Слайд 1Часть 2
Профильное обучение
Нельзя птицу учить летать в клетке
Слайд 3
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2002г.)
Профильное обучение
- средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за
счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно
учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования
старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования
Слайд 4
Цели перехода к профильному обучению
обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы
полного общего образования
создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ
Слайд 5
Цели перехода к профильному обучению
способствовать установлению равного доступа к полноценному
образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями
расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования
Слайд 6
Учебный план профильного обучения
Блок 1. Базовые общеобразовательные курсы - обязательные
для всех учащихся во всех профилях обучения (математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, обществоведение/естествознание)
Блок 2. Профильные курсы - повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения
По базовым общеобразовательным и основным профильным курсам проводятся единые государственные экзамены (ЕГЭ)
Слайд 7
Учебный план профильного обучения
Блок 3. Элективные курсы - обязательные для
посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы (реализуются за счет школьного компонента учебного плана)
Блок 4. Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность
Слайд 8
Учебный план профильного обучения
примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных
предметов и элективных курсов определяется пропорцией
50:30:20
Слайд 9
Базовый (общеобразовательный) компонент: курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне; по
своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам: соответственно, этим курсам отвечают требования ЕГЭ (базовый уровень)
Профильный компонент: ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают профильным образовательным стандартам: соответственно, этим курсам отвечают требования ЕГЭ (профильный уровень)
Элективный компонент : ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов
Слайд 10ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (10-11 КЛ.)
(утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
Слайд 11Цели обучения математике
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
формирование представлений о математике как универсальном языке науки,
средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей
Слайд 12Цели обучения математике
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
формирование представлений об идеях и методах математики; о
математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Слайд 14Содержание математического образования
Слайд 15Основные содержательно-методические линии ШКМ
10-11 кл.
Числовая линия
Функциональная линия
Уравнения и неравенства
Дифференциального исчисления
Интегрального
исчисления
Элементы комбинаторики, теории вероятности, статистики и логики
Стереометрия
Слайд 16Под задачей понимают:
цель, данную в определённых условиях (А.Н. Леонтьев): «Задача предполагает
необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели. Решение задачи означает нахождение этого средства»
Слайд 17Под задачей понимают:
ситуацию, включающую цель и условия для ее достижения. Задача
как модель проблемной ситуации, выраженная с помощью знаков некоторого естественного или искусственного языка, элементом которой является субъект, осознавший затруднение в своей деятельности [Фридман]
Слайд 18Под задачей понимают:
систему – множество элементов, на котором определено заранее заданное
отношение. Это отношение выражает функциональную зависимость между величинами входящими в условие и требование задачи, а реализовано на предметной области задачи. Под предметной областью задачи понимают класс фиксированных объектов, о которых идет речь в задаче [Колягин]
Слайд 20«Процесс усвоения знаний надо организовывать так, как организует его жизнь. А
именно: чтобы ребёнок постоянно был вынужден тренировать не столько память, сколько способность решать задачи, требующие самостоятельности суждения»
Э.В. Ильенков (советский философ)
Слайд 21Открытые задачи
задачи, которые имеют несколько вариантов решения, предполагают возможность уникальных ответов
или позволяют ученикам самостоятельно открывать неизвестные им факты
Слайд 24Последовательность предъявления открытых и закрытых задач может быть следующей:
«традиционный вариант» –
сначала с помощью закрытых задач ученик должен успешно усвоить и натренировать определенные навыки решения задач, а потом уже через решение открытых ученик может приближать эти навыки к решению задач из реальной жизни;
«развивающий вариант» – обучение начинается с открытых задач, а с помощью закрытых отрабатываются до автоматизма отдельные усвоенные элементы;
«смешанный вариант» при котором открытые задачи используются как при введении нового материала, так и на стадии отработки полученных знаний.
Слайд 25Условие открытой задачи для учебной цели необходимо построить так, чтобы задача
была интересна, понятна и максимально вовлекала ребят в творческую познавательную деятельность. Для достижения этого необходимо, чтобы открытые задачи удовлетворяли ряду требований:
1. Наличие смыслового контекста
2. Проблемность
3. Неопределенность
4. Доступность
5. Связь с курсом математики
6. Интегративность
Слайд 26
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ в профильном образовании
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
поддерживать изучение основных профильных предметов
на заданном стандартном уровне
служить средством для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий
Слайд 27
ТИПОЛОГИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
Предметно-ориентированные (пробные/углубляющие)
Межпредметные курсы (ориентационные)
Внепредметные элективные курсы
Слайд 29
ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ
Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер,
их количество должно быть избыточным
Необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, который позволял бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год
Слайд 30
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
Знакомить со способами деятельности
Включать оригинальный материал
Помогать
оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы
Не должно дублировать содержание предметов обязательных для изучения
Ранее недоступный для изучения материал станет открытым для обсуждения
Модульное построение
Слайд 31
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
активные формы организации занятий, информационные, проектные
формы работы
образовательная ориентация на вузовское обучение
конкретность работы, выполняемой учащимися на занятиях (вариативные по уровню сложности задания)
Слайд 32
Структурные элементы программы элективного курса
Титульный лист
Пояснительная записка (аннотация)
Учебно-тематический план
Содержание курса
по темам
Информационно-методическое сопровождение
Слайд 33
Пояснительная записка
Обоснование места и роли курса в профильном обучении
Цели и
ценности учебного курса, задачи
Обоснование отбора содержания и общей логики в последовательности его изучения
Слайд 34
Структура требований к отбору содержания курса
Слайд 36Технологии, методы и формы обучения
Слайд 38
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
список литературы и методические рекомендации учащемуся
методические указания педагогу
по реализации программы
глоссарий и другая полезная информация
Слайд 39
ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ)
диагностические карты
тесты
контрольные вопросы
темы
проектов и заданий и др.
Слайд 40
Формы контроля и оценки результативности обучения
Зачетные мероприятия
Система рейтинговой оценки
Оформление ПОРТФОЛИО
Необходим
интегрированный анализ результатов, учитывающий количественную и качественную составляющую
Слайд 41
Критерии оценки программ элективных курсов
Степень новизны для учащихся
Мотивирующий потенциал программы
Развивающий
потенциал программы
Полнота и завершенность содержательных линий программы
5. Связность и систематичность изложенного материала
6. Методы обучения
7. Степень контролируемости
8. Реалистичность
9. Формальная структура программы
Слайд 42Проблемы профильного обучения – задачи профильной школы
Наличие профессиональных кадров (учителей -
мастеров)
Мобильность индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальные профильные учебные планы)
Разработка нового содержания обучения (дифференциация содержания обучения)
Сопровождение учащихся (отслеживание их движения) по индивидуальным образовательным маршрутам
Поиск новых методик и педагогических технологий обучения
Создание новой системы оценивания результатов обучения и достижений учащихся
Разработка методического обеспечения профильного обучения (профессионально ориентированные учебно-методические комплексы, учебники нового поколения)
Слайд 43Основная литература
Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное
пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин и др. – М., 2010.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утвержденная приказом Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утвержденная приказом Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 2012.
Кейв М.А., Власова Н.В. Инновационные процессы в профильном образовании: учебное пособие. – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015.