Слайд 2
Память –форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении
прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Слайд 3Память является одной из высших психических функций человека
В самых общих чертах
психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем.
К этим процессам, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» – «память»), относятся запоминание (или следообразование), сохранение, узнавание, припоминание (воспроизведение), забывание.
Слайд 4Мнемические действия
Название «мнемические» действия связано с именем богини памяти Мнемозины, которая,
как полагали древние греки, одаряет каждого человека памятью
Слайд 5БОГИНЯ ПАМЯТИ- МНЕМОЗИНА
Сюжет карты: Сюжет объединяет смысл карт Мать Сюжет объединяет
смысл карт Мать и Проповедник, глубокие чувства (Рак) и расширение (Стрелец). Женщина в белых одеждах стоит на стыке миров, на границе дня и ночи. Ее глаза закрыты – она глубоко погружена в себя. Одежды переходят в воду – непосредственная связь с чувствами. Над ее головой горит восьмиконечная звезда, вписанная в окружность – символ порядка, созидания, а также проекции небесного мира на материальный и их пересечение. Рядом изображена стрекоза, символизирующая бессмертие, возрождение, способность наших чувств восстанавливаться. Стрекоза как бы находится одновременно в двух мирах. Она напоминает нам о скоротечности нашей жизни, о магических временах и о том, что не стоит превращать нашу жизнь в унылое существование.
Слайд 7Нейрофизиология и биохимия
В соответствии с современными представлениями нейрофизиологии и биохимии все
явления памяти осуществляются либо путем изменения активности электрического возбуждения биопотенциалов соответствующих нейронов (кратковременная память), либо, при более длительных изменениях, на биохимическом уровне – в молекулах РНК и ДНК (долговременная память).
Слайд 8В основе памяти лежат ассоциации, или связи.
Предметы или явления, связанные
в действительности, связываются и в памяти человека.
Слайд 9. Ассоциативная теория памяти.
Одним из 1-ых психологов, основоположником ее является Эббингауз
(немецкий психолог), его работа «О памяти».
Ассоциация – связь, соединение между чем-то и чем-то.
Суть ассоциативной теории: если 2 или несколько психического образования появляются в сознании одновременно или непосредственно друг за другом – то между ними возникает ассоциативная связь, и впоследствии при появлении в сознании одного из элементов этой связи возникает представление обо всех ее элементах. Необходимым и достаточным условием запоминания является образование ассоциаций.
Условия образования ассоциативных связей.
1. Одновременность появления в сознании соответствующих объектов или явлений (одновременность восприятия). Смежность в пространстве и во времени.
2. Сходство.
3. Противоположность.
Слайд 10продолжение
Этим условиям соответствуют типы ассоциаций:
1) ассоциации по смежности (во времени и
в пространстве). Если что-то вместе воспринимаем, то вместе и запоминаем. Если появляется один элемент, то «всплывает» и другой (возврат на прежнее место, если что-то забыл);
2) по сходству;
3) по противоположности, контрасту.
Вывод: Любое сравнение нового со старым, т.е. установление сходства или различия, приводит к лучшему запоминанию.
Пример: Чехов «Лошадиная фамилия».
Но ассоциативная теория памяти не единственная, кроме ее положительного значения (в рамках ее вскрыт важный механизм запоминания), следует отметить ее неполноту ==> возникают вопросы: непонятны причины забывания; роль повторений в запоминании.
Почему у разных людей в одних условиях память разная?
На основе критики ассоциативной теории памяти возникает.
Слайд 11
А.П.Чехов. Лошадиная фамилия
У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот
водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние - жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство, Между прочим, и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором. - Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, - сказал он,- лет десять назад служил акцизный Яков Васильич. Заговаривал зубы - первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет - и как рукой! Сила ему такая дадена... - Где же он теперь? -……………………………………..
Слайд 13- Иван Евсеич!- обратился к нему доктор.- Не могу ли я,
голубчик, купить у вас четвертей пять овса?
Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой... Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака. - Надумал, ваше превосходительство!- закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу.- Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову! - Накося!- сказал генерал с презрением и поднес к лицу его два кукиша.- Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! Накося!..........................................
Слайд 14Гештальттеория памяти.
Гештальт – это целостная организация, структура, несводимая к сумме составляющих
ее элементов.
Суть теории: если 2 или несколько элементов воспринимается человеком как принадлежащие к одному гештальту, то впоследствии при восприятии одного из этих элементов, возникает воспоминание обо всем гештальте в целом (фрагмент репродукции – картина в целом).
Слайд 15Чаще всего мы видим не то, что есть, а то, что
готовы увидеть
Слайд 16Вы пришли в этот мир не для того, чтобы жить в
соответствии с моими ожиданиями.
Так же, как и я пришел сюда не для того, чтобы оправдать ваши.
Если мы встретимся и поладим - это прекрасно. Если же нет, то ничего не поделаешь.
Gestalt – от нем. образ, форма, структура, завершенность.
Фредерик Перлз (1893 - 1970) - немецкий, американский психолог, основатель гештальт-терапии.
Слайд 17
Человек воспринимает, чувствует и действует одновременно!
Человек – есть целостность, а не
сумма ощущений, мыслей, действий.
Акт восприятия невозможно рассматривать в отрыве от поведения, а поведение в отрыве от мыслей, мысли в отрыве от чувств.
Слайд 18Цель гештальттерапии
– восстановление сознавания, опирающегося на чувства и ощущения.
Осознание- базовый
термин гештальттерапии.
Слайд 19продолжение
В качестве основы запоминания выступает целостная организация материала (в частности, пространственная
организация), игнорируется роль других факторов в запоминании.
Отрицательное в этой теории: она не смогла вскрыть все причины запоминания.
Слайд 203. Деятельностная теория памяти
Запоминание любой информации определяется тем, какое место она
занимает в структуре любой деятельности, и зависит от цели и содержания деятельности.
Прочность определяется тем, какова роль и значение соответствующего материала в деятельности субъекта: лучше запоминается то, что связано с целью деятельности.
Слайд 224 вида памяти
. Содержание запоминаемой информации
а) двигательная (память на движения);
б) образная
(память на образы);
в) эмоциональная (память на эмоции);
г) словесно (вербально) – логическая (память на мысли).
Слайд 23Классификация видов памяти по характеру психической активности
Двигательная (или моторная) память —
это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.
Слайд 24продолжение
Двигательная (моторная) память предполагает запоминание и воспроизведение движений, участвует в формировании
двигательных умений и навыков. Чрезвычайно важна для некоторых специальностей, требующих быстрого и точного воспроизведения сложных и точных движений – хирургов, танцовщиков, жонглеров, музыкантов, гимнастов, спортсменов и др.
Моторный, двигательный тип памяти свойственен тем людям, которые без особого труда усваивают сложные движения, спортивные упражнения, легко учатся танцевать, могут ловко пользоваться тончайшими инструментами.
Наиболее важна двигательная память в первые недели и месяцы жизни ребенка.
Слайд 27Классификация видов памяти по характеру психической активности
Эмоциональная память — это память
чувств; способность запоминать, сохранять и воспроизводить чувства и эмоции.
Эмоциональная память определяет воспроизведение чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые.
Особенности этой памяти – в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения.
Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Слайд 28Классификация видов памяти по характеру психической активности
Образная память — это оперирование
информацией, представленной в виде образов, отражающих предметы, события, картины природы и жизни. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Отличительной особенностью образной памяти является определенная трансформация образа памяти в период его удержания (упрощение, схематизация, опускание некоторых деталей, изменение формы, цвета).
Эти преобразования выполняют важнейшую функцию обобщения, выделяя существенное, превращая образ в некую схему, символ, содержащий информации значительно больше, чем единичный стимул.
Слайд 29Виды образной памяти
Образную память разделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую
в зависимости от преобладающего типа воспроизводимых представлений.
Хорошо развитая образная память является основой воображения – творческого преобразования образов, событий.
Феномен эйдетизма – способность некоторых людей видеть в буквальном смысле слова отсутствующие предметы или картины, которые ранее были восприняты
Слайд 30Ольга Книппер-Чехова
Многие люди тоже весьма успешно пользуются обонятельной памятью. Известно, что
актриса МХАТа Ольга Книппер-Чехова перед тем, как выйти на сцену в роли Раневской в спектакле "Вишнёвый сад“, всегда душилась одними и теми же духами, которые вызывали у неё определённые ассоциации. Таким образом, она использовала запахи как обонятельные подсказки.
Слайд 31Великие актеры
Альберт Филозов неоднократно рассказывал, что учить роли ему помогают воспоминания
о пространственном расположении текста на странице.
Клара Лучко настолько вживалась в роль, что ярко представляла всё, что происходит на сцене, расположение декораций, что позволяло ей запоминать текст и воспроизводить те чувства, которые должна испытывать её героиня.
Слайд 32Примеры уникальной памяти
А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное
другим автором, после двукратного его прочтения.
Другим примером является В. А. Моцарт, который запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.
Отечественной науке известны примеры феноменальной памяти.
Слайд 33
Феномен Соломона Шеришевского
Память может как выручить человека в критический момент,
так и неожиданно сильно подвести. Возможности человеческой памяти до сих пор остаются предметом исследований ученых.
Александр Романович Лурий
Слайд 34Москва. Июль 1926 года.
В лабораторию молодого, тогда еще неизвестного психолога Александра
Лурии пришел мужчина лет тридцати. Он назвал Соломоном Шеришевским и попросил проверить его память. Проведя стандартное обследование, Лурия не мог поверить результатам. Казалось, молодой человек запоминает любой объем информации.
Соломон Шерешевский работал газетным репортером. На утренней летучке редактор обратил внимание, что Шеришевский не записывает его поручения: ни адреса, ни фамилии, ни телефоны. Решив сделать Шеришевскому выговор, редактор вызвал его к себе в кабинет. Репортер слово в слово повторил длинный список поручений. После этого редактор отправил Шеришевского на обследование. Сам репортер не видел ничего необычного в том, что помнил все: он думал, что так происходит с каждым.
Слайд 35
Синестезическая память
Шеришевский воспринимал услышанное синестезически - этот термин означает, что
он чувствовал запах, цвет, вкус каждого слова. Шеришевский буквально видел всю длинную цепочку слов, но представлял их совсем не так, как другие люди. И часто образы не совпадали со значением слова.
"У моего дедушки была особая система запоминания цифр. Цифры у него вызывали ассоциации определенного вида человека. Единица - это что-то высокое, худое, как человек с тростью. Семерка - это мужчина с усами, восьмерка - это полная женщина", - говорит Ирина Барабаш - внучка Соломона Шеришевского
Слайд 36Николай Николаевич Ге (1831-1894
Слайд 38Абсолютный слух – аналог эйдетической памяти
Йога́нн Хризосто́м Вольфганг Теофи́л Мо́царт (нем.
Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart). Вольфганг Амадей Моцарт
( 1756-1791). Был виртуозным скрипачом, клавесинистом, органистом, дирижёром. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
Слайд 39Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
Слайд 40Классификация видов памяти по характеру психической активности
Словесно -логическая ( символическая) память
выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Главная роль в ней отводится второй сигнальной системе. Словесно-логическая память — специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Развиваясь в течение жизни человека, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к другим видам памяти.
Слайд 41Интеллект и память
Возможно, память, как основа интеллекта, наравне с мышлением и
воображением играет немаловажную роль в процессе познания внешнего мира. Однако уровень интеллекта не зависит от памяти. Проводившиеся эксперименты показывают, что и ограниченные, и умные люди могут обладать как хорошей, так и плохой памятью.
Слайд 42
В фильме Барри Левинсона "Человек дождя“ герой Дастина Хоффмана Реймонд
Слайд 43Классификация видов памяти
по длительности хранения информации
Сенсорная (иконическая) память- «отпечаток» воспринятых
стимулов (0,1-0,5 сек)
Кратковременная память — краткое сохранение воспринимаемой информации (1-7 мин).
Оперативная память - мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
Долговременная память – длительное хранение большого объема информации
Слайд 442 критерий класификации
Критерий классификации – длительность хранения информации в памяти.
Отличаются по
времени хранения информации и объему памяти. Выделяют:
а) кратковременная;
б) долговременная;
в) оперативная.
Слайд 45Кратковременная память
а) кратковременная память – запоминание информации происходит в условиях ее
однократного и кратковременного предъявления, объем запоминания информации для нормально-развитого взрослого человека составляет 7?2. Время хранения информации в КП ≈ 20 сек;
Слайд 46Долговременная память
б) долговременная (длительная) память – характеризуется неограниченным временем хранения информации.
Объем запоминаемой информации практически неограничен. Опирается на повторе (забывается то, что не востребовано) материала при многократном предъявлении;
Слайд 47в) оперативная память – память, обслуживающая текущую деятельность ==> время для
запоминания информации определяется длительностью выполняемой деятельности.
Оперативная память занимает промежуточное положение между а) и б) – это смесь а) и б), т.к. какую-то часть информации мы «достаем» из долговременной памяти, а какую-то – из кратковременной памяти.
Слайд 48III. По механизму запоминания:
а) механическая;
б) логическая.
Слайд 49Механическая память
механическая память отличается от б) (логической памяти) способом запоминания информации,
основана на простом, многократном и шаблонном повторении материала (к этому виду памяти прибегают при непонимании материала – «зазубрить»). Проявляется не только в шаблонности повторения, но и в точности воспроизведения (близко к оригиналу).
Слайд 50Логическая память
логическая память – запоминание основано на предварительном осмыслении материала
и использовании логических, рациональных приемов запоминания.
Слайд 51Память, как и любая высшая психическая функция
связана с индивидуальными психическими
свойствами личности.
Кроме этого, существует взаимодействие мнемических процессов с такими индивидуальными качествами человека, как опыт, знания, навыки, умения.
Связь эта двусторонняя, поскольку память, с одной стороны, зависит от этих качеств, с другой – сама способствует их дальнейшему развитию.
Слайд 52Основные процессы памяти
Выделяются по критерию этапов переработки информации:
Запоминание
Сохранение
Забывание
Воспроизведение
В процессах памяти
отражена неоднородность, сложность функционирования памяти, её сущность.
Слайд 53Мнемические процессы
Запоминание – запечатление в сознании следа какого-либо объекта.
В данном
случае под объектом запоминания понимаются и предметы окружающего мира, и события, и идеи, и взаимосвязи между ними, и их языковое отображение, и эмоциональный фон, соответствующий объекту, т. е. любое проявление жизнедеятельности человека является объектом запоминания.
Этот процесс является первым в цепочке мнемических процессов – он необходим для любого последующего проявления памяти.
Слайд 54
На первом этапе – продолжение восприятия.
Следующий этап – переработка
информации, включающий ряд операций преобразования: селекцию, повторение, кодирование.
Кодирование предполагает включение запечатлеваемого материала предполагает включение его в определенную систему познавательных связей
Запоминание как процесс памяти
Слайд 55Роль мотивации
Опыты и исследования, проведенные отечественными психологами П. И. Зинченко и
З. М. Истоминой, подтвердили существенную роль мотивации при запоминании, однако установили, что одни и те же мотивы у разных испытуемых могут оказывать абсолютно различное влияние на данный процесс.
Слайд 56Следующим в цепочке является процесс сохранения.
Объект может сохраняться в сознании бессрочно,
а может быть забыт со временем. Это зависит и от способа запоминания, и от важности объекта для конкретной личности, и от частоты последующих воспроизведений этого объекта.
Если танцевальная композиция представляет собой некий сюжет, а каждое движение служит развитием сюжета и передачей образа, то артист сохранит ее в памяти значительно дольше, чем когда эта композиция является набором не связанных общей логикой движений. В то же время длительность сохранения этой композиции зависит и от частоты ее исполнения
Слайд 57Сохранение как процесс памяти
- Способность удерживать материал в памяти в
течение определенного периода времени, вплоть до момента его актуализации.
Сложный динамический процесс, включающий переработку материала: классификацию, систематизацию, обобщение, укрупление и т.п.
Слайд 58Узнавание.
Процесс воспроизведения или припоминания отличается от узнавания тем, что объект вспоминается
без повторного восприятия, т. е. вы можете просто воспроизвести в памяти внешность или голос знакомого. Ну и, разумеется, сюда же относятся более сложные формы воспроизведения – припоминание изученного материала, последовательности движений, нюансов какого-либо события вашей жизни и т. п. Психологи считают, что воспроизведение возможно даже при вытеснении некоего объекта из сознания в подсознательную сферу. Такое «извлечение» воспоминания может быть проведено, например, при гипнотическом воздействии на человека.
Слайд 59Забывание
Забывание - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного
в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта.
Механизмы забывания:
для сенсорной памяти – угасание следа;,
для сенсорной памяти и КП – угасание следа и любое постороннее воздействие (интерференция);
для ДП – невключение какого-либо следа в определенную систему кодов, неэффективная стратегия поиска информации в памяти.
Забыванием трудно управлять, но это процесс, который необходим для эффективной работы памяти.
Слайд 60Герман Эббингауз (1850-1909)
Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.
отсутствие
актуализации информации
возрастные изменения
временной фактор
действие защитных механизмов личности
Слайд 61Теория вытеснения З.Фрейда
Забывание – это результат работы специфических защитных механизмов, вытесняющих
из сознания и в дальнейшем не пускающих в него аффектогенную и травмирующую информацию. Вытеснение понимается как охранительное торможение сверхсильных возбуждений.
Забывается (вытесняется) информация, которая неприятна субъекту (вызывающая боль, тревогу, чувство вины) и которая может быть разрушительна для его Я.
Слайд 62Воспроизведение
Процесс, заключающийся в восстановлении, реконструкции и актуализации содержания памяти.
Иерархия воспроизведения:
Узнавание –
сложный мнемический процесс, предполагающий поиск и актуализацию признаков в ДП, сличение их с вновь предъявляемыми, принятие решения о их совпадении или несовпадении.
Собственно воспроизведение – преднамеренная или непреднамеренная актуализация сохраненного в памяти материала.
Реминисценция – отсроченное, яркое, полное воспроизведение материала.
Припоминание – сложный процесс активного поиска, выбора нужной связи из многих возможных и актуализация выбранной информации.
Слайд 63Воспроизведение – актуализация известных по прошлому опыту мыслей, образов, чувств, движений.
Виды
воспроизведения:
Непроизвольное воспроизведение – прошлые впечатления вспоминаются без специальной задачи на их актуализацию
Произвольное воспроизведение – происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти.
Слайд 64Фредерик Чарльз Бартлетт (1886-1969)
В отличие от современных методов использования бессмысленных слов,
Бартлетт использовал осмысленные слова раздражители для изучения влияния прошлого опыта на ассимиляцию нового материала. Бартлетт убедительно продемонстрировал, что люди постоянно преобразуют факты. В свете новых опытов схема изменяется — это обеспечивает динамическую структуру, или модель, в которой интерпретируется переживаемое настоящее. Функции и структуру памяти рассматривал в контексте культуры.
Слайд 65Эксперимент, проведенный американским психологом М. Джонсом.
Студенты сразу же после лекции
воспроизводили
71 % основных её мыслей, а далее шло забывание воспринятого материала: сначала быстрее, а затем несколько медленнее. Из данного опыта следует вывод, что если студенты не будут работать над закреплением учебного материала в памяти, через два месяца от пего останется лишь 25 %, а наибольшая потеря (55 %) произойдет за первые три-четыре дня после восприятия.
Слайд 66Закон Рибо
Закон обратного хода памяти.
Например: пожилые люди легко вспоминают о давно
прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное.
Слайд 67Виды нарушения памяти
Причин нарушения памяти множество. Они возникают при различных неблагоприятных
влияниях на ЦНС. Те или иные расстройства памяти были выявлены благодаря клиническим наблюдениям за больными с различными черепно-мозговыми травмами, перенесшими заболевания мозга, при хронических интоксикациях, сосудистых патологиях (гипертоническая болезнь, атеросклероз), хронических заболеваниях ЦНС, нарушениях в психической сфере.
Рacстройства памяти у больных с различными повреждениями мозга делятся на амнезию, агнозию, апраксию.
Слайд 68Амнезия – нарушение памяти на события.
Посттравматическая ретроградная амнезия – невозможность вспомнить
события, предшествующие травме. При этом, как правило, страдает информация, уже закрепленная в долговременной памяти. Потеря памяти при этом нарушении может распространяться как на недавние события, так и на отдаленные. Иногда посттравматическая амнезия сопровождается потерей памяти и на последующий период выхода из бессознательного состояния. Это так называемая антероградная амнезия, для которой характерна потеря способности усвоения новой информации (при этом виде амнезии информация не может переходить из кратковременной памяти в долговременную). Обе эти амнезии со временем проходят.
Слайд 69Корсаковский синдром
– больные теряют способность фиксировать текущие события, тогда как память
на отдаленные события у них сохраняется. Характерные симптомы – потеря ориентации во времени и пространстве, неспособность запоминать хронологию событий.
Слайд 70Прогрессирующая амнезия
– вызвана сосудистыми болезнями мозга. К ней относятся нарушения памяти
при болезни Альцгеймера, а также старческие расстройства памяти, связанные с атеросклерозом. Потеря памяти сначала затрагивает недавние события, а потом, по мере развития заболевания, распространяется и на более отдаленные, приводя в особо тяжелых случаях к полной потере памяти на предшествующие события и к невозможности запоминания новой информации.
Слайд 71Заключение
Хорошая память требует внимания и структурированности.
Организация памяти полезна по двум соображениям:
Она
структурирует уже имеющуюся информацию, и припоминание фрагмента приводит к воспоминанию всего остального;
Она связывает новый материал с предыдущим, т.е. чем глубже структура знаний, тем легче понимать и запоминать новую информацию.
У.Джеймс: «Любое улучшение памяти заключается в улучшении привычных способов записи фактов».