Онтология. Формы бытия презентация

Содержание

Онтология «ontos» (бытие) + «logos» (слово) Учение о бытии Раздел философии, стремящийся составить наиболее общее представление об устройстве мира и его закономерностях

Слайд 1Лекция 2: Онтология
1. Что есть «бытие»
2. Проблема субстанции
3. Диалектика –учение

о развитии





Слайд 2Онтология

«ontos» (бытие) + «logos» (слово)

Учение о бытии

Раздел философии, стремящийся составить наиболее

общее представление об устройстве мира и его закономерностях

Слайд 3Бытие
Основная категория онтологии
Все существующее, сущее как таковое
Мир в целом (потенциальное и

актуальное бытие)
Бытие реальность, действительность, существование
Бытие самодостаточно



Слайд 4Формы бытия


Слайд 5Понятие «бытие»
Ввел в философию Парменид (VI-V в. до н.э.)
Платон (V

в. до н.э) разделил бытие на мир идей и мир вещей («теней»)
Разделение на идеальное и материальное бытие сохраняется в идеалистической и материалистической философии.
Неклассическая философия – попытки заменить или отменить это понятие как наиболее фундаментальное для философии

Слайд 6Парменид – древнегреческий философ
Элейская школа философии
Различал два уровня познания: рациональное (истина)

и чувственное (мнение)
Бытие умозрительно
Бытие едино и неподвижно
Противопоставил бытие небытию.

Слайд 7Платон (427-347 гг. до н.э.)
Родовое имя – Аристокл, поэт и спортсмен


Ученик Сократа
Основал Академию
Создатель первой системы объективного идеализма


Слайд 8Идеализм
Идеализм – философское учение, исходящее из первичности идеального начало по отношению

к материальному

Объективный идеализм исходит из объективно (вне человеческого сознания) существующего идеального начала (Бог, Брахман и т.д.)

Слайд 9Платон (продолжение)
«Мир вещей» - лишь «подражание» «миру идей (эйдосов)»
Бытие – это

«мир эйдосов»: мир идеальных, вечных, неизменных сущностей (гипер-урания)
«Мир эйдосов» - результат философской рефлексии над античной мифологией

Слайд 10Аристотель (384 – 322 гг до н. э.)
Ученик Платона
Создал Лицей
Учитель Александра

Македонского
Вершина развития античной философии.
Критиковал Платона: мира идей не существует: бытие едино (актуальное+потенциальное бытие)

Слайд 11Дальнейшее развитие идей античной философии …


Слайд 12Теоцентризм – главная черта философии средних веков
Бытие – это Бог
Бог –

главная тема философских размышлений, фокус всех проблем.

Слайд 13Наследие Платона: патристика
Патристика – учение первых христианских мыслителей (2-8 вв.)
Ориентация

на Платона, мистицизм
Наиболее видный представитель – Августин Аврелий (Блаженный)
Бытие – это Бог

Слайд 14Наследие Аристотеля: схоластика
Схоластика – второй этап развития, характеризующийся наличием множества школ

и интересом к формально-логической стороне проблем.
Ориентация на Аристотеля, рационализм
Фома Аквинский
Бытие актуальное и потенциальное: бог и природа

Слайд 15Философия Нового времени
В рационализации социально-экономической жизни (капитализм, индустриальное общество);
Десакрализация культуры;
Зарождение современной

науки, ее лидируюшее место в общественном сознании.


Слайд 16Деизм – ведущая философская и теологическая концепция Нового времени
Деизм: бог создал

мир и больше в дела мира не вмешивается.
Мир существует по установленным законам


Слайд 17Механистическая картина мира
Мир (от атомов – до звезд) – неизменный, раз

и навсегда созданный механизм, в котором все материальные объекты перемещаются, не претерпевая изменений, в абсолютном пространстве и времени, подчиняясь законам механики и строгой причинности.


Слайд 18Антионтологизм философии ХХ века.
Отказ от построения онтологических концепций.
Критика классического понимания бытия:
Замена

другими понятиями как более фундаментальными (жизнь, реальность, экзистенция, ничто);
Иррациональное понимание «бытия»

Слайд 19М. Хайдеггер (1889-1976)
История философии, начиная с Сократа и Платона – история

«забвения» бытия.
Бытие редуцировано к предметно-сущему.
Мифопоэтическое понимание бытия.

Слайд 20М. Хайдеггер (продолжение)
Бытие звучит и осуществляется через человека.
Человек – «пастух бытия»,

его ближайший сосед.
Основная работа: «Бытие и время»

Слайд 21Жан Поль Сартр (1905-1980)
Экзистенциалист
«Бытие и Ничто»
«бытие-в-себе» (материя),
«бытие-для-себя» (сознание, ничто, отрицание материи),
«бытие

для другого».


Слайд 222. Проблема субстанции
Субстанция – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего

единства; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-либо постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Слайд 23Дуализм Р. Декарта (1596-1650).

Французский философ, математик, физик.
Дуализм – философская концепция, все многообразие

мира, сводящее к двум субстанциям.
Субстанция – «причина себя самой» (Р. Декарт)
Субстанции – ДУХ и МАТЕРИЯ





Слайд 24Дуализм Р. Декарта
Атрибут – неотъемлимое свойство субстанции
Атрибут духа – мышление
Атрибут материи

– протяжение.
Модус духовной субстанции – воображение, чувство, желание.
Модус материи – фигура, движение, положение и др.

Слайд 25Монизм Б. Спинозы (1632-1677)
Монизм выделяет одну субстанцию.
Спиноза: бог или природа (пантеизм)
Атрибуты:

мышление и протяжение
Модусы-единичные вещи.

Слайд 26Плюрализм: «монадология» Г.В. Лейбница (1646-1716)
Лейбниц: субстанций бесконечно много.
Одна субстанция – МОНАДА

(единица)
Атрибут – деятельность: представление, восприятие, стремление .

Слайд 27Монадология Лейбница
Монады идеальны и неделимы.
Иерархия монад:
Бог – высшая монада
Человек
Животные
Растения
Минералы
Монады

находятся в предустановленной богом гармонии.


Слайд 28Диалектика- учение о развитии
Развитие - направленное, закономерное и необратимое изменение, приводящее

к появлению нового КАЧЕСТВА.

Слайд 29Истоки диалектики
Гераклит – основоположник диалектики в истории европейской философии
Сократ: диалектика как

искусство ведения диалога.

Слайд 30Гегель – вершина развития диалектического учения
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
«Феноменология духа»,

«Философия духа», «Наука логики»
Система объективного идеализма.
Диалектика как система и метод.

Слайд 31Диалектический идеализм
Идеалистическая система: развитие мира=развитие Абсолютной Идеи (панлогизм).
«Все действительное разумно, все

разумное - действительно».
Тезис – антитезис – синтез.

Слайд 32Система Гегеля

Бог
природа

:
Дух
субъектиный,
объективный
абсолютный


Слайд 332. Диалектический материализм
Карл Маркс (1918-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).
Немецкие философы, публицисты,

политики.
Ф. Энгельс «Диалектика природы», «Анти-Дюринг».


Слайд 34Диалектический материализм
Впервые диалектика соединена с материализмом.
Принцип самодвижения материи: движение – способ

существования материи, атрибут материи.
Движение абсолютно, покой относителен.

Слайд 35Диалектический материализм
Против Гегеля: природа тоже развивается.
Против механицизма. Виды движения материи: механическое,

физическое, химическое, биологическое, социальное

Слайд 36Диалектический материализм
Пространство и время – формы существования материи.
Истина – процесс, движение

от относительной истины к абсолютной.
Практика – критерий истины.
Задача философии – не только познать мир, но и преобразовать его.


Слайд 373. Основные принципы диалектики.
Принцип развития
Принцип универсальности связей
Принцип единства и борьбы противоположных

начал.

Против метафизического способа мышления: односторонности,абстрактности,абсолютизации того или иного момента в составе целого.


Слайд 38Законы диалектики
Источник развития – единство и борьба противоположных начал
Процесс развития осуществляется

как переход количественных изменений – в качественные.
Итог развития – отрицание отрицания.(С учетом переемственности)

Слайд 39Вопросы?


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика