Слайд 2
Своей вершины античная этика достигает в творчестве Аристотеля , который вводит
сам термин «этика».
Слово «этика»,введенное Аристотелем в качестве термина, обозначает определенную отрасль знания, восходит к древнегреческому слову ethos, которое первоначально означало привычное место обитания, а в последствии приобрело новый смысл: обычай, нрав, характер, образ мыслей.
Слайд 3
Аристотель говорит об этнических добродетелях и отличает их от мыслительных добродетелей.
Наука, которая изучает этнические добродетели, их роль в достижении счастья, исследует, какой характер, какой нрав человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой.
Термин «этика» содержится в названиях всех трех его работ философа,которые посвящены проблемам морали:
Никомаховая этика
Евдемовая этика
Большая этика
Слайд 4
Аристотель связывает добродетель с формируемыми в результате общения нравами, обычаями, привычками.
Своеобразие
предмета определяет своеобразие науки о нем, и в отличии от философии этика является практической наукой. Цель этики, говорит Аристотель, «не познание, а поступки»,она учит тому, как стать добродетельным.
Слайд 5
Этническое исследование существует «не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а
чтобы стать добродетельным, иначе от этой науки не было бы никакого проку…»
Этика рассматривает добродетель « не просто чтобы знать, что она такое, но и чтобы знать, каким путем она достигается…»
Она является нормативной наукой, призванной развернуть программу нравственного воспитания.
Слайд 6
Этика вместе с политикой является наиболее важной наукой, имеет как бы
родовое значение по отношению к другим практическим дисциплинам. Этика рассматривает действия человека с точки зрения их общих оснований, конечных целей.
Задача этики не в том, чтобы снабдить человека шпаргалкой на все случаи жизни, а в том, чтобы помочь ему найти себя, подняться до своего родового значения.
Слайд 7Высшее благо
Цель, ради которой предпринимается деятельность, есть благо. Высшее благо-это цель
целей. Аристотель характеризует высшее благо как блаженство, евдемонию.
«Относительно названия сходятся, пожалуй, почти все, причем как большинство, так и люди утонченные называют высшим благом –счастье».
Блаженство не может быть больше или меньше, оно тождественно самоудовлетворенности.
Слайд 8
У Аристотель счастье- это целиком и полностью факт человеческой жизни, притом
такой факт, который решающим образом зависит от самого действующего индивида.
Блаженство в сущности есть не что иное. Как совершенная деятельность, или, говоря по-другому, деятельность, сообразная с добродетелью, а если добродетелей несколько, то с самой лучшей добродетелью.
Слайд 9
Блаженство нуждается в некоторых внешних предпосылках:
Удачливость
Богатство
Общественный почет
Красота
Наличие друзей и другие факторы,
способствующие хорошим поступкам.
Слайд 10
Благо не есть то, что приобретается лишь по совершении этих поступков.
Оно присутствует в самих поступках. Добродетельные поступки есть величайшее удовольствие. И кто не радуется таким поступкам, не испытывает наслаждения при их совершении, тот не может считаться счастливым.
Высшее благо связано с деятельностью души, ее лучшей разумной частью.
Счастье предполагает досуг, несвободные же лишены досуга, они не причастны к счастью.
Слайд 11Нравственные добродетели
Возникают как результат взаимодействия разумной и неразумной частей души.
Добродетель возникает
тогда, когда верно направленный разум согласуется с движением чувств, а движение чувств согласно с разумом.
Слайд 12Отдельные добродетели
Аристотель выделяет десть нравственных добродетелей каждая из которых становится предметом
всестороннего, тщательного изучения:
Мужество
Благоразумие
Щедрость
Великолепие
Величавость
Честолюбие
Ровность
Правдивость
Дружелюбие
Любезность