Слайд 1Тема «Подготовка материала к лекции»
Ижевск
2016
Кафедра «Философия»
Курс «Риторика»
Автор Серебрякова Ю.В., к.к., доцент
Слайд 2Изобретение
Инвенция (в переводе на русский язык - изобретение) есть искусство добывания
и предварительной систематизации материала.
Слайд 3Понимание и приятие вещи
Существо понимания – согласное принятие вещи
Если бы вещам
не оставляли возможности быть свободными…
Minnesinger, mens, mind, па-мять, привязанность, принятие
Слайд 4Мотивы отбора предметов для речи
Интерес: общественный, групповой, индивидуальный.
Социальный интерес превыше всего!
Слайд 5Инвенция согласует личное и общественное
Найти в своих знаниях то, что интересно
другим.
Вопрос о предмете речи становится вопросом выбора аудитории.
Слайд 6Меняем вид предмета
Не для аудитории, а для самого оратора.
Стереотипы увлеченных.
Общественно неинтересных
тем не существует!
Слайд 7Инвенциональное градуирование
Особенности интонации – возможности голоса – возможности человека – мои
возможности: поиск общих с аудиторией тем.
Слайд 8Таксономия = классификация
Систематизация действительности.
Одномерные и многомерные таксономические схемы.
Слайд 9Место под солнцем
Таксономическая закономерность: чем шире берется предмет, тем уже его
содержание и тем труднее сделать его предметом общественного интереса.
Слайд 10Слишком абстрактно…
Если общий предмет для ритора и аудитории слишком абстрактен, обратитесь
к личным качествам аудитории.
Слайд 11Топика
«Все говорят»
«Общие места»
Слайд 12Оригинальное или общеизвестное?
Общеизвестное гарантирует понимание оригинального.
Слайд 13Благородная оправа речи
Рамка держит сведения, у которых иначе нет возможности «ощущать
себя» как целое.
Уверенность в незнакомой речевой ситуации.
Слайд 14Правильный вопрос
Техника топоса - это техника «задавать вопросы».
Слайд 15Назначение вопросов
- установление границ речевой ситуации, с одной стороны, и установление
границ интересующего нас предмета - с другой.
Слайд 16«Общие места» и типичные вопросы
Инвенция была практикой нахождения в составе речи
«мест», применительно к которым можно поставить типичные вопросы.
Топос – ориентир. Он не заменяет путь.
Слайд 17План
Для определения объема эмпирического материала в будущем сообщении существовал лишь один
надежный путь - составление плана.
Слайд 18Систематизация
фаза ориентации,
фаза выбора,
фаза погружения.
Слайд 19Ориентация
«Состояние дел» на старте: общее направление выступления, без частностей.
Слайд 20Оценка значимости фактов
Для чего делается сообщение? (интенция)
О чем сообщение? (тема)
Слайд 21Фаза выбора
главное - второстепенное,
существенное - несущественное,
старое - новое,
известное - неизвестное,
общепринятое -
оригинальное,
понятное - непонятное
Слайд 22Цитаты
Компиляции никогда не пользовались успехом.
Цитата = многоголосие
Слайд 23Фаза погружения
Если случая не было в прошлом, провести аналогии
Слайд 24Компаративный материал и его активность
Метаязык, объединяющий энциклопедический и эмпирический материал
Слайд 25Результаты фазы погружения
окончательное определение того, материал какого рода и в каких
пропорциях составит содержание сообщения;
тема предстает как единство аспектов, которые могут быть представлены на разном уровне глубины;
позиция составителя сообщения получает завершенное выражение;
структура сообщения становится развернутым планом, приспособленным для того, чтобы ориентироваться на него в ходе диспозиции.
Слайд 26© ФГБОУ ВПО ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 2016
© Серебрякова Юлия Вадимовна,