Слайд 1НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия –
сложившееся в Германии конца XVIII
– начала XIX вв. философское направление, представленное учениями
Имманула Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Слайд 2Немецкая классическая философия –
одна из вершин интеллектуальной культуры человечества.
Однако она
не являет собой лишь исторический памятник, который следует сохранять и которому следует поклоняться. Идеи, сформулированные Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем актуальны в наше время.
Слайд 3Немецкую классическую философию по праву считают самосознанием немецкой культуры XVIII –
XIX вв. Германия этого периода - полуфеодальная, крепостническая, раздробленная на множество мелких государств, страна вторичной, догоняющей модернизации, вынужденная соперничать с высокоразвитыми Великобританией, Францией, США.
Слайд 4Труды Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля – не популярная, предназначенная для легкого
чтения литература. Их можно сравнить с высшей математикой, которая не всем понятна и доступна. Однако Немецкая классическая философия не отвлеченное теоретизирование, она формируется в ответ на вопросы поставленные временем. «Светоносные» идеи, выдвинутые представителями этой философии, становятся не только важными ориентирами, на пути развития Германии, но и важнейшей частью интеллектуального арсенала всего человечества. Философия как критическая совесть культуры, «конфронтирующее сознание», «усмехающееся над действительностью», «душа» культуры.
Слайд 5Немецкая философия формируется не на «пустом месте». Она вбирает в себя
идеи философии античности, средневековья.
Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель пересматривают, обобщают и систематизируют идеи философии Просвещения.
Слайд 6
Важнейшие достижения Немецкой классической философии:
углубление понимания идеалов гуманизма, переосмысление сущности
человека, его возможностей и способностей;
разработка логико-понятийного познавательного аппарата;
развитие этической мысли, продвижение норм гуманистической морали;
формирование диалектического мировоззрения, диалектической логики;
систематическое обоснование принципов гражданского общества, правового государства, прав человека, вечного мира;
выявление закономерностей исторического развития человечества.
Слайд 7Иммануил Кант (17241724 - 1804 гг.)
Космогоническая гипотеза о происхождения Солнечной
системы из гигантской первоначальной газовой туманности.
Теория познания - синтез эмпиризма и рационализма, чувственного и рассудочного знания.
Этика - идея автономной морали, морали долга.
Социальная философия – идеи правового государства, республиканской формы правления, вечного мира.
Философская антропология – идеи свободы и необходимости, эгоизма и солидарности людей.
Слайд 8Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814 гг.)
Идея неотделимости субъекта и
объекта познания друг от друга, диалектической сущности мышления.
Наукоучение как система философских взглядов на науку, как «наука о познании», поиск предельных оснований научного познания. Проблема научного метода.
Моральное и социальное значение науки в государстве, долг учёного — самоотверженная, бескорыстная любовь к истине и стремление распространять её, без всякого ущерба её достоинству.
Государство как средство для реализации права, справедливости.
Слайд 9Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775 —1854 гг.)
Разработка философии природы. Введение диалектики
в рассмотрение природы и ее явлений.
Учение о диалектике форм мышления в познании.
Мысль о тождестве духа и природы. Разум как истинное «в себе» сущее, тождество субъективного и объективного.
В абсолюте совпадают все противоположности, и в нем же кроется начало обособления и выделения как основа его действительности.
Самосознание разума есть самосознание бога, бог как разум.
Слайд 10Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.)
Систематическая разработка диалектического метода
мышления, реализация его принципов при анализе всех сфер действительности.
Идея представления природного, исторического и духовного мира в виде процесса, в беспрерывном движении, изменении, преобразовании развитии.
Выявление внутренних связей, законов движения и развития мира.