Ошибки и отклонения в психологической системе деятельности исполнителей презентация

Содержание

Понятия отклонения, ошибки и ошибочного действия в психологической системе деятельности Отклонение - есть величина несоответствия того, что сделано (и зарегистрировано), тому, что должно быть сделано согласно принятым нормам летной практики, но

Слайд 1 Ошибки и отклонения в психологической системе деятельности исполнителей.
1. Понятия отклонения,

ошибки и ошибочного действия в психологической системе деятельности.

2. Методология анализа ошибок и их причин.

3. Характеристика различных подходов анализа ошибок и ошибочных действий операторов.

Слайд 2Понятия отклонения, ошибки и ошибочного действия в психологической системе деятельности
Отклонение -

есть величина несоответствия того, что сделано (и зарегистрировано), тому, что должно быть сделано согласно принятым нормам летной практики, но в пределах нормативных ограничений .

Ошибка - это превышение установленного предельного значения функционирования системы деятельности, это величина несоответствия между тем ,что следовало сделать в данной ситуации и то ,что было сделано, но не привело к планируемому результату.
При анализ деятельности членов экипажа принято считать любое отклонение за ошибку, если оно выходит за нормативные границы

Под ошибкой взаимодействия понимается величина несоответствия планов, представлений, оценок членов экипажа результатам их совместных действий, реализованным одним или несколькими членами экипажа.


Причина - начало, источник явления, который объясняет и прогнозирует последствие(я) ошибки.


Слайд 3
Чтобы узнать, что привело к ошибке, нужно знать: какими были движения,

мысли и переживания человека в ходе выполнения действия.

При анализе причин допущенных ошибок следует исходить из представлений об состоянии и функционировании психологической системы деятельности (ПСД) :
о состоянии ее базовых элементов: восприятия, памяти, мышления, внимания, эмоций, движениий, мотиваций, установок и пр.);

об особенностях функционирования их в процессе деятельности (действие, мотивация, переработка информации);

- о связи ПСД с организмом исполнителя (состояние здоровья, адаптивность к факторам производственной среды, возраст, индивидуальные психофизиологические особенности и др.

Слайд 4В экспериментальной психологии установлены различные типы ошибок:
ошибки восприятия — не успел

обнаружить, не сумел различить, не узнал и пр.;

памяти — забыл, не успел запомнить, не сумел удержать в памяти, сохранить, восстановить, воспроизвести и пр.;

мышления — не понял, не оценил, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, и пр.;

внимания — не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал и пр..

Слайд 5На примере операторского цикла индивидуального или совместного действия экипажа ошибка может

проявиться при несоответствии:

-между субъективной оценкой ситуации членом экипажа и фактическим состоянием полета;

-между принятым решением и необходимым;

-между выбранным способом действия и наиболее эффективным в данном случае;

-планируемым результатом действия (целью) и фактическим результатом действия.


Слайд 6При анализе ошибки совместной деятельности должны быть рассмотрены социально-психологические аспекты трудового

процесса.

В ходе поиска звена, связанного с ошибкой группы, следует ответить на вопросы:

- не отвечает ли за ошибку лидер с его стилем и методами руководства?

- не возникла ли ошибка из-за временной несогласованности?

- из-за шумов в каналах коммуникаций?

- из-за некоторых особенностей внутригруппового взаимодействия?

- из-за некоторых особенностей внутригрупповых взаимоотношений, например, игнорирования или чрезмерного давления группы на индивида и т.п.

Слайд 7Методология анализа ошибок и их причин.
Если предстоит сложная деятельность, то следует

заранее оценить возможности человека
- воспринимать,
- понимать,
- оценивать,
- принимать решения в текущих условиях деятельности,

владеть собой (психологические возможности),

строить продуктивные взаимодействия и взаимоотношения с партнерами по совместной деятельности


Слайд 8В процессе подготовки и реальной деятельности степень отклонения от оптимального режима

работы исполнителей определяется характером снижения эффективности их деятельности.

Определяют следующие уровни снижения эффективности деятельности:

-отклонение, которое, как правило, связано с применением, нередко с неумелым, неоптимальных способов действий;

-случайные или систематические ошибочные действия;

-частичная или полная дезорганизация деятельности члена экипажа или экипажа в целом ("срыв деятельности");

-психологический срыв.

Слайд 10 В сложных и критических условиях для достижения целей деятельности могут

использоваться различные типы действий

Слайд 13Характеристика различных подходов анализа ошибок и ошибочных действий операторов.


Слайд 14группы ошибок операторов:
-ошибки при обнаружении сигналов;
-неточная идентификация

сигналов;
-неточное определение относительной значимости или первоочередности;
-ошибочный выбор действия;
-ошибки функционирования.

Слайд 15 Типичные ошибки операторов и вызывающие их причины


Слайд 16 -1-3 группы ошибок - нарушения в процессе приема и оценки

информации и прогнозирования развития ситуации;

-4-5 группы ошибок - выбор способа действия, его реализации и контроля результата действия.

Слайд 17конкретные ошибки и их причины возникновения при реализации мыслительного действия


Мыслительное действие реализуется при возникновении любой проблемной (затруднительной) ситуации, независимо от масштаба деятельности - это может быть решение, принимаемое исполнителями на уровне целостной деятельности, при выполнении отдельного задания или при выполнении всего цикла деятельности.


Слайд 18Таблица основана на анализе ошибок и их причин, допускаемыми членами экипажа

при выполнении отдельных мыслительных действий в процессе реализации программы деятельности, осложненной ситуациями затруднения в полете.

Слайд 23 Большое внимание уделяется процессам приема и переработки информации. И это

оправдано, так как до 80% ошибок связано с этими процессами. Наиболее часто ошибки возникают с обнаружением сигналов (26%) и их опознанием (38%)

Ошибки восприятия и оценки информации
 


Слайд 24Они могут дополнены конкретными категориями ошибок исполнительной деятельности


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика