Понятие и специфика философской антропологии презентация

Содержание

Слайд 1Понятие и специфика философской антропологии
Урок 13


Слайд 2План
Философская антропология. Представления о человеке в философской мысли.
Проблема сущности человека.
Происхождение

человека.
Происхождение сознания у человека. Учение о бессознательном.

Слайд 3Философская антропология -
это раздел философии,
посвящённый изучению человека
Витрувианский человек.
Рисунок,

сделанный Леонардо да Винчи
в 1490-92 гг.

Слайд 4Науки, изучающие человека

Человек



Психология
Медицина
Нейрофизиология


Слайд 5
Специфика философской антропологии

Философская антропология исследует наиболее общие, наиболее масштабные антропологические проблемы,

имеющие мировоззренческое значение



Слайд 6Философская антропология изучает
природу и сущность человека
антропогенез
происхождение и

сущность сознания у человека
психический мир человека
скрытые духовные силы человека
проблему существования человека
проблему жизни после смерти
духовное развитие человека
перспективы эволюции человека
смысл жизни человека
проблему свободы и ответственности человека
проблемы антропологической биоэтики

Слайд 7Представления о человеке в истории философской мысли

Каждый исторический период создавал свой

собственный образ человека,
исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений

Слайд 8Таблица «Принципы понимания человека»


Слайд 9Таблица «Принципы понимания человека»


Слайд 10Представления о человеке в Древнем мире

В мифологических системах Древнего Мира человек

не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же законам, что и окружающий его мир


Цель жизни человека –
достижение гармонии с природой


Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира


Слайд 11Классическая античная философия
Протагор
«Человек есть мера всех вещей»
Аристотель
«Человек есть общественное

животное»


Сократ призывал обратиться к познанию разума человека


Переломным пунктом стала философия Сократа


Слайд 12Представление о человеке в Средневековье

Средневековье обращало внимание на неустранимую противоречивость человеческого

бытия


Человек



Венец творения, властвующий над другими живыми существами

Слабое создание, всецело зависимое от милости бога




Слайд 13Августин Аврелий (354-430 гг.)

«Что же я такое, Боже мой? Какова природа

моя?»

Слайд 14Религиозная философия Средневековья

Религиозная философия Средневековья сосредоточилась прежде всего на совершенствовании внутренних,

душевных способностей


Цель и смысл жизни человека – приобщение к богу как залог спасения души и вечной жизни


Слайд 15Представление о человеке в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения ознаменовала переход от веры

в бога к вере в безграничные силы человека


Человек становится свободным творцом самого себя


Слайд 16Уильям Шекспир (1564-1616)
Английский драматург,
поэт эпохи Возрождения

«Что за мастерское создание –

человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож не некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

Слайд 17Представление о человеке в Новое время

Философия Нового времени определяет человека как

носителя разума


Человек отличается от животных своей способностью к мышлению


Благодаря разуму человек способен понять законы природы, творить, изобретать, заниматься наукой, преобразовывать мир и себя


Слайд 18Рене Декарт (1596-1650)

«Мыслю, следовательно, существую»


Слайд 19Представление о человеке в конце XIX – XX вв.

С XIX века

всё большую популярность приобретает иррационализм


Сущность человека усматривается вне его разума – в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д.


В конце XX века иррационализм привёл к отрицанию антропологии


Слайд 20Мишель Фуко (1926-1984)
Французский философ,
теоретик культуры и историк

Мишель Фуко провозгласил «смерть

человека». По его мнению, человек уже не обладает собственным разумом или моралью: он – марионетка власти, которая пронизывает всю культуру и заставляет индивида неосознанно делать только то, что нужно ей.

Слайд 21
Как знать, может быть, со временем само понятие «человек» исчезнет так,

как человеческие следы исчезают на прибрежном песке.
М.Фуко. Слова и вещи (1966)

Слайд 22Фрэнсис Фукуяма (р.1952 г.)
Американский политолог, философ, политэконом и писатель

Фрэнсис Фукуяма считает,

что развитие биотехнологий – генной инженерии, клонирования способно настолько глубоко изменить природу человека, что возникает вопрос: останется ли он при этом человеком и не ждёт ли нас «постчеловеческое будущее»?

Слайд 23Представление о человеке в XX веке

В XX веке понятие человека переживало

кризис - оно оказалось расчленено на разнообразные несвязанные составляющие


Важнейшая задача философии


Восстановление целостного образа человека



Слайд 24Философская антропология XX века

У истоков философской антропологии
XX века, возродившей целостный

подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения проблемы




Макс Шелер –
«надмирность» и самосознание

Гельмут Плеснер –
эксцентричность и неопределённость

Арнольд Гелен –
недостаточность и деятельность


Слайд 25Макс Шелер (1874-1928)
Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии

«Задача

философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека».
М.Шелер. Положение человека в Космосе.

Слайд 26Макс Шелер о человеке

Животные замкнуты в своих действиях в границах окружающего

мира, являясь его частью.


Человек – вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его


Дом человека – не окружающий мир, а бесконечность


Важное отличие человека от животного – его способность к самосознанию, целостной оценке самого себя


Слайд 27Гельмут Плеснер (1892-1985)
Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии

Человек

в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны


Чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т.е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний


Слайд 28Гельмут Плеснер о человеке

Место человека – не в себе: не в

теле и не в психике, а вне себя – в неопределённом месте за их пределами, в ничто


Сущность человека ускользает от науки


Только философия, способная размышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» - вечно ускользающее месторасположение человека


Слайд 29Арнольд Гелен (1904-1976)
Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии

Человек

– «недостаточное существо». Он обделён мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению.


Человек вынужден компенсировать свою слабость, изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, инструменты, социальные институты. Его удел – вечная деятельность, преодоление себя


Слайд 30
Все трактовки образа человека, возникшие в истории философской мысли, составляют в

совокупности весьма целостный образ человека


Образ человека незавершён, но эта незавершённость не является недостатком


Это означает, что образ человека открыт для новых интерпретаций, каждый раз обнаруживающих нечто новое во всегда актуальной проблеме человека


Слайд 31Проблема сущности человека

Сущность

Наиболее важные свойства, присущие исключительно данному предмету или

явлению


Существование


Реальное бытие предмета или явления


Слайд 32
Подходы к определению сущности человека




Биологизаторский подход
Теологический подход
Социологизаторский подход
Социо-космический подход


Слайд 33Биологизаторский подход
Сущность человека сводится к природному началу, т.е. биологическому телу, от

которого зависят различные аспекты существования человека

Школа чарвака

Томас Гоббс
(1588-1679)

Людвиг Фейербах (1804-1872)


Слайд 34Теологический подход
Фома Аквинский
(1225-1274)
Сущность человека сводится к его душе, понимаемой как

отражение духовного начала (духа).
Душа противопоставляется природному началу (телу), которое считается греховным.
Человек есть комбинация духа (божественное начало), души (отражение божественного начала, сознание человека), тела (природное начало).

Слайд 35Социологизаторский подход
Карл Маркс (1818-1883)
Сущность человека сводится к социальным отношениям.
Человек есть разумное

биологическое тело (существо), включённое в социальные отношения, от которых целиком зависит формирование и развитие сущности человека.

Слайд 36Социо-космический подход
Е.П.Блаватская
(1831-1891)
основатель Теософического общества
Сущность человека имеет три аспекта:
духовный (космический)

– связан с бессмертным духом;
социальный – связан с личностью человека, формирующейся в обществе, благодаря его культурному влиянию;
биологический (материальный) – связан с биологическим телом человека и природными стремлениями.

Слайд 37Социо-космический подход
Франчиа Ла Дью
(1849-1922)
Основатель учения Храма
Человек состоит из:
биологического тела,


низших энергетических тел и
высших энергетических тел, или духовных оболочек.
Они составляют духовно-космический аспект сущности человека, являются бессмертными и переселяются из одной материальной формы в другую.

Слайд 38Учение Живой Этики
Николай и Елена Рерих –
создатели учения
Живая Этика
Классификация

тел (оболочек) человека:
Высшее тело – Дух.
Огненное тело – Высший Разум.
Тонкое тело – низший разум и чувственное начало.
Плотное тело – биологическое тело.

Слайд 39
Природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что следует говорить

о принципиальной неопределённости и неопределимости человека


Человек не сводится к совокупности своих качеств или к какому-либо одному из них. В философском смысле человек принципиально неопределим

Ф.М.Достоевский
(1821-1881)

«Человек есть тайна…»
Ф.М.Достоевский


Слайд 40Происхождение человека

Антропогенез

Происхождение и дальнейшее развитие человека


Слайд 41Основные теории антропогенеза

Три основные теории антропогенеза



Теологическая концепция (креационизм)
Концепция биологической эволюции
Концепция космической

эволюции

Слайд 42Теологическая концепция (креационизм)
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Адам и Ева


Человека сотворяет Бог благодаря

своему всемогуществу. В тело, сотворённое из «праха земного», Бог вдохнул душу.

Слайд 43Концепция биологической эволюции
Чарльз Дарвин
(1809-1882) -
основоположник эволюционного учения

Человек произошёл от

обезьяны в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора

Слайд 44Концепция космической эволюции человека

Человек произошёл от космических астральных форм жизни, которые

появились на Земле под влиянием эволюционного импульса с одной из планет Солнечной системы

Слайд 45Эволюционная теория

Эволюционной теории придерживается большинство учёных

Эволюционная теория подтверждается рядом археологических и

биологических данных

Слайд 46«Сахелантроп из Чада»

В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г.

был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн. лет. Существо было названо «сахелантроп из Чада».

Слайд 47Австралопитек

Австралопитек жил на территории Африки 4,2-1 млн.лет назад. Это наиболее

близкий предок человека.
Тело австралопитека было покрыто волосами, по внешнему виду он был более похож на обезьяну, чем на человека.
Однако он ходил на двух ногах и пользовался разными предметами.

Слайд 48Человек умелый

Первый представитель рода Homo – Человек умелый. Назван так из-за

умения изготавливать простейшие каменные орудия. Жил 2,4-1,5 млн. лет назад.
Мозг человека умелого на треть больше мозга австралопитека, биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи.

Слайд 49Человек прямоходящий

Человек прямоходящий жил 1,8 млн. – 300 тысяч лет назад.
Основные

признаки:
примитивная речь
простые формы коллективной деятельности
поддержание огня


Слайд 50Человек разумный древнейший

Человек разумный древнейший жил 500-200 тысяч лет назад.
Переходный

этап от прямоходящего человека к современному.
Основные признаки:
среднеразвитая речь
формы коллективной деятельности

Слайд 51Человек разумный - неандерталец

Жил 230-30 тыс. лет назад.
Основные признаки:
продвинутые

формы речи
сложные формы коллективной деятельности (загонная охота)
забота о членах племени
добывание огня

Слайд 52Человек разумный (кроманьонец)
Череп кроманьонца

Человек разумный появился в Африке около 130 тыс.лет

назад.
Основные признаки:
сложная речь
мышление
искусство
развитие сельского хозяйства, ремёсел, религии


Реконструкция кроманьонки


Слайд 53Факторы антропогенеза


Биологические факторы
прямохождение
развитие руки
большой мозг
способность к членораздельной

речи

Формы деятельности

труд
коллективная деятельность
мышление
язык и общение
нравственность


Слайд 54
Биологические факторы и формы социальной деятельности тесно взаимосвязаны и зависят друг

от друга


Человек живёт одновременно в двух мирах – природном и общественном, являясь биосоциальным существом


Слайд 55Происхождение сознания у человека

Проблема происхождения сознания человека тесно связана с проблемой

возникновения человека


Проблема происхождения сознания рассматривается в концепциях антропогенеза


Слайд 56Теологическая концепция
Сознание человека считается особой способностью души. Душу человеку даёт Бог.

Следовательно, сознание есть дар Бога.

Слайд 57Концепция биологической эволюции
Сознание – это продукт высокоорганизованной материи (мозга человеческого существа).


Сознание есть особая способность психического мира человека, приобретённая в процессе эволюции.
Такая способность есть следствие биологической изменчивости и наследственности, а также трудовой и социальной деятельности первобытных человеческих существ.

Слайд 58Концепция космической эволюции человека
Сознание есть особая информационно-энергетическая функция материи, которая может

развиваться только при участии объектов, имеющих такую же развитую функцию.
Происхождение человеческого разума связано с влиянием Разума Космического. Причём интенсивность воздействия на различные группы организмов была далеко не однородной.

Слайд 59Теория психоанализа
Зигмунд Фрейд
(1856-1939)
Австрийский психолог, психиатр, основоположник психоанализа
Теория психоанализа – это

психологическая теория, разработанная в конце XIX-
начале XX века австрийским психиатром З.Фрейдом.
Исследуя сферу бессознательного, З.Фрейд разрабатывает модель психической структуры личности.

Слайд 60Модель психической структуры личности



Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание
Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль

Я (Эго)

– сознание
Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль


Оно (Ид) – подсознание = бессознательное
Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля


Слайд 61
Психика человека – арена постоянной борьбы высших (духовных принципов) и низших

(животных инстинктов) бессознательных сил


Победа инстинктов ведёт к потере человеком своего человеческого облика, к подчинению сознания бессознательным влечениям


Победа духовных принципов ведёт к ограничению инстинктов, к торжеству сознания над низшим бессознательным


Человек должен стремиться к расширению контроля сознания над сферой низшего бессознательного


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика