Понятие личности в психологии презентация

Содержание

Обеспечить условия для формирования у студентов общих компетенций: ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать

Слайд 1ТЕМА ЗАНЯТИЯ:


Понятие личности в психологии


Слайд 2Обеспечить условия для формирования у студентов общих компетенций:
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
ОК 1. Понимать

сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Слайд 3ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
• Обеспечить условия для усвоения студентами вопросов лекционного материала;
• Создать условия

для формирования понятия у студентов о личности, о её структуре и психических свойствах, о движущих силах её психического развития, об уровнях развития личности;
• Обеспечить условия усвоения студентами учебной информации о культуральном, психологическом, социальном аспекте личностной организации человека, об основных факторах его личностного развития;
• Создать условия для развития у студентов познавательного интереса к изучаемой дисциплине;
• Создать условия для воспитания у студентов ответственного отношения к вопросам самообразования, профессионального и личностного развития.

Слайд 4ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:


Слайд 5УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Общее понятие о личности в культуре.
«Психологическое» и «Личностное»
Подходы к

изучению личности в отечественной и зарубежной психологии
Психология личности
Психотип и тип личности
Психологический профиль и психологический портрет личности
5. Структура личности
Теория личностных черт
Сущностная характеристика личности
Ядро и периферия личности
Личностная база
Психологическая структура личности
6. Психические свойства личности
1) Психологическая характеристика темперамента
2) Сущность характера
3) Направленность личности
4) Сущность способностей
7. Развитие личности
Движущие силы психического развития личности
Уровни развития личности
Управление собой
Человек организм и человек личность
Классификация базовых понятий: индивид, субъект, личность, индивидуальность как уровней развития человека

Слайд 7Не видеть за деревьями леса
значит обращать внимание лишь на второстепенное,

не замечая главного.

Частное, второстепенное не должно заслонять существенное, главное. Частный факт, частный случай должен быть увязан с общим взглядом на мир.


Слайд 8САМОЕ ГЛАВНОЕ ЭТО ТО
ЧТО ПРОИСХОДИЛО
КОГДА ВЫ СТАРАЛИСЬ ПОНЯТЬ
ТО НА

ЧТО СМОТРИТЕ

ГЛАВНОЕ ЭТО ТО ЧТО ВЫ ПРИОБРЕЛИ ВО ВСЁМ ЭТОМ ПРОЦЕССЕ


Слайд 10Личность — это совокупность психобиологических и социально-психических особенностей конкретного человека, живущего

в определенных социально-исторических условиях; это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира.

Слайд 11Как характеристика внутренней жизни человека, личность - это то внутреннее, которое

организует и объясняет внутреннюю жизнь и поведение человека.

Личность - это просто индивид, описываемый в рамках психологии индивидуальных различий.

«Личность» - это понятие ценностное, личностью называют человека за те или иные заслуги.

ТРИ СМЫСЛА ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.


Слайд 122. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ


Слайд 13"Психологическое", как понятие, задается тремя ключевыми словами:

внутреннее,
не рациональное,
ситуативное.

"Личностное",

как понятие, задается следующими ключевыми словами:

социальное,
глубинное,
направленность жизни,
автор.

Слайд 14ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Слайд 15ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ


Слайд 16ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Слайд 17ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Социогенетический подход
старается объяснить особенности

лич­ности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимо­отношений с окружающими людьми.

Биогенетический подход
ставит в основу развития личности биоло­гические процессы созревания организма.

Психогенетический подход
не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.


Слайд 184. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ


Слайд 19Психология личности
раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы: всё

то, что делает нас личностью.

Слайд 20ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Психология индивидуальных различий
Структура личности
Саморегуляция личности
Развитие личности


Слайд 21Психология индивидуальных различий
раздел дифференциальной психологии, изучающий индивидуальные внутренние особенности людей

и их проявления.

Психотип (психологический тип)
характеристика человека с точки зрения психологии.

Тип личности
психологические и социальные особенности (черты) личности (образ жизни человека, его философия, ценности и его привычки), определяющие направленность, способ и стиль его жизни.


Слайд 22КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОТИПОВ
Типы темпераментов по Гиппократу:
холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
• Типы характера

по Э. Кречмеру:
астеник, атлетик, пикник.

• Личностные типы по Карлу Юнгу:
экстраверт - интроверт.

Психотипы по А. Е. Личко:
Параноик, Эпилептоид, Шизоид, Истероид, Гипертим, Психастеник, Сенситив и другие.


Слайд 23КЛАССИФИКАЦИИ ТИПОВ ЛИЧНОСТЕЙ
Э. Шпрангер
1) теоретический тип – ориентированность на получение

новых знаний;
2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;
3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;
4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;
5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;
6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

Слайд 24Психологический профиль личности — совокупность основных, типичных черт, характеризующих индивидуальные психологические

особенности конкретной личности.

Слайд 25Психологический портрет
это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его

внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.

Компоненты психологического портрета личности

темперамент

характер

способности

направленность

эмоциональность

волевые качества

умение общаться

самооценка

уровень самоконтроля


Слайд 265. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ


Слайд 28Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты и характеристики человека,

описывающие его внутренние (а еще точнее - глубинные) особенности.

Слайд 29ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Го́рдон Уи́ллард О́лпорт (1897 — 1967) американский психолог, разработчик теории

черт личности.

ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

«Личность — это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление».

Под общими чертами понимаются такие универсальные признаки, которые присущи всем людям, но в различной степени, по которым людей можно сравнивать друг с другом, которые можно измерять номотетическими методами.

Личностные диспозиции — такие уникальные индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей.


Слайд 30ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Г. Олпорт предложил выделять три типа диспозиций:
кардинальные,

центральные и вторичные.

Кардинальные диспозиции
выражают черту настолько всепроникающую и оказывающую столь сильное влияние на поведение человека, что практически в каждом поступке, каждом действии можно проследить её влияние.

Центральные диспозиции
(такие как доброта, приветливость, напористость) проявляются в ограниченном спектре ситуаций. Они наиболее типичны для индивидов.

Вторичные диспозиции
представляют собой черты, которые наименее заметны, обобщены и согласованны. Менее важные, но регулярно проявляющиеся характеристики.

Личные диспозиции
помогают нам создать полную картину поведения личности, её индивидуальность и своеобразие.


Слайд 31ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Рэ́ймонд Бе́рнард Кэ́ттелл (1905 — 1998) британский и американский психолог
внесший

существенный вклад в развитие дифференциальной психологии в областях черт личности, способностей и мотивации.

СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

Черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения.

Личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.

R = f (S, Р)

Природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P).


Слайд 32ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
Классификация личностных черт по Кеттеллу Р. Б.


Поверхностные черты – исходные черты.

Поверхностная черта
представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в "неразрывном" единстве.

Исходные черты,
напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттелл, образуют блоки самого здания личности.

исходные черты можно разделить на два подтипа – в зависимости от их источника.

На конституциональные черты которые развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума
и черты, сформированные окружающей средой

С модальной точки зрения ученый различает черты:

Динамические (приводящие к действию в определённом направлении), черты-способности (определяющие эффективность достижения цели) и темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций).


Слайд 33Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела  "Шестнадцать личностных факторов" (16 PF)


Слайд 34ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Трёхфакторная теория

личности

Для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которые он называет типами).

Каждая из этих суперчерт построена из нескольких составных черт.

Элементы личности могут быть расположены иерархически.

Черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.

Ганс Юрген Айзенк
(1916-1997,) — британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.


Слайд 35ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Трёхфакторная теория личности
Не так давно Айзенк описал и ввел в

свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм – сила Сверх-Я (1976)
Психотизм – это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью.

Слайд 36Сущностная характеристика личности


Слайд 37ЯДРО И ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ
В структуре личности удобно выделять следующие (метафорические) части:

Ядро личности - те структуры в человеке, которые являются источником собственных мотивов, внутренней активности и самостоятельности личности.
• Периферия личности - инструментарий или обоз личности.
• Обстоятельства жизни личности - человеческое окружение и жизненные обстоятельства.

Слайд 38РАЗВИТИЕ ЯДРА ЛИЧНОСТИ
Нет никаких оснований утверждать, что у человека есть только

одно его личностное ядро. У человека может быть несколько его биологических ядер (врожденных черт характера, утверждающих его как личность) и несколько, сменяющих друг друга с возрастом и развитием его культуры – культурных ядер.
Изначально ядром личности (будет выполнять функцию ядра) является Биологическое Я, далее по мере развития к этому ядру добавляется Психологическое Я, затем Культурное Я.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ
ЯДРО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЯДРО

КУЛЬТУРНОЕ
ЯДРО




Слайд 39СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО ЗИГМУНДУ ФРЕЙДУ
Зи́гмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психиатр

и невролог. Основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

Слайд 40СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО ЭРИКУ БЕРНУ
Э́рик Ле́ннард Берн (1910, Монреаль, 1970) —

американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа.

Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans- — приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action — «действие»), лежащих в основе межличностных отношений.
• «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида;
• «Ребенок» — подчиненную позицию;
• «Взрослый» — умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.


Слайд 42Психологическая структура личности
(Крысько В. Г.)


Слайд 43Структура личности по Козлову Н. И.


Слайд 446. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ


Слайд 45ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
темперамент
ХАРАКТЕР
НАПРАВЛЕННОСТЬ
СПОСОБНОСТИ


Слайд 46Психологическая характеристика темперамента
Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания

психических процессов.

Сангвиник
Холерик
Флегматик
Меланхолик






ЭКСТРАВЕРСИЯ


НЕСТАБИЛЬНОСТЬ


Слайд 47И.П. Павлов считал, что темперамент это - генотип, т.е. прирожден­ная, природная

особенность нервной системы.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотно­шением двух основных процессов: возбуждения и торможения.

Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Торможение- это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внеш­ней среды.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

Подвижность нервных процессов показывает способность возбуж­дения и торможения быстро сменяться один другим.

Ива́н Петро́вич Па́влов (1849-1936) русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности


Слайд 48Четыре типа ВНД по Павлову И. П.


Слайд 50Сущность характера
Характер
- это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека

и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчи­вых и постоянных проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловливают особенности его индивидуального и социального пове­дения и взаимодействия с другими людьми.


Слайд 52Направленность личности
это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы,

мировоззрение, установки и цели её жизни и деятельности.

Слайд 53Сущность способностей
Способности - это психическое свойство личности, отражающее проявления таких её

особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Слайд 547. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ


Слайд 55Развитие
это процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с

целью их усовершенствования.

Развитие личности
это изменение ее количественных и качественных свойств. Развитие личности — это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта.


Слайд 56РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют

друг друга этапами. Это напоминает чередование горизонтального и вертикального движения: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение)

Слайд 57Основные вопросы
психологии развития личности
Каковы механизмы и динамика развития личности?
(развитие

личности как процесс)


Что достигает личность в своем развитии?
(уровень развития личности, результат развития)

Какими способами и средствами родители и общество могут формировать из ребенка личность?
(Формирование личности)

Как, какими способами человеку развивать себя, как личность?
(самосовершенствование личности)


Слайд 58ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


Слайд 59УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Слайд 60Уровень развития личности
определяется двумя основными характеристиками: 
направленностью личности и ресурсами личностной базы человека.


Слайд 61Саморегуляция личности
это управление человеком своим собственным физическим и психическим состоянием

и поступками (поведением, деятельностью).

Саморегуляция личности
это волевое изменение отдельных действий, мыслей, мотивов, чувств, настроений.


Слайд 62ЧЕЛОВЕК- ОРГАНИЗМ
Организм - это более простой способ существования, как по функциям,

так и по используемому инструментарию.
Основная задача организма - поддерживать свою жизнедеятельность
Дополнительные задачи - безопасность (выживание) и комфорт
Жизнь человека, как организма, определяется привычками и обстоятельствами, внешними и внутренними, а именно потребностями, чувствами и состояниями.
Внешняя среда задает организму рамки, человек-организм к внешней среде приспосабливается, адаптируется.
Человек как организм - не свободен, им управляют его потребности.




Взаимодействуя с внешним миром,
человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность.

ЧЕЛОВЕК- ЛИЧНОСТЬ
Человек как личность - это человек, имеющий свое, живущий по-своему.
Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.
У человека-личности, кроме эмоций и потребностей, есть разум и воля, он думает и принимает решения.
Чувства, эмоции и потребности для личности – это только фон, который может помогать, может мешать, но не более.
Для человека-личности свою внутреннюю жизнь осознавать – мало, свою внутреннюю жизнь нужно налаживать.
У развитой личности есть то, что ей дорого:
ее ценности, из ценностей вытекают ее цели,
цели разворачиваются в планы,
планы конкретизируются в порядок дел,
после чего личность – действует.


Слайд 63КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, УНИВЕРСУМ.

Индивид - человек, как

отдельный представитель человеческого рода, имеющий врождённые природные свойства; телесное бытие человека.

индивид

субъект

личность

индивидуальность

универсум

человек

Субъект - человек, как носитель предметно-практической деятельности, распорядитель своих физических, психических и духовных сил.

Личность - человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность - человек, как уникальная, самобытная личность, реализующий себя в творческой деятельности.

Универсум - высшая ступень духовного развития человека, осознающего своё бытие и место в мире.


Слайд 64ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Найти и повторить основные понятия лекции в рекомендованных источниках.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика