперамента.
Тип : урок усвоения новых знаний

Технология: информационно-коммуникационные, развитие критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения

Методы: демонстрация, рассказ, упражнения, устный, машинный контроль, Венн-диаграмма, пятистишье

Оборудование : компьютер, интерактивная доска, проектор



Слайд 4Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека

и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях и общении.
Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Психологи выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность – это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота и замедленность реакций. Эмоциональность выражается в различных переживаниях человека и характеризуется различной степенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмоциональной впечатлительностью. С.Л. Рубинштейн подчеркивал. Что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность – силой возбуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.



Слайд 5Учение о темпераменте. Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи

Гиппократ, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей. Сделали попытку описать и объяснить эти особенности. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н. э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. При правильном смешении этих жидкостей человек бывает здоров, при неправильном – болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей. Сохранились до наших дней. Так, холерический темперамент происходит от слова chole (желчь), сангвинический – от sanguis (кровь), флегматический – от phlegma (слизь), меланхолический – от melan chole (черная желчь).
Гиппократ считал, что темперамент в известной мере зависит от образа жизни человека и от климатических условий. Так при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном – желчь, отсюда и соответствующие проявления темпераментов. Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их.
В последующее время, кроме гуморальных теорий, выдвигались химические, физические, анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна их них не дает правильного и полного объяснения природы темперамента.



Слайд 6Великую научную заслугу имеет И.П. Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности.

Он показал, что врожденное сочетание этих свойств и характеризует то, что называется темпераментом. В отличие от предшественников, Павлов взял для исследования не внешнее строение тела, как это делал немецкий психиатр Кречмер, и не строение сосудов (П.Ф. Лесгафт), а организм как целое и выделил в нем мозг, как такой компонент, который, во-первых, регулирует деятельность всех органов и тканей; во-вторых, объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе; в третьих, испытывает не себе воздействие всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов функционально перестраивается, обеспечивая поддержание жизни в органах и тканях; в-четвертых, является в прямом смысле слова органом связи организма с внешним миром.
Подлинно научное объяснение темпераментов дает ученый И.П.Павлов о типах высшей нервной деятельности.
Согласно учению И.П.Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов – возбуждения и торможения.
И.П.Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) силу процессов возбуждения и торможения; 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения.



Слайд 7Тип нервной системы

Уравновешенный
Неуравновешенный
Инертный
Слабый
Сангвиник
Холерик
Флегматик
Меланхолик




Темперамент
Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы. Координаты

рассматриваются как основные характеристики в соотношении ВНД и темперамента.

Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы. Координаты рассматриваются как основные характеристики в соотношении ВНД и темперамента.



Слайд 8Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность

ее переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Противоположное свойство – слабость нервных процессов – характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. В слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на раздражители небольшой величины она дает соответствующую реакцию.
Уравновешенность нервных процессов есть соотношения возбуждения и торможения. Эти процессы могут быть уравновешены друг с другом по силе, а могут быть неуравновешенными – один из них может быть более сильным, чем другой.

Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. Своеобразная комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности.



Слайд 9В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и

торможения И. П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:
1.       Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.
2.       Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный)
3.       Холерик – сильный, неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.
4.       Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения.
Далеко не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Нередко темперамент несколько меняется с возрастом.



Слайд 10Сангвиник – человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления.
У

сангвиника эмоции легко возникают, легко сменяются.
Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое,
легко переключает внимание.
Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт,
инициатор в общении немедленно откликается на желание
общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может
быть изменчивой и непостоянной.



Слайд 11
Флегматик – человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть

и невозможно вывести из себя. Чувства его почти никак не проявляются во вне. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.



Слайд 12 Холерик- человек быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами, которые ярко

отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдается быстрая смена настроений, неуравновешенность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. И. П. Павлов так определял этот тип темперамента: « боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся». С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает , интерес к работе пропадает , и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает её. В общении люди холерического темперамента бывают трудны .



Слайд 13Меланхолик – эмоционально откликается далеко не на все.
У него небольшое

разнообразие эмоциональных переживаний,
но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью.
Он откликается не на все, но уж когда откликается , то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально – нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды.
Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются



Слайд 14При организации обучения и воспитания следует учитывать, что в зависимости от

особенностей темперамента поведение детей может быть разным. Одних учащихся нужно сдерживать, других активизировать, у третьих формировать большую уверенность в себе и смелость и т.п.
Учителю не следует ставить задачу изменить темперамент своих учеников. Во – первых, это практически не выполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает очень медленно, а во – вторых, в этом нет смысла. Ведь, как уже говорилось, нет плохих или хороших темпераментов. Каждый темперамент имеет свои и положительные, и отрицательные стороны. Задача воспитания заключается в том, чтобы постепенно развить у детей положительные черты их темперамента и приучить сдерживать его отрицательные проявления: излишнюю подвижность, если она не оправдана обстоятельствами, слишком большую возбудимость, чрезмерную вялость и т.п.
Какова же должна быть стратегия воспитателя в отношении школьников различного темперамента?
У школьников-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать у ребят сдержанность в проведении и отношениях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять.
Что касается учащихся - меланхоликов, то, воздействуя на таких учащихся , проводя с ними воспитательную работу, всегда следует помнить, что в основе меланхолического темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействий люди с такой нервной системой не переносят.



Слайд 15Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с детьми – меланхоликами

особенно необходимы: чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким школьникам еще больше затормаживают их, снижают работоспособность.
Учащихся - меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возможность больше действовать и проявлять активность. Но следует соблюдать постепенность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. На уроке учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.
Внимание учителя должно привлекать и ученики флегматического темперамента, которым обычно, к сожалению, не уделяется достаточного внимания – они спокойны, никому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников – флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.
И наконец, у учащихся – сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.



Слайд 19Задание 1. Задание 2. Задание 3. Задание 4.






Слайд 20Общительный Открытый Разговорчивый Доступный Беспечный Живой Беззаботный Лидирующий
К какому типу темперамента – холерическому, сангвиническому, флегматическому или меланхолическому –

соответствуют характеристики



Слайд 21Неспокойный
Переменчивый
Агрессивный
Импульсивный
Активный
Оптимистичный
Вспыльчивый


Слайд 22Ранимый
Тревожный
Пессимистичный
Замкнутый
Тихий
Робкий
Угрюмый


Слайд 23Спокойный
Осторожный
Рассудительный
Мирный
Сдержанный
Надежный
Ровный
Пассивный


Слайд 24 Светлана считается лучшим секретарем-референтом в организации. В общении с коллегами и

посетителями всегда приветлива, доброжелательна. Уравновешенность характера позволяет ей избежать конфликтных ситуаций. Светлана исполнительна, полученные задания выполняет без суеты и вовремя, так как умеет распределить рабочее время.

Задание: прочитайте психологические задачи и определите тип темперамента



Слайд 25 Андрей работает программистом. Все время

спокоен, одинок и пасмурен. Если он обижен, долго сердится. Если поссорится с коллегой, целый день не разговаривает с ним. Предпочитает работать в спокойном темпе, выполнять знакомые операции. Повышена утомляемость — к концу дня работоспособность уменьшается.



Слайд 26 Евгений работает чертежником-конструктором. Порученные

задания выполняет медленно, но обстоятельно, последовательно, аккуратно. Его трудно рассмешить или рассердить. Молчалив. На рабочем столе всегда порядок, все на своих местах. С товарищами по работе дружен.



Слайд 27 Вам представлена проблемная ситуация: четыре друга опоздали в театр. Вставьте, пожалуйста,

нужные слова ( как разные люди с разным типом темперамента) выходили из ситуации.

1. Вступил в спор с билетером, пытаясь проникнуть в партер на свое место. Он уверял, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытался оттеснить билетера и проскочить на свое место.

2.Сразу понял, что в партер не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лестнице.



Слайд 283. Видя, что в зал не пускают, подумал:
«начало спектакля всегда

неинтересное.
Скажу пока в буфет и подожду антракта».

4.«Мне всегда не везет.
В кои веки раз выбрался в театр, и то не удачно».
И уехал домой



Слайд 29Для выявления типологий темперамента выполнить методику, включающую 20 вопросов и 4

варианта ответов: а, б, в, г.
Методика изучения темперамента.
Из четырех предложенных под каждым номером утверждений выберите вам свойственное:
1. а) неусидчивость, суетливость;
б) веселы и жизнерадостны;
в) спокойны и хладнокровны;
г) стеснительны и застенчивы.
2.
а) невыдержанны и вспыльчивы;
б) энергичны и деловиты;
в) теряетесь в новой обстановке.
3.
а) нетерпеливы;
б) не доводите начатое до конца;
в) осторожны и рассудительны;
г) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми.
4.
а) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
б) склонны переоценить себя;
в) умеете ждать;
г) не верите в свои силы.



Слайд 305.
а) решительны и инициативны;
б) способны быстро схватывать новое;
в) легко переживаете

неудачи и неприятности;
г) легко переносите одиночество.
6.
а) упрямы;
б) неустойчивы в интересах и склонностях;
в) обладаете спокойной, ровной речью, с остановками;
г) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7.
а) находчивы в споре;
б) легко переживаете неудачи и неприятности;
в) сдержанны и терпеливы;
г) склонны уходить в себя.
8.
а) склонны к риску;
б) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
в) доводите начатое дело до конца;
г) быстро утомляетесь.
9.
а) работаете рывками;
б) с увлечением беретесь за любое новое дело;
в) не растрачиваете попусту сил;
г) обладаете слабой речью, иногда снижающейся.



Слайд 3110.
а) незлопамятны и боязливы;
б) быстро остывает, если что – то

перестает вас интересовать;
в) строго придерживаетесь выработанного распорядка дня, системы в работе;
г) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
11.
а) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
б) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую;
в) легко сдерживаете порыв;
г) впечатлительны до слезливости.
12.
а) неуравновешенны и склонны к горячности;
б) тяготитесь однообразием кропотливой будничной работы;
в) мало восприимчивы к одобрению к себе и окружающим;
г) предъявляете высокие требования к себе и окружающим.
13.
а) бываете агрессивным забиякой;
б) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности;
в) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
г) склонны к подозрительности, мнительны.
14.
а) нетерпимы к недостаткам;
б) выносливы и работоспособны;
в) постоянны в своих интересах;
г) болезненно чувствительны и легко ранимы.



Слайд 3215. а) обладаете выразительной мимикой;
б) обладаете громкой, быстрой

отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой;
в) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;
г) чрезмерно обидчивы.
16. а) способны быстро действовать и решать;
б) сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке;
в) ровны в отношениях со всеми;
г) скрыты и необщительны.
17. а) неустанно стремитесь к новому;
б) обладаете всегда бодрым настроением;
в) любите аккуратность во всем;
г) малоактивны и робки.
18. а) обладаете резкими порывистыми движениями;
б) быстро засыпаете и пробуждаетесь;
в) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
г) безропотны, спокойны.
19. а) несобранны, проявляете поспешность в решениях;
б) настойчивы в достижении поставленной цели;
в) инертны, малоподвижны, вялы;
г) стремитесь вызвать сочувствие и помощь других.
20. а) склонны к резким сменам настроения;
б) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться;
в) обладаете выдержкой;
г) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.



Слайд 33Подсчитайте, сколько раз выбрали вариант «а», сколько «б», сколько «в» и

«г». Умножьте каждую из 4 сумм на 5.
Пример: Вы выбрали вариант «а» 6 раз x 5 = 30
«б» 3 раза x 5 = 15
«в» 10 раз x 5 = 50
«г» 1 раз x 5 = 5.
Таким образом, вы получили процентное содержание ответов; в нашем примере – вариант «а» - 30%, «б» - 15%, «в» - 50%, «г» - 5%.
Чтобы проверить себя, подсчитайте, в сумме должно получиться 100%.
Четыре варианта ответов соответствует четырем типам темперамента:
«а» - холерический тип темперамента;
«б» - тип сангвиника;
«в» - тип флегматика;
«г» - тип меланхолика.

Если процентное содержание, какого – либо темперамента составляет 40% - этот тип доминирует (в примере меланхолический – 50%)
30 – 35% - этот тип темперамента ярко выражен;
20 – 29% - качество достаточно выражено и надо учитывать;
10% - не в счет.



Слайд 34

Венн-диаграмма: найти сходства и различия в типах темперамента : сангвинический и

холерический



Слайд 35

Венн-диаграмма:
Найти сходства и различия в типах темперамента :
Флегматический и

меланхолический



Слайд 361. Одно существительное

2. Два прилагательных

3. Три глагола

4. Предложение

из
четырех слов

5. Синоним


Подготовить синквейн с типами темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флематик.



Слайд 37Определите, к какому типу темперамента характерно следующее проявление.


Слайд 38Оды темпераменту
О, друзья мои, взгляните,
их немного среди нас!


Слайд 39Флегматикам от меланхолика
Здравствуй, друг ты мой флегматик!
Что не весел ты опять?
Ведь

сегодня математик
Только две, никак не пять.
Вдумчив, тих, всегда спокоен,
Ты вступаешь в жизнь свою.
Мне б хотя бы ненадолго
Всю уверенность твою.
Пацифизм, миролюбивость
Разделяю даже я,
Но тревожность, суетливость
Давят вечно на меня.
Ты ж направленно и ровно
Размеряешь жизни путь.
Цель близка, ты к ней пробьешься,
Потерпи еще чуть-чуть.



Слайд 40Сангвиникам от меланхолика
Разговорчивым, открытым
Быть сангвиникам дано.
Принимать легко, без страха
Жизни горькое вино.
А

когда беда настигнет,
Друг надежный рядом встанет.
Просветлеет все вокруг.
И беда уже забыта,
И душа всегда открыта,
Только был бы рядом друг.
Пусть всегда инициатива
Вас ведет по жизни этой.
С вами нам теплей, счастливей,
С вами очень много света!



Слайд 41Холерикам от меланхолика
Встретишь много оптимистов
Ты на жизненном пути,
Но активней и игривей,
Чем

холерик, не найти.
Пусть обида, неспокойность
С ними рядом навсегда.
Пусть сменяет настроенье
Часто радость и беда.
Все же ваша энергичность
Путь укажет в жизни вам,
Не рассудит по углам,
А заставит жить в движении,
Никогда не подведет,
Пусть с умом, хотя в смятении,
Вас по жизни поведет.



Слайд 42 Меланхолику от …
О, друзья

мои, взгляните!
Их немного среди нас.
Сами для себя решите,
В чем отличье их от нас.
Очень вдумчив и тревожен,
И тревожен этот тип.
О, какой он осторожный,
Замечает каждый скрип!
Даже долго не общаясь,
Не теряет свое «Я».
О, друзья мои, я каюсь –
Душит зависть здесь меня!
Сдержанный, пессимистичный,
Неподатливый такой.
Может, в чем то и трагичный,
Только дорог нам любой!



Слайд 43В каждом темпераменте есть что-то хорошее… Всегда можно

найти хорошее в человеке с любым типом темперамента… Нет плохих темпераментов, как и нет плохих людей…

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика