Слайд 1Дисциплина «Психолого-педагогические проблемы взаимодействия педагога с дошкольниками»
Особенности работы психолога в ДОУ
с детьми, имеющими речевые нарушения
Авторы работы:
студенты 4 курса
гр. 29ППО 138-з/1
А. С. Козлова
А.Г. Дьяур
С.В. Вуколова
Л.А. Ибраева
А. Архипова
Проверил
к.пс.н., доцент
Н. Ю. Ларькина
Слайд 2Содержание
1. Основные понятия
2. Специалисты, работающие с детьми с нарушениями речи
3. Психические
особенности детей , имеющие речевые нарушения
4. Диагностический инструментарий
5. Коррекционно-развивающие программы
Литература
Интернет-ресурсы
Слайд 31. Основные понятия
Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный
процесс.
Структура речевого дефекта - совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.
Причины возникновения речевых нарушений:
неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде развития,
психическая депривация;
резидуально-органическое поражение мозга;
перинатальная энцефалопатия — поражение мозга, возникшее в период родов.;
Слайд 4Распределение речевого представительства
Языковая составляющая речи осуществляется левым полушарием:
речедвигательная
зона Брока (вторая и третья лобные извилины);
речеслуховой анализатор (зона Вернике) – верхневисочная область;
речедвигательный анализатор (угловая извилина).
Слайд 5Группы речевых нарушений:
1) фонетическое нарушение речи(ФНР) — нарушение произношения отдельных звуков;
2)
фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), где ; наряду с нарушением фонетической стороны имеется и недоразвитие фонематических процессов;
3) общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III и IV уровней), при котором нарушены все компоненты языковой системы (лексика, грамматика, фонетика и фонематика).
Слайд 6Основные виды речевых нарушений
Нарушения речи периферического характера.
Слайд 7Основные виды речевых нарушений
Нарушения речи центрального характера
Слайд 8Основные виды речевых нарушений
Нарушения речи центрального характера
Нарушение темпа речи
Слайд 92. Специалисты, работающие с детьми с нарушениями речи
Слайд 103. Психические особенности детей, имеющие речевые нарушения
Слайд 114. Диагностический инструментарий
1. Диагностический инструментарий оценки психического развития детей дошкольного возраста
с нарушениями речи.
2. Леханова О.Л., Павлинова И. В.. Диагностическая программа оценки состояния социального здоровья дошкольников с нарушениями речи.
Слайд 125. Коррекционно-развивающие программы
Л. И. Зайцева Коррекционно-развивающая программа развития межличностных отношений детей
старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель программы: развитие коммуникативных навыков.
Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста « Удивляюсь,злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей
Желонкина М.В. «Коррекционная программа преодоление застенчивости и неуверенности в себе»
Цель программы: минимизация такой черты личности как застенчивость и приобретение детьми чувства уверенности в себе.
Довжик И.А. Программа игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 - 7 лет
Цель программы: Снижение уровня застенчивости дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Слайд 13Коррекционно-развивающие программы
Макарова И.С. Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего
дошкольного возраста
«Академия чувств и эмоций»
Цель программы: Устранение негативных личностных образований и развитие позитивных качеств личности через формирование высших чувств ребенка дошкольного возраста.
Гудзик А. В. Развитие самостоятельности, инициативности, ответственности у воспитанников старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель программы: формирование волевых качеств у детей с ОНР.
Алябьева Е. А. Коррекционно - развивающая программа для детей с нарушениями речи.
Цель программы: развитие у старших дошкольников эмпатии, коммуникативных навыков
Слайд 14Литература
1. Денисова О.А., Захарова Т.В. Детская логопсихология.: М.-Владос,2015
2. Калягин В.А. Логопсихология.:
М.- Академия, 2006.
3. Хухлаева О.В. Лесенка радости.: М. Изд-во «Совершенство»,1998
4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие.: М.: Генезис, 2002.
5. Список научных работ
6. Гиталова К. В. Психолого-педагогическая коррекция тревожности дошкольников с нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 91–95.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция и абилитация в детском возрасте.: М. –Академия, 2002.
8. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.: М.- ТЦ Сфера, 2003.
Слайд 15Интернет-ресурсы
Логопедический портал Всероссийский образовательный сайт
«Я - логопед»
«ФИЛЬМ ЛОГОПЕДОВ» образовательный канал YouTube
Лекция YouTube Черниговская Татьяна «Язык и мозг»
Строение и функции головного мозга YouTube
Передача "Мамина школа". Образовательный канал: Почему у современных детей много логопедических проблем? Воспитание детей. Мамина школа
Задержка у детей речевого развития. Как «разговорить» наших детей?
5 игр на запуск речи
15упражнений для развития речи
Логопедические мультфильмы
10 способов научить ребенка говорить
фильм «КОРОЛЬ ГОВОРИТ» 2010 Великобритания, США, Австралия
фильм-драма «МУЖИКИ» 1981г. СССР