Слайд 1Немецкая классическая философия
Слайд 2Этапы развития европейской философии Нового времени
Классическая философия раннего Нового времени (середина
XVII – первая треть XIX вв.)
Неклассическая философия Нового времени - философия модерна (середина XIX – середина ХХ вв.)
Постнеклассическая философия - философия постмодерна (середина-конец ХХ в. – настоящее время).
Слайд 3Немецкая классическая философия
Философия – средство критического осмысления действительности.
На основе онтологических и
гносеологических представлений проведена критическая переоценка основных понятий и утверждений философии.
Создана целостная диалектическая концепция развития.
Слайд 4Основные понятия немецкой классической философии
Субъективный идеализм – философское направление, отрицающее объективное
существование мира, сводит знание к субъективным ощущениям людей.
Объективный идеализм – философское течение, признающее существование единого всеобщего, сверхиндивидуального начала мира.
Слайд 5Трансцендентализм
Трансцендентный – сверхчувственный мир за пределами опыта и сознания
Трансцендентальный –
мир явлений, природы У Канта – формальные предпосылки познания, которые организуют научный опыт: пространство, время, протяженность и др.
Слайд 6Иммануил Кант
Докритический период –вопросы естествознания «Всеобщая естественная история и теория неба»
Критический
период – вопросы метафизики и теории познания «Критика чистого разума» и этические проблемы «Критика практического разума»
Слайд 7«Критика чистого разума»
Агностицизм (от греч. недоступный познанию) – течение в гносеологии,
отрицающее возможность получения достоверного знания о мире (И. Кант, Д. Юм и др.)
Априорное – доопытное знание. Апостериорное – знание на основе опыта
Антиномии – противоречивые высказывания о предмете, одинаково логически обоснованные
«Вещь-в-себе» и «вещь-для-нас» - понятия, введены И. Кантом для обозначения «мира как объективной реальности» и «знания, полученного опытным путем»
Слайд 8Гносеология И. Канта
Агностицизм – невозможность познания трансцендентного (объективного) мира методами науки.
Вера –априорное и внеопытное познание объективного мира
Субъективный идеализм: человек (трансцендентальный субъект) создает трансцендентальный мир в своем сознании
и может его познать.
Этапы познания трансцендентального мира: чувственное, рассудочное, разумное
Слайд 9
Этика И. Канта «Критика практического разума»
«Категорический императив» - основной закон этики
Канта, «всеобщее правило поведения»: Поступай так, чтобы максима твоего действия на основе твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства
Необходимо соизмерять поступки с принципом: «если так начнут поступать все люди» . Главные критерии нравственного поступка: совесть и чувство долга.
Слайд 10Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Панлогизм –утверждение разумных оснований действительности, отождествление бытия и
мышления
Абсолютная идея – внутренняя идеальная сущность, скрытая причина целеполагания и деятельности человека
Слайд 12Ступени саморазвития Абсолютного Духа
Наука логики (Абсолютная идея сама по себе):
учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии
Философия природы (Абсолютная идея в природе): механика, физика, органическая физика
Философия духа (Абсолютная идея в воплощении духовной деятельности человека): субъективный дух, объективный дух, Абсолютный дух
Слайд 13Диалектика Гегеля
Объективный идеализм: диалектика - основополагающий закон развития и существования Мирового
духа и сотворенного им мира
Категории – наиболее общие понятия, «мысленные схемы», при помощи которых разум способен познавать действительность
Категории диалектики: качество, количество, мера, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, часть и целое
Слайд 14Законы и принципы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон перехода количественных изменений
в качественные
Закон отрицания отрицания
Принципы: всеобщей связи, всеобщего развития
Слайд 15Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
Объективный идеализм: единственная реальность - абсолютный разум («в
себе» сущее)
Слайд 16Гносеология Шеллинга
В абсолютном разуме субъект и объект неразрывно связаны и образуют
«целостную неразличимость субъективного и объективного»
При познании человеком природы субъект (человек) и объект познания (природа) также совмещаются.
Слайд 17Иоганн Готлиб Фихте
Субъективный идеализм: первично и автономно человеческое «Я».
Слайд 18Гносеология Фихте
Этапы развития человеческого познания:
«Я» полагает себя.
«Я» полагает «не-Я»
(т.е. внешний мир).
«Я» полагает одновременно и себя, и «не-Я».
Мир - деятельность человека.
Слайд 19Людвиг Андреас Фейербах
Материализм: «Никакое мышление, а, следовательно, и никакая духовная сущность
не может существовать вне человека и независимо от него».
Материя первична, духовное вторично, производно от материи, природы .
Слайд 20Гносеология Фейербаха
Мир познаваем с помощью чувств и мышления.
Связь в мышлении
духовного и материального начал: восхождение от материального к идеальному.
Слайд 21Антропология Фейербаха
«Новая философия» - предметом философии будущего должен стать человек как
единство природного и общественного.
Сущность человека – разум, воля, сердце.
Атеизм - мораль вместо религии: вместо любви к Богу –любовь к человеку как единственная истинная религия, вместо веры в Бога – вера человека в самого себя
(« Сущность христианства», «Сущность религии»).
Слайд 22Основные черты немецкой классической философии
Философия – основание всех наук и искусство
жить в соответствии с законами разума
Панлогизм (онтология)
Идеализм - Шеллинг (объективный) и Фихте (субъективный) и материализм (Фейербах)
Диалектика (онтология)
Мир познаваем с помощью чувств и разума (гносеология)
Человек – разумный, мыслящий субъект (антропология)
Человек свободен и морален (этика)
Слайд 23Задание
1. Специфика немецкой классической философии (3-5 примеров).
2. Философия и этика Канта.
3.
Диалектика Гегеля
4. Внести записи в таблицу по теме: «Немецкая классическая философия».