Память и внимание презентация

Содержание

Память Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также сам запас хранящихся в сознании впечатлений.

Слайд 1Память и внимание
Сквозные психические процессы.
Различают типы памяти и внимания по

сенсорным модальностям – зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, моторная. Также выделяют произвольное и непроизвольное внимание/запоминание.













Слайд 2Память
Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также

сам запас хранящихся в сознании впечатлений.














Слайд 3Внимание
Сосредоточение на чем-либо, избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Свойства внимания — направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость.














Слайд 4Виды памяти в оногенезе


Слайд 6Эйдетизм
Особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить

в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и часто входят также насыщенные образы и иные сенсорные модальности (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные).


Слайд 7Считается, что большинство людей рождаются со способностями к эйдетической памяти. Особенно

это проявляется в раннем детстве (от 2 до 10% детей имеют развитую фотографическую память). В дальнейшем, с развитием мозга и тех его участков, которые отвечают за вербальные навыки, такая способность теряется.

Слайд 8Степень выраженности эйдетизма
Нулевая степень (0): образуется только послеобраз с нормальными признаками,

как правило непродолжительный, другого цвета (например, лампочка была белой, а блики в глазах стоят другого цвета и быстро исчезают).

Слайд 9Первая степень (1): для появления образа необходимо закрепление; послеобраз проявляет признаки

зрительного образа (отклонение от закона Эммерта - послеобраз кажется большего размера, когда проецируется с большего расстояния).

Слайд 10Вторая степень (2): фиксация необходима, слабые зрительные образы; отклонение от закона

Эммерта, отклонение величины и формы зрительных образов при воздействии звуковым сигналом (свистком).

Слайд 11Третья степень (3): зрительные образы слабой и средней ясности появляются от

несложных объектов без применения фиксации; от сложных объектов могут быть видны частные детали.

Слайд 12Четвертая степень (4): ясные и полные зрительные образы формируются от сложных

объектов.

Слайд 13Пятая степень (5): зрительные образы видны ясно и со всеми мелкими

деталями.

Слайд 14Тренировка эйдетизма
1) Обучиться стратегиям запоминания – мнемотехникам. 2) Вести здоровый образ

жизни, с балансом физической активности и отсутствием вредных привычек. 3) Научиться концентрации внимания без отвлечений.

Слайд 15 Специфика запоминания
http://www.cell.com/neuron/abstract/S0896-6273%2814%2900804-6
В первом, калибровочном, эксперименте испытуемым показывали вопросы

викторины и просили их указать, насколько они уверены в своем ответе и насколько этот ответ им интересен (все по шестибалльной шкале). Ответ на этом этапе не демонстрировался. Из всех вопросов выбирались те, в которых испытуемый не был уверен в ответе, они задавались уже непосредственно в самом эксперименте.


Слайд 16В основном эксперименте испытуемым показывали вопрос, в ответе на который они

сильно сомневались. Затем после паузы, пока они ждали ответа, им показывали фотографии посторонних людей. После этого, не предупредив заранее, испытуемым устроили тест на вспоминание показанных фотографий и ответов на вопросы викторины. Во время исследования за событиями в головном мозге испытуемых наблюдали с помощью ФМРТ.

Слайд 17Выяснилось (и это совершенно ожидаемый результат), что чем интереснее было испытуемым

узнать ответ на вопрос, тем лучше они его запоминали.


Слайд 18Но, оказалось, что, чем интереснее было узнать ответ на вопрос, тем

лучше запоминалось лицо, которое показывали перед тем, как показать этот очень интересный ответ. Это уже более неожиданный результат. Эта тенденция сохранилась и в том случае, когда участников эксперимента тестировали через 24 часа после демонстрации картинок и ответов.

Слайд 19Ожидание ответа на интересующий вопрос вызывало в головном мозге повышение активности

в структурах системы вознаграждения — той, что играет большую роль в закреплении поведения. То есть, интерес к чему-то превращает внешнюю мотивацию во внутреннюю, практически единственно эффективную.

Слайд 20Кроме этого повышенная активность наблюдалась в гиппокампе, ответственном за формирование воспоминаний.

Усиливалось также взаимодействие между гиппокампом и системой вознаграждения. Это значит, что память в этот момент улучшалась неспецифически, то есть испытуемый лучше запоминал в этот момент что угодно, а не только то, что ему непосредственно интересно.

Слайд 21Возрастное снижение памяти
В эксперименте пожилые здоровые и находящиеся на ранней стадии

одной из форм старческого слабоумия люди просматривали короткие видеозаписи различных повседневных действий – например, как женщина готовит завтрак или мужчина строит кораблик из кубиков Lego.

Слайд 22Требовалось разбить каждую видеозапись на смысловые отрезки и нажимать на кнопку

в те моменты, когда, по мнению испытуемого, одна часть действия закончилась, а другая начиналась. После этого участников просили вспомнить, что происходило в том или ином ролике.

Слайд 23Одновременно проводилось МРТ-сканирование медиальных височных долей испытуемых – участка коры мозга,

который ответственен за деление происходящего на сегменты и запоминание в целом.

http://pss.sagepub.com/content/early/2013/04/29/0956797612466676


Слайд 24У больных деменцией медиальные височные доли оказались по объему меньше нормальных,

у них же возникли проблемы и с припоминанием содержания видео и с делением просмотренного на смысловые отрезки.

Слайд 25Полученные данные свидетельствуют о том, что характерная забывчивость на ранних стадиях

болезни Альцгеймера является не только проблемой «вспоминательного» процесса – она связана с ослаблением способности сортировать информацию, что обусловлено уменьшением медиальных височных долей.

Слайд 26Приостановить ухудшение памяти можно даже у людей с атрофией обсуждаемого участка

мозга, считают авторы исследования. Нужно разработать методы тренировки навыка членения происходящего на смысловые части, что могло бы помочь людям лучше запоминать каждодневные действия.

Слайд 27Мнемотехнические приемы
Упражнения для улучшения запоминания информации. Типы запоминания: механическое/произвольное, по модальностям,

на слова, на имена, на цифры, на запахи, на места, на лица и т.п.




















Слайд 28Механическое запоминание (зубрежка)
Практикуется только с одиночными элементами

информации, которые невозможно увязать в систему с другими, уже известными (например, отдельный телефон или пароль). Не надо вдумываться в смысл зазубриваемого. Надо повторять его как можно больше раз подряд (и потом несколькими циклами на протяжении нескольких дней) вслух, как заклинание на иностранном языке, пока оно не "впечатается" в мозг фонетически. После можно дополнительно осмыслить.



















Слайд 29 Облегчить зубрежку - подобрать музыкальную фразу или аккорд,

на которые хорошо ложатся запоминаемая информация. Если петь заучиваемое - быстрее запечатление и дольше сохранение. Мотив запомнить легче, чем аналогичную по объему вербальную или знаковую информацию.



















Слайд 30Улучшение запоминания при чтении
«Повторение — мать учения». Повторять информацию

надо сразу после ее прочтения 5-6 раз. Промежутки между повторениями нужно с течением времени удлинять.












Слайд 31 Например, если нужно повторить раздел учебника перед экзаменом

и на подготовку есть неделя, то идеальный режим повторений будет таким: 1 день — два повторения, 2 — одно, 3 — пропуск, 4 — одно, 5 — одно, 6 — пропуск, 7 — одно или два.

















Слайд 32 При авральной подготовке к экзамену, связанной с заучиванием

совершенно неизвестной информации, рекомендуется иной режим: беглое повторение сразу после чтения, потом — через 20 мин, потом — через 8 и через 24 ч. Эффект будет действовать после последнего повторения довольно сильно, но недолго — не больше одного—двух дней.

















Слайд 33 Для облегчения запоминания пробегите сначала изучаемый текст целиком,

уясните его общий смысл и самые общие внутренние взаимосвязи. Затем быстро разбейте его мысленно на соответствующие разделы или осознайте, как сделана разбивка в самом тексте, после чего возвращайтесь к началу и читайте детально и вдумчиво, теперь уже стараясь запомнить содержание "по разделам в их взаимосвязи" .


















Слайд 34 Эффект приема основан на том, что внутренне организованное

большое целое воспринимается и запоминается гораздо легче, чем даже несколько мелких независимых друг от друга деталей: в сцепке одно подсознательно тянет за собой другое, вразбивку — нет.














Слайд 35 Поэтому с самим принципом логико-содержательной сцепки в данном

тексте необходимо ознакомиться заранее, представить себе его как можно яснее (лучше даже в виде мысленной графической схемы) и дальше все читаемое воспринимать с учетом и через призму этой сцепки (например, мысленно размещая поступающую информацию по блокам, линиям и узлам указанной схемы).


















Слайд 364-х ступенчатый метод
Основан на обогащении обычного повторения

внутренним и устным проговариванием и пересказом прочитанного: 1 ступень — основные мысли. При первом чтении главы учебника или другой книги нацельтесь на выделение основных мыслей текста и их взаимосвязей.



















Слайд 37 2 ступень — внимательное чтение. Еще раз читаете

главу, но теперь уже очень внимательно, "отлавливая" подробности, которые можно и необходимо привязать в виде ответвлений к основным мыслям. При этом мысленно повторяйте всю схему основных мыслей в их взаимосвязи.


















Слайд 38 3 ступень — обзор. Снова обращаетесь к учебнику

и не читаете, а просматриваете его, причем в обратном направлении, от конца к началу. По ходу дела проверяете и повторяете связь основных мыслей друг с другом и подробно, мысленно задавая себе вопросы об этих связях, тут же отвечаете на них и по тексту проверяете ответы. Такое обратное прохождение позволит "схватить" информацию.


















Слайд 39 4 ступень — доводка. Отложив книгу, по памяти

повторяете весь материал, следуя от одной основной мысли к другой по усвоенной к этому времени схеме и припоминая всякий раз связанные с соответствующей мыслью подробности. Повторять нужно не образами, а членораздельно проговаривая про себя, еще лучше — вслух, хотя бы и отрывками и обрывками речи, а не полными предложениями.


















Слайд 40Метод ключевых слов
Использование приемов, нацеленных на запоминание информации

вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты. Метод работает только после тренировок, полного овладения и доведения до автоматизма.



















Слайд 41 В каждой фразе выделяется 1-2 ключевых слова, припомнив

которые немедленно вспоминаешь целиком всю фразу, а для каждого абзаца — это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить прочитанный абзац.














Слайд 42 Фраза и абзац — здесь понятия условные, соответствующие

не реальным фразам и абзацам текста, а примерно соответствующим по объему подразделам и единицам информации, которые вы хотели бы из него усвоить. Т.е. это как бы абзацы и фразы текста, которые мысленно выделяешь сам.

















Слайд 43 Ключевые слова — это маркеры смысла всей фразы

и в совокупности они должны образовывать логическую последовательность, что-то вроде рассказа в рассказе (или его скелета), несущего главный смысл всего текста.
















Слайд 44 Этот внутренний, или свернутый, рассказ нужно запомнить накрепко;

поскольку он куда короче, чем реальное изложение, сделать это легче. При воспроизведении этого внутреннего рассказа можно легко припомнить и развернуть все указанное изложение.

















Слайд 45Этапы метода
1. При чтении текста систематизируйте его содержание

по разделам.



















Слайд 46 2. Выберите для каждого раздела главное ключевое слово,

к нему пристегните отобранные аналогичным образом ключевые слова для подлежащих запоминанию фраз.

















Слайд 47 3. Очень важный этап! Немедленно несколько раз "прокрутите"

связь: узел ключевых слов — весь соответствующий ему раздел — опять узел. Здесь можно даже заглядывать в исходник для автокорректировки.

















Слайд 48 4. Мысленно (письменно) составьте всю последовательность ключевых слов.

Скорректируйте и осмыслите ее внутреннюю взаимосвязь (т.е. усвойте взаимосвязь между каждыми соседними ключевыми словами и расширяйте связь за счет следующих ключевых слов, пока не охватите всю последовательность). Повторяйте каждую отдельную взаимосвязь и всю цепочку взаимосвязей, пока не запомните твердо. Повторите, осмыслите и выучите эту последовательность как отдельное целое.

















Слайд 49 5. Сформулируйте вопрос к каждому ключевому слову, связывающий

его с соответствующей фразой/разделом. Вновь повторите эту взаимосвязь несколько раз, сворачивая и разворачивая информацию, однако на этот раз — вместе со всей последовательностью, двигаясь от ее начала к концу.

















Слайд 50 6. В целях максимального закрепления материала проделайте то

же самое в убыстренном и упрощенном виде - от конца к началу.

















Слайд 51 Через несколько часов, прогоняя цепочку, разверните ее в

текст и перескажите его. Для верности то же самое можете повторить на следующий день. Сам текст после этой работы можно полностью выкинуть из активной памяти. Держите там только цепочку взаимосвязанных ключевых слов.


















Слайд 52Метод пространственного маркирования
Мнемотехническая составляющая увеличена. Цепочка ключевых слов

не просто запоминается как рассказ. Ключевые слова мысленно "распихиваются" в отдельные части некоего зрительного образа (по углам зримо представляемого дома, в разных местах некой страны, шкафа и т.п.). Продвижение от одного к другому представляется как соответствующий маршрут и ассоциируется с ним.



















Слайд 53Этапы метода
1. Создаете "свое пространство". Оно должно быть

и без того хорошо вам известно, образно и мысленно обжито, с ярко и зримо представляемыми маршрутами — от страны из любимого произведения в жанре фэнтэзи до собственного микрорайона.



















Слайд 54 2. Прокладываете по нему маршрут и запоминаете его.


















Слайд 55 3. Мысленно проходите маршрут, помещая в очередных пунктах

"клады" — последовательные фрагменты текста или, лучше, ключевые слова.


















Слайд 56 4. Пройдите маршрут несколько раз в прямом и

обратном порядке, "обнаруживая", "подбирая" и вновь "ставя на место" смысловые единицы.


















Слайд 57 Теперь при необходимости "вспомнить все" мысленно становитесь в

исходную точку маршрута и начинайте движение, последовательно выбирая из ваших "закладок" размещенную информацию. Дополнительные ассоциации единиц информации с взаимосвязанными и яркими зрительными образами послужат надежным подспорьем.


















Слайд 58Метод упорядоченных ассоциаций
Проассоциировав фрагменты любой информации с членами

известного вам связного ряда и двигаясь затем вдоль этого ряда, вы автоматически будете припоминать и выхватывать ассоциативно связанные элементы информации, даже если они сами по себе никаких откликов у вас не вызвали.


















Слайд 59 Сначала следует создать базовый ряд, со звеньями которого

вы потом будете ассоциировать информацию. Он может быть каким угодно. Но его элементы, и их последовательность должны быть естественны и очевидны для вас и мгновенно представимы как по отдельности, так и вместе.


















Слайд 60 Например, один известный историк-востоковед в качестве базового мнемотехнического

ряда использовал список египетских фараонов.


















Слайд 61 Типовой базовый ряд: пишется ряд чисел от 1

до 100. Каждому числу соответствует слово по правилу буквенного кода (0 = Н, 1 = К, 2 = Л, 3 = Т, 4 = Ч, 5 = П, 6 = Ш, 7 = С, 8 = В, 9 = Д, т.е. каждая цифра, за исключением единицы и двойки, кодируется начальной буквой обозначающего ее слова).












Слайд 62 Затем каждому числу приписывается эквивалент — слово, звуковой

скелет которого состоит из соответствующих цифрам звуков в соответствующем порядке. Например, 36 можно придать эквивалент "тушь" (3-Т) + (6-Ш) = ТШ. После этого вы дополнительно "прошиваете" словесный ряд последовательными ассоциациями и запоминаете их. Например, 1 у вас — Ока, 2 — лев, 3 — трос.

















Слайд 64 Ассоциативный ряд, соответствующий начальному сегменту вашей 100-звенной цепи,

может быть такой: из реки Оки выныривает лев, держа в пасти трос. Составив такой ряд ассоциаций, вы должны намертво запомнить все три колонки — цифр, слов и связывающих их картинок — в их последовательной и параллельной взаимосвязи.













Слайд 65 Цифры становятся просто номерами словесных образов и картинок,

созданных на их основе, своего рода номерами кадров мультфильма.

















Слайд 66 Чтобы составить и выучить такой список, надо постараться.

Вам придется периодически менять и выкидывать слова, чтобы образный ряд получился как можно более ярким, четким и безальтернативным. На всю эту работу уходит обычно несколько дней, а то и неделя. Зато результат будет служить вам всю жизнь.
















Слайд 67 Допустим, нужно выучить N относительно слабо связанных друг

с другом элементов информации (напр., сто телефонных номеров), где N меньше либо равно 100. Каждый из этих элементов свяжите ассоциацией с одним из звеньев базового ряда. Ассоциации должны быть столь же яркими, как и внутри самого этого ряда.













Слайд 68 Для N телефонов лучше всего зрительно представить номер

написанным на соответствующем объекте как инвентарный. Потом связать цифры номера (переведенные в слова по алгоритму, так же, как в базовом ряду) с этим объектом словесными и зрительными ассоциациями по отдельности.
















Слайд 69Метод свободных ассоциаций
Слова в базовом списке — произвольно

подобранные и цифровой ряд не используется. Объединяет их сочиненный вами на месте рассказ, переходящий от одного к другому (в этом рассказе они играют роль ключевых слов).


















Слайд 70 Важно, чтобы рассказ был зримым, как видеофильм. Напр.,

первым словом списка у вас оказался тигр, вторым – молоко, третьим обезьяна, четвертым - ящик. Тогда начало вашего "видеофильма", скорее всего, будет выглядеть так: обезьяна кормит тигра из рожка на ящике.













Слайд 71 Последовательно изучаемые фрагменты информации связывайте с элементами вашего

базового списка (кадрами "видеофильма") хорошо запоминающимися зрительными ассоциациями. Потом прогоняете весь базовый "видеофильм” шаг за шагом. Повторить несколько раз.













Слайд 72 Чтобы "видеофильм" оказался наиболее запоминающимся и ярким, предметы

и ассоциации надо представлять в активном действии, характерном для данных предметов, либо в действии, прямо противоположном такому "обычному" действию.












Слайд 73Метод «мысленных картин»
Любую информацию переводить в кодирующую ее

схематически картинку, можно забавную.
Этим приемом активно пользовались в средние века, а затем и все составители схем в школьных учебниках (принцип наглядности).

















Слайд 74 Связь картинки с информацией может быть метафорической, главное

чтобы она была однозначно читаема для вас. Связывайте картинки в большие кластеры.












Слайд 75 Чтобы применять прием эффективно, нужно научиться хорошо воображать

себе картинки. Тренировка — представлять бытовые сценки, предметы, движущийся экран компьютерной игры, создавать и просматривать "мысленный мультфильм".












Слайд 76Развитие слуховой памяти
1) Игра «Лукошко».

2) Заучивание стихов/песен.
3) Установка на запоминания обрывков чужих разговоров.
4) Тренировка различения людей по голосу и по шагам.
5) Заучивание с собственного голоса, а не с текста.

















Слайд 77Развитие зрительной памяти
Разглядывайте картинки и обстановку - тренируйтесь,

запоминая и воспроизводя их мысленно с последующей автокорректировкой и идя от простых картинок к сложным, от длительного рассматривания — к мгновенному и от неточного воспроизведения — к точному.

















Слайд 78Диета для памяти
Память укрепляют продукты, богатые магнием, кальцием

и глютаминовой кислотой - курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы, а также чай и кофе, содержащие кофеин.
















Слайд 79Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика