Слайд 1ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Выполнила:
Репина Анастасия(4 курс)
Слайд 2Общение как деятельность. Виды общения.
Реплики, которыми обмениваются участники диалога, представляют собой
сложную последовательность внешних, чувственно воспринимаемых действий органов артикуляционного аппарата говорящего, а также невидимую для собеседника деятельность различных участков головного мозга. Кроме того, многие люди используют жесты, мимику, телодвижения во время диалога.
Слайд 3Общение выполняет ряд функций:
Коммуникативная функция. Она заключается в обмене информацией между
участниками. Под информацией здесь понимается не только языковой текст, который передается с помощью реплик участников диалога. Жесты собеседника, мимические движения лица, предметы окружающей обстановки и т.п. - все это несет информацию.
Слайд 4Интерактивная функция реализуется в организации взаимодействия между индивидами. Общение предполагает не
только обмен информацией, но и обмен действиями, которые являются следствием межличностной коммуникации.
Слайд 5Перцептивная функция общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по коммуникации
и установление на этой почве взаимопонимания.
Слайд 6Коммуникативное пространство и его структура.
Коммуникативное пространство - это определенным образом организованное
пространство, оно структурировано понятиями коммуникант, канал связи между коммуникантами, обратная связь, информация и ее содержание.
Слайд 7
Под коммуникантами понимаются люди, организации, технические объекты (компьютер, телевизор, емкость для
транспортируемого товара), вступающие в процесс коммуникации.
Слайд 8
Коммуниканты могут выполнять две роли: субъекта и объекта информации.
Слайд 9Субъект коммуникативного пространства - это автор текстовой информации, отправитель информации, инициатор,
организатор общения, диктор, транслятор информации, коммуникатор.
Коммуникатор - специалист, порождающий сообщение в конкурентной коммуникативной среде.
Слайд 10Одним из важных свойств коммуникатора является его надежность, авторитетность, известность.
Слайд 11Объект - это адресат, оппонент, реципиент, респондент, то есть тот, кому
предназначается информация. Объектом информации может быть аудитория, собрание.
Слайд 12Информация в случае речевой коммуникации принимает форму сообщения, то есть осмысленного
и определенным образом оформленного языкового текста, высказывания. В других случаях информация может принимать разные формы - в виде изображения (фотография, рисунок, дорожные знаки); в виде физического предмета или явления (цветок в окне, дым из трубы)
Слайд 13Канал связи означает 1) способ передачи сообщения; 2) средство, маршрут передачи
информации.
Слайд 14обратная связь - означает процесс получения информации для сравнения цели управленческого
решения с результатами управленческого решения.
Слайд 15В пространстве речевой коммуникации обратная связь рассматривается как ответная реакция адресата
на сообщение источника. В межличностном общении реакция собеседника часто бывает непредсказуемой.
Слайд 16Условия общения определяются видом коммуникации (официальная/неофициальная), способом передачи информации (непосредственное/опосредованное), характером
обстановки, окружающей среды.
Слайд 17Для описания типов коммуникаций используются различные принципы.
1) По масштабности речевой
коммуникации выделяют
-массовые коммуникации. Они представляют собой системы взаимосвязей на уровне социальной системы и открывают доступ к информации большому числу людей, независимо от их статуса. К ним относятся периодические информационные издания - средства массовой коммуникации (газеты, журналы, новостные информационные передачи на радио и телевидении, новостные порталы интернета).
Слайд 18межгрупповые коммуникации, которые во многом схожи с массовыми коммуникациями, но осуществляются
между организациями, между группами в составе организации;
Слайд 19внутриорганизационные коммуникации, демонстрирующие взаимосвязи на среднем уровне, то есть имеющие ограничение
в масштабах. Примером коммуникации внутри организации может быть диалог начальник -подчиненный.
Слайд 20
- внутригрупповые коммуникации, предполагающие общение 10-12 человек. Каждый субъект здесь имеет равные
шансы к общению и реализует свои возможности в виде прямого общения. Отличительной особенностью данного типа является мгновенная обратная связь.
Слайд 21- межличностная коммуникация осуществляется в виде диалога. Данная разновидность речевой коммуникации является
наиболее распространенной.
Слайд 22По способу установления контакта различают непосредственные (прямые) и опосредованные (дистантные) коммуникации.
Например, диалог -прямая коммуникация; чтение полученного по почте делового письма, телефонный диалог, интернет-конференция - опосредованные коммуникации
Слайд 23По направленности информации принято выделять горизонтальные и вертикальные коммуникации. Горизонтальные коммуникации
наблюдаются между людьми равного ранга и между равнозначными группами, организациями. Вертикальные - соответственно - между неравноправными коммуникантами.
Слайд 244) По характеру взаимоотношений коммуникантов говорят о демократической и иерархической коммуникации. Отличительным
признаком
демократического общения является приоритет обратной связи, преобладание диалоговых жанров. Иерархический тип связи демонстрирует прямой характер общения и использование по преимуществу монологической речи.
Слайд 255) По особенностям знаковых систем различают вербальную и
невербальную коммуникации. Вербальный тип общения
предполагает
использование средств национального языка, а невербальный - другие
естественные знаковые системы, такие как язык жестов, мимика, язык
телодвижений.
Слайд 26Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия в котором происходит
обмен информацией, деятельностью и опытом, предполагающий достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Слайд 27В развернутом виде в общении можно выделить этапы:
установление контакта;
ориентация в ситуации;
обсуждение
вопроса;
принятие решения;
выход из контакта.
Слайд 28При установлении контакта необходимо демонстрировать доброжелательность и открытость для общения.
Слайд 29Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику диалога, вызвать интерес к
теме общения и вовлечь потенциального партнера в круг совместных интересов.
Слайд 30Обсуждения проблемы - основной этап делового общения. Здесь наблюдается активный обмен
мнениями, выясняются позиции и интересы.
Слайд 31Категоричность суждений может испортить диалог. Необходимо сначала постараться понять причины несогласия,
а затем привлечь собеседника к общему решению. Даже если решение проблемы не состоялось, нельзя демонстрировать свое эмоциональное состояние (раздражение, гнев).
Слайд 32Выход из контакта чрезвычайно важно выдерживать в приветливом тоне. Независимо от
результата диалога - положительного или отрицательного -надо постараться создать о себе хорошее впечатление в конце разговора