Слайд 1Онтопсихолингвистика
Шлай Елена Валентиновна
доцент, кандидат педагогических наук
Слайд 2Дословесный период становления коммуникативной компетенции
1. Природа коммуникативной компетенции.
2.
Функциональный базис в онтогенезе.
3. Развитие голоса в дословесный период.
Слайд 3
3. Развитие голоса в дословесный период
1. Стадии голосового развития ребёнка.
2. Интонация
и ритм.
Слайд 4Стадии голосового развития ребёнка
1. Стадия крика.
2. Стадия гуления и гуканья.
3. Стадия
лепета.
Слайд 5
Стадия крика (0-2 мес.)
Винарская Е.Н.
Первый крик появляется как «компонент стволово-подкорковой оборонительной
реакции, обусловленной прекращением плацентарного кровообращения, охлаждением тела во внешней атмосфере, и резко возросшим воздействием на тело гравитационным полем Земли»
Слайд 6Характеристика крика новорождённого:
Невозможно разбить на несколько составляющих компонентов;
Нельзя выделить отдельные звуки;
Вокализации
бесконечно вариативны;
Голосовые складки не принимают участия в порождении крика;
Звуковые сигналы бесструктурны как и сигналы животных.
Слайд 7Коммуникативные функции крика
Устанавливается условнорефлекторная связь между криком и последующим устранением дискомфорта:
голод
жажда
боль
мокрые
пелёнки
холод и т.д.
К 2 мес. появляется дифференциация характера крика.
Слайд 8Значение крика младенца
Координирует дыхательный и голосовой аппараты;
Готовит почву для последующего развития
интонации голоса;
Готовит почву для активизации артикуляторного аппарата.
Слайд 9Стадия гуления и гуканья (2 мес.-4-5 мес.)
Гуканье – короткие звуковые реакции
дослогового типа, состоящие из консонантных элементов (согласноподобных звуков), которые возникают на фоне слабо выраженного вокалического призвука.
Звукокомплексы типа: аг, гу, убу, эгн, экх, эбм и т.п.
Слайд 10Гуление – наследственная программа голосового развития
Характеристика:
певучая фонация дослогового типа, монотонная вокализация;
не
предполагает обратной связи;
развивается на базе генетических предпосылок, связанных с рефлексами дыхания, сосания, глотания.
Слайд 11Особенности этой стадии развития голоса
Слуховой анализатор не играет роли в изменении
звукового состава вокализаций.
Основная функция голоса – выражение положительных эмоций.
Выполняет роль тренировки речевого аппарата.
Параллельно функционирует крик, который постепенно переходит в плач и вскрики.
Слайд 12Стадия лепета (4-5 мес.19-20 мес.)
Лепет - это несловесные вокализации, представляющие слоговые
фонации.
Характеристика:
Проявление программы, переданной по наследству;
Протекает автономно;
Не выполняет коммуникативных функций;
Это звуки свойственные разным языкам и не свойственные человеческой речи: щёлканье, бульканье, фырчание, птичий щебет и т.п.
Нет шипящих звуков.
Слайд 13Особенности этой стадии развития голоса
Начинает работать слуховой анализатор;
Появляется аутоэхолалия (подражание самому
себе);
Появляется механизм эхолалии (бессознательное подражание звукам слышимой речи);
В вокализациях повторяются слоговые образования.
Слайд 14Три типа коммуникативных ситуаций проявления лепета
Ребёнок положительно реагирует на звуки, которые
есть в его лепете.
Ребёнок слышит звуки окружающих людей, но сам их не произносит, а реагирует на них своими звуками;
Ребёнок слышит звуки окружающих людей, пытается свои звуки подстроить под звучание слышимых звуков.
Слайд 15К 6-7 месяцам
У младенцев хорошо представлены фонетические особенности национального языка.
Речедвигательный и
слуховой анализаторы работают во взаимосвязи.
Слайд 16Значение лепета:
Начинают различаться гласные и согласные звуки.
Формируются слогоподобные элементы.
Слогоподобные элементы образуют
лепетную цепь.
Лепетные цепи усложняется и превращаются в псевдослова, а затем в псевдопредложения.
Слайд 17
Происходит общая упражняемость артикуляционного аппарата ребёнка.
Вырабатываются определённые моторно-акустические связи.
Овладение артикуляторными приёмами.
Слайд 18К 8-12 месяцам:
Появляется особый тип вокализаций – младенческий разговор-пение («квазирассказ») .
Он
представляет собой набор мелодичных длительных вокализаций разной окраски.
Это певучее повествование не содержит слов.
Слайд 19Интонация и ритм
Интонация - сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм,
интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Слайд 20Виды интонационной выразительности у младенца
Со 2 месяца – интонация свободного гуления.
С
3 мес. – интонация радости
К 6 мес. - интонация радости разделяется на радостные восклицания и звуки, выражающие удовольствие.
С 7 мес. - интонация просьбы.
С 12 мес. - интонация вопроса.
Слайд 21Становление голосового развития
Интонационное развитие голоса протекает одновременно с формированием функций слухового
и речедвигательного анализаторов.
На 2 неделе жизни звуки вызывают задержку движений, прекращение крика. Намечается слуховая доминанта.
К концу 4 недели отмечается успокаивающее действие на ребёнка колыбельной песни.
Слайд 22
На 3 мес. Появляется способность локализовать звук в пространстве.
Появляются элементы протожанрового
мышления.
Новые интонационные возможности свидетельствуют о наличии у ребёнка обратных рече-слуховых связей в системе «взрослый – ребёнок».
Слайд 23Ритм
это временная организация, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью,
частотой; скорость протекания чего-либо.
Ритм слова – упорядоченность звукового состава.
Слайд 24Становление чувства ритма
К 6 мес. различает ритмический контур слова.
Фонетическая диффузность.
Не различает фонематического состава слова.
Реакция на слова зависит от ситуации, окружающей обстановки, от того кто произносит фразу/слово.
На 2-ом году фонетическая диффузность сменяется фонематическим восприятием
Слайд 25Н.Х. Швачкин
Последовательность усвоения звковой стороны речи:
4-6 мес. Ориентировка на интонацию фразы.
6-12
мес. Усвоение ритмического контура диффузного для ребёнка слова.
После 1 года жизни развивается фонематический слух.
Ф.С. – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.