Слайд 1НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(XIX в.)
Слайд 2
Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой
половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
Иммануила Канта (1724 – 1804);
Иоганна Фихте (1762 – 1814);
Фридриха Шеллинга (1775 – 1854);
Георга Гегеля (1770 - 1831);
Людвига Фейербаха (1804 - 1872).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
субъективный идеализм (Фихте);
материализм (Фейербах).
Слайд 3Иммануил Кант (1724-1804)
Немецкий (прусский) философ, основоположник немецкой классической философии, профессор Кёнигсбергского
университета.
Дуалист;
Совершил «революцию» в философии.
Слайд 4
Кант выдвинул теорию о наличии границ познавательных способностей человека и невозможности
познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
Сформулировал моральный закон («категорический императив»);
Выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
Слайд 5Периоды творчества Канта:
Докритический: (до нач. 70-х г. 18 в.): Кант занимается
проблемами бытия, природы, естествознания. Дал объяснение возникновению Солнечной системы из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи (космогоническая теория Канта-Лапласа);
«Критический» (1770-1804 гг.), основной (философский период): Кант разрабатывает проблемы деятельности разума, познания и его границ, логики, этики, социальной философии. Пишет свои главные произведения.
Слайд 6Главные вопросы философии по Канту:
Что я могу знать? (метафизика, или онтология);
Что
я должен делать? (мораль);
На что я смею надеяться? (религия);
Что такое человек? (антропология).
Слайд 7Главные произведения Канта:
«Критика чистого разума» (1781 г.) – в нём Кант
исследует возможности и границы человеческого познания.
«Критика практического разума» (проблемы этики, морали и нравственности).
«Критика способности суждения» (идея всеобщей целесообразности – всё в природе и в человеке устроено целесообразно, имеет свой смысл и предназначение).
Слайд 8«Критика чистого разума»:
Большинство философов до Канта видели в качестве главной причины
трудностей познания ОБЪЕКТ познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, содержащий множество неразгаданных тайн;
Кант выдвинул гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а СУБЪЕКТ познавательной деятельности – человек, его разум.
Слайд 9
Кант: Познавательные способности человеческого разума ограничены.
Как только разум человека пытается выйти
за собственные рамки (возможности), он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии (противоположные высказывания, каждое из которых одинаково хорошо доказуемо с помощью разума):
Слайд 10Примеры антиномий:
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве /
Мир не имеет начала во времени и безграничен;
Существуют только простые элементы и то, что состоит их простых / В мире нет ничего простого;
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода / Свободы не существует. Всё в мире совершается по законам природы (т.е. причинно обусловлено).
Слайд 11
Существование антиномий, по Канту – доказательство наличия границ познавательных способностей человеческого
разума.
Однако, разум наталкивается не только на внутренние границы – антиномии (неразрешимые противоречия), но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема:
Слайд 12
Мы познаем не непосредственно внешний мир, а наши собственные ощущения. Представления,
возникающие в разуме на основе ощущений есть лишь образы («вещи – для - нас»), которые имеют мало общего с реальным миром.
Реальный мир, его объекты являются «вещью в себе». «Вещь–в-себе» - внутренняя сущность, причина, закон существования каждой конкретной вещи. Она непознаваема для человеческого разума и науки.
Слайд 13Классификация знания по Канту:
Апостериорное знание – знание, получаемое человеком в результате
опыта. Является не полностью достоверным, а вероятностным, может давать «осечки».
Априорное знание – доопытное, врожденное, которое существует в разуме изначально и не требует доказательств (Пр.: «Все тела имеют массу», «Жизнь протекает во времени»). Оно абсолютно достоверно и надежно.
Слайд 14Структура мира по Канту (3 уровня):
Трансцендентный мир – Мир души, Бога,
Свободы, мир без условностей. Наука и философия неправомочны говорить о нем, т.к. он запределен, непознаваем для человеческого разума. Он создает условия для всего что есть в нашем мире.
Трансцендентальный мир – Мир Чистого Разума, или мир философских категорий, являющихся руководящими моментами процесса познания. Это априорные (доопытные) формы, своеобразные инструменты, благодаря которым человек познает окружающий мир и знает о нравственном законе.
Материальный мир (мир явлений).
Слайд 15
Категории (априорные понятия) чистого разума делятся на 3 группы:
Категории чувственного познания;
Категории
рассудочного (логического) познания;
Категории Разума.
Слайд 16
Категории чувственного познания (пространство и время). С их помощью сознание упорядочивает
ощущения, размещая их в пространстве и времени.
Категории рассудочного (логического) познания. С их помощью рассудок «располагает по полочкам» все ощущения и обретает способность к упорядоченному мышлению. (Всего их, по Канту, 12 –
4 класса по 3 в каждом):
Слайд 17(4 класса категорий рассудочного или логического познания):
Категории количества (пр.: единство и
множество);
Категории качества
Категории отношения (пр.: причина и следствие);
Категории модальности (пр.: необходимость и случайность)
Слайд 18
Категории разума – предельные, высшие идеи (идея Бога, идея души, идея
сущности мира и т.д.). Философия – наука об этих высших идеях.
Слайд 19
Обращаясь к изначальным понятиям (категориям) трансцендентального мира, человек может выйти из
круга антиномий (без этого запутается!).
«Трансцендентальная апперцепция» - внутреннее ощущение, интуитивное проникновение сознания в трансцендентальный мир.
Слайд 20Выводы, следующие из теории познания Канта:
Вещи сами по себе непознаваемы, так
же как и весь окружающий мир (агностицизм!).
Кант совершил «коперниканский переворот» в философии: указал на то, что мы постигаем мир не таким, каков он есть, а таким, каким он является нам сквозь призму познавательных способностей нашего разума (которые ограничены).
Слайд 21
Т.о. наше знание о мире является не пассивным отображением реальности, а
результатом активной творческой деятельности сознания.
Слайд 22
Философия в той форме, в какой она существовала до Канта, невозможна:
она претендует на раскрытие сущности бытия («вещей-в-себе»), а она-то как раз и непознаваема! Задача философии – заниматься критическим анализом способностей разума и самого процесса познания.
Слайд 23«Критика практического разума»
(под «практическим разумом» Кант понимает нравственность).
Во всем человечестве, у
всех народов можно обнаружить представления о нравственности, которые имеют очень много общего.
Следовательно, существует единый для всего человечества моральный закон, который имеет высший и безусловный характер. Его наличие можно объяснить только если признать существование Бога.
Слайд 24
Кант назвал этот моральный закон
Категорическим императивом
Он имеет две
формулировки:
«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»
(чтобы твои поступки могли быть образцом для всех);
Слайд 25
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своём
лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда – как к средству».
Слайд 26
Между чистой нравственностью и реальной жизнью (побуждениями, материальными интересами людей) существует
сильное противоречие.
Мнимая мораль основывается на принципах полезности, приятности, инстинктах, внешнем авторитете. Она эгоистична по своей природе.
Поведение человека должно подчиняться только моральному закону (требованиям совести), который побуждает нас действовать вопреки эгоизму;
Слайд 27
По тому, как человек жертвует своими частными интересами и жизненным благополучием
ради следования моральному закону, можно судить о наличии у него истинной нравственности и достоинств.
Слайд 28Георг Гегель (1770-1831)
Профессор Гейдельбергского и Берлинского университетов, один из самых авторитетных
философов своего времени;
Идеалист;
Оказал огромное влияние на последующее развитие философии.
Слайд 29Вклад Гегеля в философию:
Выдвинул собственную концепцию объективного идеализма (основным понятием которой
является Абсолютная идея или Мировой Дух);
Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законах и принципах.
Слайд 30Важнейшие философские труды:
«Наука логики»
«Философия природы»
«Феноменология духа»
Слайд 31Учение Гегеля о бытии
(учение об Абсолютной идее):
Существует единое духовное начало
- Мировой Дух или Абсолютная идея. Это единственная подлинно существующая реальность, первопричина всего. Она обладает самосознанием и способностью творить (Абсолютная идея – философский вариант идеи Бога).
Слайд 32
Абсолютная идея потенциально содержит в себе всё и состоит из противоположных
составляющих (бытие и ничто, единство и множество и т.п.).
В определенный момент Абсолютная идея начинает развиваться через диалектическое взаимодействие этих противоположностей, что ведет к количественным и качественным изменениям в ней.
Слайд 33
Абсолютная идея проходит определенные ступени развития.
Природа, человек, человеческое познание и
общество проходят развитие по тем же ступеням, что и Абсолютная идея (это своеобразная матрица развития).
Слайд 34Ступени развития Абсолютной идеи:
Ступень логики (этап развития Абс.идеи «в себе самой»,
процесс развертывания системы философских категорий = плана будущего развития мира).
Ступень появления природы. Когда Абс. идея достигает развития во всей полноте категорий, она «отчуждает от себя» окружающий мир, природу и человека. Т.к. Абсолютная идея это дух, а природа материальна, то это - ступень «инобытия» Абсолютной идеи.
Слайд 35
Ступень духа – ступень развития собственно человеческой духовной жизни:
Субъективный дух
– сознание человека;
Объективный дух – право, мораль, нравственность, т.е. общественная жизнь (семья, государство);
Абсолютный дух – искусство, религия, философия.
Слайд 36Философия, по Гегелю – высшая ступень развития Абсолютной идеи. Это «мир,
схваченный мыслью», соединение начала абсолютной идеи с её концом (человеческим сознанием, или субъективным духом).
Целью развития природы, человека, общества является познание Абсолютной идеей самой себя. Через процесс самопознания Абсолютная идея осуществляет, реализовывает себя.
Слайд 37
Человек, по Гегелю, является носителем Абсолютной идеи, его сознание – частица
Мирового Духа. Это «конечный дух» Мирового Духа. Через человека осуществляется круговорот Мирового Духа к самому себе (в зеркале человеческого сознания Абсолютная идея видит и познает себя).
Слайд 38
Познание человека также развивается по ступеням развития Абсолютной идеи и способно
достигать апогея (пика и конечной цели развития).
Слайд 39
Т.к. целью развития Абсолютной идеи является самопознание, Гегель полагал, что высшей
наукой является его, Гегеля, философия (т.к. именно она говорит об Абсолютной идее и её развитии).
Человеческое общество, по Гегелю, также должно достигнуть максимума своего развития (остановиться в развитии), этой вершиной он считал современную ему прусскую монархию, т.к. она появилась одновременно с его философской системой.
Слайд 40
Целью познания является достижение такого уровня знания, когда сознание обнаруживает, что
материальный мир (объект познания) на самом деле не является чем-то независимым от сознания, был в нем самом (был им). Тогда исчезает различие между субъектом и объектом познания и разум становится «знающим себя», неограниченным ничем внешним и поэтому абсолютно свободным.
Слайд 41
Т.о., один из важнейших выводов Гегеля – в том, что противоречия
между бытием (материей) и идеей (сознанием, мышлением) не существует. Разум (сознание, идея) обладают бытием, а бытие обладает сознанием. С этим связано знаменитое высказывание Гегеля:
«Всё разумное действительно, а всё действительное разумно».
Слайд 42Взгляды Гегеля на историю:
История – процесс самореализации Абсолютного духа (идеи). Т.к.
Абсолютному духу присущи такие качества, как разумность и свобода, вся история есть процесс обретения человечеством всё большей и большей разумности и свободы.
Слайд 43Этапы истории по Гегелю:
Восточная эра (Др.Египет, Др. Китай и т.п.) –
период истории, когда в обществе осознает себя и в полной мере свободен только один человек – фараон, император, а остальные – его рабы или слуги.
Антично-средневековая эра – стала осознавать и чувствовать себя свободной небольшая группа людей (аристократия, феодалы);
Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда осознают себя и свободны все.
Слайд 44Диалектика Гегеля
Гегель по праву считается основоположником современной диалектики.
Диалектика – (по
Гегелю) – основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им окружающего мира.
Смысл диалектики: все в мире содержит в себе противоположные начала (+ и -, день и ночь и т.д.), которые противоречат друг другу, но одновременно едины по своей сути. Взаимодействие этих начал – основа развития и функционирования всего в мире.
Слайд 45Людвиг Фейербах (1804-1872)
Немецкий ф-ф, атеист. Автор концепции антропологического материализма.
Философия Фейербаха считается
завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Слайд 46Основные работы:
«Мысли о смерти и бессмертии» (1830)
«Сущность христианства» (1841)
Слайд 47Людвиг Фейербах:
Поначалу был последователем Гегеля, потом стал её критиком (видел в
его философии много недостатков - отрицал тождество бытия и мышления, Абсолютную идею и диалектику);
Одна из главных тем творчества – критика религии и обоснование принципиально новой, антропологической философии.
Слайд 48Антропологический материализм Фейербаха:
Идея существует не сама по себе, это продукт сознания
человека;
Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворена; все, что нас окружает - различные проявления материи.
Слайд 49
Человек должен стать главным интересом философии (т.е. философия, по Фейербаху, по
сути должна стать антропологией):
«Новая философия превращает человека…в единственный универсальный и высший предмет философии, превращая… антропологию, в т.ч. и физиологию, в универсальную науку».
Слайд 50
Основной фактор развития человека и общества - любовь. Это изначальная человеческая
потребность.
История человечества связана с большим или меньшим преобладанием любви. Чтобы изменить общество, необходимо осознать роль любви, что она – основа человеческого существования.
Слайд 51Взгляды Фейербаха на религию:
Атеизм Фейербаха существенно отличался от атеизма французских материалистов
18 в., рассматривавших религию только как плод невежества и обмана.
Разгадку существования религиозной веры, по Фейербаху, следует искать в глубинах человеческой психики. Он видит в религии выражение реальных человеческих потребностей, страдания, надежды, стремления к счастью.
Слайд 52
«Человек верит в Бога… потому, что у него есть стремление быть
счастливым, он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным, он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умирать».
Слайд 53
Т.о. Бог – проекция идеального образа человека, того, каким хотел бы
видеть себя человек. В действительности же Он – творение человека, его разума.
Любовь к Богу – та же любовь человека к человеку, перенесенная на небеса.
Слайд 54
Т.о., (с т. зр. Фейербаха), подлинный объект религиозного поклонения находится внутри
человека. Это его, человека, сущность. Бог – совершенный человек! Познание Бога – процесс самопознания человека.
Слайд 55
Религия - основа связей между людьми в обществе. Но она должна
быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Бога), а на других принципах:
Необходимо вернуть человеку его отчуждённую сущность: заменить традиционную религию религией любви людей к друг другу (перенести отношение к Богу обратно на отношения между людьми);
Любовь к ближнему, добро, справедливость (превращённые религией в средство достижения загробного блаженства), должны стать целью сами по себе.
Слайд 56Значение философии Фейербаха:
Философия Фейербаха оказала значительное влияние на формирование философии марксизма;
Её
также считают предшественницей современной философской антропологии.