Слайд 1
Государственное учреждение
Центр экстренной психологической помощи
МЧС России
Переживания горя.
ПТСР
Дебрифинг
ГУ ЦЭПП МЧС
России
Слайд 2
Типы травматических ситуаций
Слайд 3Динамика переживания
травматической ситуации
Фаза отрицания и шока
Фаза исцеления
Фаза агрессии и вины
Фаза
Слайд 4Динамика переживания травматической ситуации
Фаза отрицания или шока
Наступает сразу после действия
травмирующего фактора.
Это самое первое столкновение человека с тем ужасом, который ему предстоит пережить. Человек отказывается воспринимать случившееся, пытаясь тем самым убежать от реальности и от болезненных для него переживаний.
Слайд 5Динамика переживания травматической ситуации
2.Фаза «агрессии и вины».
Человек начинает обвинять в
происшедшем тех, кто прямо или косвенно связан или имел отношение к травматическому событию. Такое состояние может смениться аутоагрессией.
Именно на этой фазе человек пытается найти справедливость в «несправедливом» мире.
Данная фаза является выходом из фазы отрицания и шока.
Слайд 6Динамика переживания травматической ситуации
3. Фаза депрессии.
Характерно чувство беспомощности, брошенности, одиночества,
собственной бесполезности. Нет выхода из создавшегося положения, человеку кажется, что боль будет усиливаться день ото дня.
В этот период нет ощущения цели, и жизнь становится бессмысленной.
Важна поддержка близких, но часто человек ее не получает. Кроме того, в подобном состоянии, переживший травму, сам быстро теряет интерес к общению («никто меня не понимает»).
Слайд 7Динамика переживания травматической ситуации
4.Фаза исцеления.
Фаза характеризуется полным принятием (сознательным и
эмоциональным) своего прошлого и приобретение нового смысла жизни. «Я могу жить, не смотря на то, что я пережил!». Человек на данной фазе уже способен извлечь из своего прошлого жизненный опыт.
Слайд 8Динамика переживания травматической ситуации
Под утратой понимается безвозвратная потеря значимого для человека
объекта (дома, работы, семьи, домашнего животного, социального статуса, и, как крайний вариант, близкого человека).
Весь процесс переживания утраты называется работой горя.
Слайд 9Фазы горя
- фаза шока и оцепенения;
- фаза страдания и дезорганизации;
- фаза
остаточных толчков и реорганизации;
- фаза завершения.
Слайд 10Динамика переживания травматической ситуации
В процессе этой работы горюющий должен решить следующие
задачи:
• признать факт и обстоятельства потери;
• пережить боль потери, пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате;
• наладить взаимоотношения с тем окружением, в котором произошла утрата;
• выстроить новое отношение к объекту утраты и продолжать жить.
Слайд 11Патологическое горе
Причины:
- конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью;
-
невыполненные по отношению к умершему обещания;
- «не похороненные мертвецы» – без вести пропавшие, те, чьи тела не были найдены, те, о смерти которых не сообщили близким (пока событие не произошло, работа горя в полной мере начаться не может);
- внезапная или неожиданная утрата;
- двойственные чувства по поводу утраты;
- чрезмерная зависимость от умершего;
- множественны утраты на протяжении незначительного времени;
- отсутствие систем поддержки личности или жизнеобеспечения.
Слайд 12Изменения в отношениях с окружающими людьми
- избегание общения;
- социальная изоляция;
- утрата
теплоты по отношению к другим людям;
- раздражение, злость, желание, чтобы «не трогали»;
- яростная враждебность к определенным лицам;
- дальнейшая утрата форм социальной активности.
Слайд 13Особенности переживания утраты детьми
- у детей до 2-х лет вообще нет
никакого представления о смерти;
- между 2-мя и 6-тью годами развивается представление о том, что умирают не навсегда;
- в ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом, либо идентифицируют с покойником;
- в возрасте 5–7 лет считают собственную смерть маловероятной;
- между 6 - 10 годами смерть становится более реальной и окончательной;
- к подростковому возрасту, дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти, и собственная смертность становится для них очевидной, однако, склонны верить в бессмертие души.
Узнав о смерти родителя или близкого родственника, дети проходят через те же стадии, что и взрослый. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.
Слайд 14Патологические реакции горя у детей
- энурез, заикание, сонливость или бессонница, откусывание
ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;
- длительное неуправляемое поведение;
- острая чувствительность к разлуке;
- полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
- отсроченное переживание горя;
- депрессия.
Слайд 15Благоприятное проживания горя у детей
- хорошие отношения с родителем до его
смерти;
- получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
- участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
- хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.
Слайд 16
ПТСР
ПТСР – специфическая , отсроченная по времени, форма нарушения психики, вызванная
однократным или повторяющимся (накопленным) воздействием стресс-факторов, выходящим за пределы жизненного опыта личности.
Слайд 17Посттравматическое стрессовое
расстройство
ПТСР
Человек ощутил угрозу, стал очевидцем события, связанного с угрозой
физической целостности своей или других
Интенсивное переживание страха, ужаса и беспомощности
Слайд 18Симптоматика ПТСР
Группа симптомов повторного переживания:
- повторные, навязчивые негативные, насильно прорывающиеся
воспоминания о событии, включающие образы, мысли и представления;
- связанные с событием сны;
- внезапные поступки и чувства, как если бы событие происходило сейчас;
- интенсивный стресс при событиях, напоминающих или символизирующих травму.
Слайд 19Симптоматика ПТСР
Группа симптомов избегания:
- избегание мыслей, деятельности и чувств, связанных с
событием;
- нарушение памяти, неспособность вспомнить важные аспекты произошедшего события;
- чувство отстраненности и отчужденности;
- обеднение чувств;
- потеря доступа к ресурсам прошлого, отсутствие ориентации на будущее.
Слайд 20Симптоматика ПТСР
Группа симптомов повышенной возбудимости:
- нарушения сна;
- повышенная раздражительность;
- трудности концентрации
внимания;
- сверхбдительность (отсутствие чувства безопасности);
- взрывные реакции;
- депрессивные состояния.
Слайд 21Симптоматика ПТСР
К дополнительной группе симптомов, можно отнести физиологические реакции человека:
- повышение
температуры тела;
- учащенное сердцебиение;
- гиперемия кожных покровов;
- потливость и др.
- в сфере межличностных отношений ;
изменения в сфере профессиональной деятельности ;
- негативные изменения со стороны соматического здоровья.
ПТСР
разные сферы жизни
Слайд 23Профилактика ПТСР
Профилактика ПТСР является неотъемлемой частью системы профилактики негативных последствий профессионального
стресса.
Одним из методов работы, представляющим собой профилактику ПТСР, является психологический дибрифинг.
Слайд 24Дибрифинг
дибрифинг
психологический
стихийный
Слайд 25Психологический дибрифинг
Целью психологического дибрифинга является минимизация отрицательных психологических последствий и предупреждение
развития симптомов ПТСР, что достигается путем:
- проработки впечатлений и эмоций всех участников;
- уменьшения тревоги и напряжения каждого, за счет проговаривания собственных чувств;
- возможности обмена впечатлениями участников;
Слайд 26Психологический дибрифинг
- осознанной организации опыта;
- мобилизации ресурсов для социальной поддержки,
- усиления групповой солидарности и сплоченности;
- подготовки участников к адекватному восприятию своего последующего состояния и возможности обращения за психологической помощью.
Слайд 27Стадии психологического дибрифинга
Проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса
Обсуждение симптомов, создание
атмосферы поддержки
Мобилизация ресурсов, обеспечение информацией, формирование планов на будущее
Слайд 28Профилактика профессионального
стресса
Не стоит забывать, что к мерам по предотвращению ПТСР,
можно отнести не только конкретные профилактические методы работы (например, дибрифинг), но и умение специалистов самостоятельно отслеживать изменения, происходящие, как в собственном состоянии, так и в состоянии других людей.
Где важную роль играет своевременное обращение внимания на: поведение, чувства, эмоциональное состояние, реакции и т.д.
Слайд 29
Спасибо за внимание!
ГУ ЦЭПП МЧС России
8 (495) 626-38-96
ceppopp@mail.ru
Государственное учреждение
Центр экстренной психологической помощи
МЧС России