Слайд 1Петруня Олег Эдуардович,
доцент кафедры философии и социальных коммуникаций
РГТУ-МАТИ им.
К.Э. Циолковского
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Слайд 5Современное цивилизационное развитие с середины 90-х гг. ХХ в. определяют два
процесса, теснейшим образом связанных друг с другом, – новая информационная революция и глобализация.
Под новой информационной (ЦИФРОВОЙ) революцией мы понимаем процесс перехода к цифровым технологиям получения, хранения, переработки и передачи информации в человеческом обществе.
Современной информационной революции предшествовали две другие: появление письменности и изобретение книгопечатания.
Новая ИР стала также революцией в системе коммуникаций
Слайд 6Глобализация
Под глобализацией мы понимаем не объективный процесс возникновения взаимосвязанного и взаимозависимого
мира (таким он стал уже давно), а целенаправленное формирование новой социальной реальности – глобального социума по лекалам, произведенным в исследовательских центрах, финансируемых глобальными компаниями (примерно 147 ТНК, ¾ из которых – финансовые).
Слайд 7Андрей Ильич Фурсов, ИНИОН РАН
Наднациональные структуры
(субъекты глобализации)
Демонтаж капитализма
Слайд 8Мир 3 (объективное знание)
Мир 2 (познающий субъект, человек-посредник)
Мир 1 (физические объекты)
Концепция
трех миров К. Поппера.
Слайд 9Глобализация – демонтаж капитализма.
1 этап. Создание глобального когнитивного (цифрового) капитализма.
Слайд 13Кризис западного общества – прежде всего кризис ценностей, а также кризис
пределов роста
П.А. Сорокин.
Кризис нашего времени
Вестернизация мира позволила транслировать данный кризис в другие регионы (периферию), но мир стал глобальным, поэтому началась экспансия внутрь человека.
Слайд 14Демонтаж капитализма
Римский клуб:
Д. Форрестер. Мировая динамика. 1971
Д. Медоуз. Пределы роста. 1972
Трехсторонняя
комиссия:
М. Крозье С., Хантингтон, Д. Ватануки. Кризис демократии. 1973
Слайд 15В. Турчин, К. Джослин
Кибернетический манифест
4.Бог.
Мы понимаем Бога в духе пантеизма. Бог
– это высший уровень управления во Вселенной. Бог есть для Вселенной, что воля человека для человеческого организма. Законы природы являются одним из проявлений Божьей воли. Другое ее проявление – эволюция Вселенной.
Слайд 16Киберманифест
8. Эра разума.
…Двигателем эволюции мироздания становится творческая человеческая личность. Эволюция культуры,
прогресс науки и техники перехватывают инициативу у биологической эволюции.
9. Глобальная интеграция.
…интеграция мировых культур приведет к образованию единого мирового сообщества и мирового правительства с ответственностью за экологию Земного шара.
Слайд 1710. Человеческие сверхсущества.
С другой стороны, мы предвидим продолжение интеграции «в
глубину», а именно: физическую интеграцию индивидуальных нервных систем с созданием потенциально бессмертных человеческих сверхсуществ. Опираясь на известный эволюционно-биологический принцип: онтогенез повторяет филогенез, мы можем предположить, что человеческие индивидуумы будут рождаться и жить в молодом и зрелом возрасте подобно тому, как они живут сейчас, а затем принимать или отвергать интеграцию в сверхсущество. Таким образом, физическая интеграция индивидуумов приходит не на смену индивидуальной жизни, как мы ее знаем сейчас, а в дополнение к ней.
Слайд 18Киберманифест
17. Как может происходить интеграция.
Следует ли ожидать, что все человечество
объединится в единое сверхсущество? С эволюционной точки зрения это и нежелательно, и маловероятно. Жизнь можно сравнить с пирамидой: вершина поднимается ввысь и одновременно расширяется основание. Хотя человечество и осуществляет контроль над биосферой, наши тела составляют лишь небольшую часть от всей биомассы. Основную ее часть все еще составляют примитивные организмы, такие, как мы находим в планктоне. Осуществление кибернетического бессмертия потребует, несомненно, чем-то пожертвовать; для начала, надо будет решительно сосредоточить усилия на дальнейшем развитии науки. Совсем не очевидно, что большинство людей в большинстве сообществ захотят поставить перед собой такую цель. Воля к бессмертию, как и всякая человеческая черта, широко варьируется от человека к человеку.
Поскольку интеграция может быть лишь добровольной, надо ожидать, что только часть, вероятно небольшая, человечества образует сверхсущества, большинство же останется в состоянии «человеческого планктона».
Слайд 19«Россия 2045»
В начале 2011 г. в нашей стране появилось движение «Россия-2045»,
создателем которого стал малоизвестный до сих пор российский предприниматель Дмитрий Ицков. Движение быстро нашло своих сторонников и адептов, а также удивительно скоро (уже летом 2011 г.) было признано вполне соответствующим научным стандартам Российской Академией наук. У данного сообщества откуда-то появились значительные средства на проведение крупных международных футурологических конгрессов «Глобальное будущее 2045».
Слайд 20Д.И. Дубровский
«Создается впечатление, что именно в области самообмана люди достигают сейчас
творческих высот – настолько искусно, убедительно они «объясняют» и оправдывают свои намерения и действия. В этом проявляется рост дефицита самопознания, столь характерного для нынешнего состояния нашего так называемого „общества знания“, в котором человек „знает все, но только не себя“».
Слайд 21В статье «Биологические корни антропологического кризиса» Дубровский пишет:
1. Расчеты показывают, что
состояние сингулярности, динамического хаоса может наступить к средине века. За ним либо деградация и гибель человечества, антропологическая катастрофа, либо выход на качественно новую ступень социальной самоорганизации».
Слайд 22Технологическая сингулярность
Технологическая сингулярность
Слайд 23Дубровский
2. Существует два выхода из кризиса: евгенический и трансгуманистический. Первый «представляется
более сложным, долгим и более рискованным, способным повлечь неконтролируемую цепную реакцию мутаций, возникновение таких новых живых существ, которые не оставят человеку места на Земле». Поэтому выбирается второй путь – трансгуманистический, т.е. путь «воплощения разума и социальной индивидуальности в небиологической самоорганизующейся системе».
Слайд 24Дубровский о преимуществах второго пути
1. «оставляет в стороне радикальное вмешательство в
геном человека»;
2. «опирается на сравнительно развитую теоретическую базу» технонауки (конвергентная область наука+технология) и находится в главном русле конвергентного развития НБИКС (нанотехнологий, биотехнологий, информационных, когнитивных и социальных технологий);
3. создает перспективу радикального продления жизни вплоть до кибернетического бессмертия и тем самым новую антропологическую перспективу;
Слайд 25Дубровский о преимуществах второго пути
4. формирует новую «систему смыслов и ценностей,
которая расширяет горизонт нашей биологически ограниченной ментальности и духовности, что служит условием преодоления антропологического кризиса»;
5. «открывает реальные возможности замены вещественно-энергетического потребления информационным, что способно не только решить энергетическую проблему, но кардинально изменить отношения со средой, прекратить ее разрушение»;
6. «не препятствует параллельным процессам исследования биологических систем и поддержания условий сохранения жизни на Земле».
Слайд 27Информация
1) идеальный формообразующий компонент бытия; она же – информация первого порядка
(первичный онтологический статус);
2) концептуальное содержание человеческого сознания; она же – информация второго порядка (сущностный статус в рамках онтологии человека);
3) выраженное в естественных языках содержание человеческого сознания – информация третьего порядка (деятельностный статус в рамках онтологии человека);
4) выраженное в формальных языках содержание мышления или естественных языков информация четвертого порядка (инструментальный статус).
Слайд 28Естественное и искусственное. Онтологический аргумент
Еще древние греки различали две онтологических пространства:
1) пространство независимой от человека природы (φυσις) и пространство, искусственно созидаемой человеком реальности (τεχνη). Однако на рубеже XVI–XVII вв. происходит коренной мировоззренческий перелом, и противопоставление естественного и искусственного снимается. В естествознании данное онтологическое допущение было превращено в квазинаучную догму. Своего апогея данное отождествление достигло в рамках гипотезы Ньюэлла–Саймона (1976 г.), что легло в основу концепции сильного искусственного интеллекта (ИИ). Гипотеза предполагает, что «без символьных вычислений невозможно выполнять осмысленные действия, а способность выполнять символьные вычисления вполне достаточна для того, чтобы стать способным выполнять осмысленные действия».
Слайд 29Методологический аргумент
Теоремы Геделя и Тарского
Теорема Гёделя о неполноте — результат, плохо
приемлемый психологически для многих математиков и гуманитариев. Она подрывает вульгарно понимаемую веру в познаваемость мира научными методами, являющуюся одной из догм ”религии прогресса”: оказывается, что даже самая точная из наук не может познать даже простейшее множество объектов — натуральные числа. Поэтому весьма распространенной являлась реакция, когда теорема Гёделя игнорировалась как не имеющая отношения к реально используемым в математике утверждениям».
Н.Н. Непейвода
Слайд 30Биофизический аргумент
Несовместимости электромагнитной природы современных технологий и биосистем, включая организм человека.
Нас окружают электромагнитные поля (ЭМП), превышающие «естественный фон Земли в тысячи и десятки тысяч раз, при этом резко расширился их частотный диапазон. В результате организм человека вынужден работать в очень жестких условиях, особенно быстро нарастающих в последние 15-20 лет. Не случайно Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) официально признано, что электромагнитные поля – одна из главных угроз для здоровья человечества. Ученые из института Уэйна Хьюза (г.Сент-Пол, США) утверждают, что «участь динозавров нас может постигнуть не от ядерного оружия, загрязнения биосферы или по причине гиподинамии, а погубят нас, прежде всего, все устройства, генерирующие электромагнитные поля».
Слайд 31Психологический аргумент
Вряд ли найдутся серьезные аргументы против локального использования симуляционных моделей
в научном познании, или симуляционных технологий в обучении. Когда же речь заходит о тотальной симуляция состояний сознания, эта технология перестает быть нейтральным инструментом, отрицательные последствия от которого связаны всего лишь с неправильным его использованием. Уже сегодня программные продукты для персональных компьютеров и мобильных устройств не столько эффективны, сколько заманчивы, а владельцы девайсов становятся потребителями с явными признаками аддиктивного (зависимого) поведения.
Слайд 32Средовой аргумент
Новой окружающей средой индивида становится – виртуальная среда. Термин 5D,
проникший в нашу обыденную жизнь характеризует следствие симуляционных возможностей периода технологической симуляции сознания. Три измерения (3D – стерео-эффект кинотеатра) создают иллюзию присутствия, 4D – иллюзию погружения, 5D – превращает иллюзию в галлюцинацию. Думать, что мы являемся пользователями устройств, говоря языком М. Маклюэна, – «глас современного сомнамбулизма». Новая среда создает нового человека.
Слайд 33Деятельностный аргумент
указывает на симуляция деятельности: новая реальность становится одновременно и технокосмосом
«творческой конфигурации и структуры» (М. Маклюэн), и техногнозисом. Мы пытаемся познать не только то, что уже сконструировали, но и то, что только собираемся сконструировать. Точнее, само конструирование является процессом познания-реализуемости новой расширяющейся вселенной, мыследеятельности, по Щедровицкому. Техногнозис становится творческим технопрогнозисом или самоактуализирующейся технофутурологией.
Слайд 34Экзистенциальный аргумент
утверждает, что новые технологии не преодолевают, а усиливают потребительское отношение
к жизни, поскольку создают возможность виртуального существования в выдуманных мирах.
Слайд 35Вывод:
С появлением новых технологий, особенно в того формата, в котором они
используются увеличивается риск антропологической катастрофы. Симптомы болезней человека сюда все больше обнажаются и проявляются в виде роста старых и возникновение новых соматогенных и психогенных заболеваний, форм и случаев девиантного поведения (мотивированной и немотивированной агрессии и самоагрессии, аддикций, преступлений и т.п.), депопуляции социальных групп-носителей культурных ценностей, значительном ухудшении качества трудовых ресурсов и т.д.
Слайд 36Вывод:
Если данная модель будет взята за основу для принятия стратегических решений
и процесс создания кибер-социума пройдет точку невозврата, то голливудские фильмы апокалиптического содержания покажутся безобидными детскими страшилками по сравнению с прекрасным новым миром (Brave New World).
Brave New World – название романа-антиутопии (1932 г.) английского писателя Олдоса Хаксли, брата биолога Джулиана Хаксли, стоявшего у истоков трансгуманизма.