Неклассическая философия презентация

Содержание

1. Общая характеристика типов философской классики и неклассики: (Объектные категории) Мир един по своему истоку, дуален по атрибутам Мир «многовариантен», его части нелинейно соотносятся,

Слайд 1Неклассическая философия
1. Общая характеристика
2. Марксизм
3. Позитивизм
4. Иррационализм


Слайд 21. Общая характеристика типов философской классики и

неклассики: (Объектные категории)

Мир един по своему истоку, дуален по атрибутам

Мир «многовариантен», его части нелинейно соотносятся, все относительно


Слайд 3Мир и мышление внутренне упорядочены, четко разграничены и неразрывно связаны универсальным

(метафизическим) порядком (Логосом, гармонией).

Мир и мышление внутренне неупорядочены и противоречат друг другу; метафизика – иллюзия, которую необходимо разоблачать.


Слайд 4По субъект-объектным характеристикам
Мир рационально познаваем (продукт познания – ясное объективированное знание)
многое

в мире рационально непознаваемо (познание часто интуитивно и практично).


Слайд 5По с-о категориям (продолжение)
2. Четкое разделение и внутренняя взаимосвязь форм познания

(науки-философии, искусства и религии; в рамках философии – отчетливое выделение разделов (Онтологии, гносеологии и пр.))

2. Диффузность и противоречия разных форм познания и культуры. Во всяком типе познания есть собственная «философия». Внутренние противоречия


Слайд 6Рационализм, культ разума и Просвещения, теоретичность и абстрактность мышления
Редукционизм (сведение сложного

к простому)

Иррационализм, культ воли и Романтизма, практичность и конкретность мышления
Антиредукционизм


Слайд 7
Анализ и создание четко организованных, стабильных закрытых контролируемых систем.

Анализ и

создание хаотических, нестабильных открытых и саморегулирующихся систем.


Слайд 8Основные направления неклассической философии и их значение для последующей истории
Марксизм: предопределил

возникновение коммунистических режимов;
Иррационализм: повлиял на складывание фашистских режимов;
Позитивизм: выступил основанием для формирования либеральных режимов

Слайд 92.Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, созданное Карлом Марксом
По данным опроса

общественного мнения ВВС (1999 г.) Маркс был назван величайшим мыслителем тысячелетия. По данным каталога Библиотеки Конгресса США, Марксу посвящено больше научных трудов, чем любому другому человеку.

Слайд 10
Марксизм сохраняет влияние как в философии и науках, так и в

политике. В 20 в. в некоторых государствах (Россия, Китай, Куба, Северная Корея, Вьетнам и пр.) марксистские политики пытались преобразовать общество по теории марксизма.


Слайд 11Истоки марксизма


Слайд 12МАРКСИЗМ


Слайд 13Материализм
Бытие определяет сознание (корректная цитата: «Не сознание людей определяет их бытие,

а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс К. «К критике политической экономии» (1859)). Сознание – свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения действительности.



Слайд 14
«Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а

бытие людей есть реальный процесс их жизни» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология (ноябрь 1845 г.— август 1846 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 3, с. 25).
Но «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его...» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 194, 195).

Слайд 15Материалистическая диалектика
Энгельс: Диалектика есть «... наука о всеобщей связи» и «...

наука о наиболее общих законах всякого движения».
«Диалектические законы являются действительными законами развития природы» (Энгельс Ф., «Диалектика природы»)
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ:
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон отрицания отрицания
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений

Слайд 16Образ человека в марксизме
«сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду.

В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Тезисы о Фейербахе, № 6).
«…Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология (ноябрь 1845 г.— август 1846 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 3, с. 37).
«Труд создал самого человека» (Энгельс Ф. "РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА" (1876 г.)).

Слайд 17Исторический материализм
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые,

от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс. „К критике политической экономии“. Предисловие)


Слайд 18Теория формаций
«...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным

отличительным характером» (стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил и производственных отношений)
«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии (декабрь 1847 г.— январь 1848 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 4, с. 424).
(ЭКСПЛУАТАТОРЫ И ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЕ)



Слайд 20Концепция отчуждения
«В чем же заключается отчуждение труда? Во-первых, в том, что

труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой… В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций… В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растёт обесценение человеческого мира».
(К. Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 года.— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 42, с. 87—88.)


Слайд 21Системность отчуждения


Слайд 22Образ религии в марксизме
«…Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или

ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял. (…) Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях» (К. Маркс. К критике гегелевской философии права. Введение (конец 1843 — январь 1844 г.) — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 1, с. 414 - 415).

Слайд 23Образ философии в марксизме
«Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной

истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.» (Тезисы о Фейербахе, № 2).
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». (Маркс К. Тезисы о Фейербахе, №11)


Слайд 24Революция
«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в

противоречие с существующими производственными отношениями, … с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение» (К. Маркс. „К критике политической экономии“. Предисловие)
«Революции — локомотивы истории» (К. Маркс. Классовая борьба во Франции (январь — 1 ноября 1850 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 7, с. 86).



Слайд 25Коммунизм
«Коммунизм как положительное упразднение частной собственности – этого самоотчуждения человека –

и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному. Такой коммунизм, как завершенный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гуманизм, = натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он – решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение » (Маркс К., Экономико-философские рукописи 1844).
Из этого – устранение всех форм отчуждения, классов и эксплуатации.
«Каждый по способностям, каждому по потребностям!» — К. Маркс. Критика Готской программы (апрель — начало мая 1875 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 19, с. 20.



Слайд 26Экономические и политические концепции марксизма
Учение о прибавочной стоимости: прибавочная стоимость -

это разница в стоимости труда, которая присваивается капиталистом в процессе капиталистического производства
Концепция диктатуры пролетариата:
«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией» (Маркс К., Энгельс Ф., Манифест коммунистической партии)



Слайд 27Идеи последователей: Ленин
«Государство — аппарат насилия в руках господствующего класса» (ПСС, 3-е

изд., Т. 20. С. 20)
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (ПСС, 5-е изд., т. 12, с. 104).
«Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому» (Крах 2 интернационала, 1915)
«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» (ПСС, 5-е изд, т. 23, с. 43).


Слайд 28Идеи последователей:
Сталин: «…старый лозунг «техника решает всё», являющийся отражением уже пройденного

периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменён новым лозунгом, лозунгом о том, что «кадры решают все». В этом теперь главное» ("Правда", 6 мая 1935 г.)
Троцкий: «Вопрос о правильной философской доктрине, т. е. о правильном методе мышления, имеет решающее значение для революционной партии, как хорошая инструментальная мастерская имеет решающее значение для производства» Л. Д. Троцкий, открытое письмо тов. Бернаму (7 января 1940 г.).

Слайд 29Идеи последователей: Мао
«Пусть расцветают сто цветов, пусть соревнуются сто учений» (Мао

Цзэдун. Выступление на расширенном совещании ЦК КПК (28 апреля 1956 г.)).
«Без разрушения нет созидания. Разрушение — это критика, это революция. Разрушение требует выяснения истины, а выяснение истины и есть созидание. Прежде всего разрушение, а в самом разрушении заложено созидание» (Редакционная статья журнала «Хунци» и газеты «Жэньминь жибао» «Великий исторический документ» (16 мая 1966 г.)).

Слайд 30Идеи последователей
«чем более наука служит жизни, тем более жизнь обогащает науку»

(Г.Плеханов)
«Общество вертится вокруг себя, как собака, пытающаяся поймать свой хвост, но эта видимость движения не есть развитие». (А.Грамши)
«Народ оказался публикой… Массам преподносят смысл, а они жаждут зрелища». (Ж.Бодрийяр)


Слайд 31Идеи последователей: Франкфуртская школа
«Мышление иное, чем руководствующееся системой, либо бесперспективно, либо

авторитарно» Теодор Адорно
«Проклятием безудержного прогресса является безудержная регрессия» Теодор Адорно
"Если у вас не всё хорошо идёт с вашей девушкой, это не обязательно вина капиталистического способа производства." (Герберт Маркузе)
«цель человека - быть самим собой, а условие достижения этой цели - быть человеком для себя: Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, - а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики» (Эрих Фромм)
«Тот, кто во имя универсализма исключает Другого, кто остается чуждым для Других, предает саму идею универсализма» (Юрген Хабермас).

Слайд 323. Позитивизм
(от лат. positivus — положительный) — философское направление, утверждающее единственным источником

настоящего (позитивного) знания эмпирические исследования (специальных наук) и отрицающее познавательную ценность метафизики. Образец научности – естествознание (физика). Философия должна быть методологией науки. Продолжение эмпиризма. Основатель – Огюст Конт.

Слайд 34Огюст Конт: закон трех стадий
«каждая из наших главных идей, каждая из

отраслей знания проходит по­следовательно три различных теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное; состояние метафизическое или абстрактное; состояние научное или положительное...

Слайд 35В теологическом состоянии человеческий ум, направляя свои исследования главным образом на

внутреннюю природу вещей, на первые и конечные причины всех порождающих его явлений, стремясь, одним словом, к абсолютному знанию, рассматривает явления как продукты прямого и беспрерывного воздействия более или менее многочисленных сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся аномалии мира.

Слайд 36В метафизическом состоянии, которое в действительности не что иное, как общее

видоизменение теологического состояния, сверхъестественные факторы заменены отвлеченными силами, настоящими сущностями (олицетворенными абстракциями), нераздельно связанными с различными предметами, которым приписывается способность самостоятельно порождать все наблюдаемые явления, а объяснение явлений сводится к определению соответствующей ему сущности.

Слайд 37Наконец, в позитивном состоянии человеческий разум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний...

всецело сосредоточивается, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, на изучение их (явлений) действительных законов, т.е. неизменных отношений последовательности и подобия. Объяснение фактов, приведенное к его действительным пределам, является отныне только установлением связи между различными частными явлениями и некоторыми общими фактами, число которых уменьшается все более и более по мере прогресса науки» (Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. С.-Пб., 1900. — С. 3 —5)

Слайд 38Конт: идея позитивной философии
Цель - создать посредством правильного обобщения фактов («объективный

метод») из частных наук единственную положительную философию (затем с применением «субъективного метода» превратить её в положительную религию). Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий систематический порядок содержание всех наук.

Слайд 39«Все здравомыслящие люди полагают, что только те знания истинны, которые опираются

на наблюдения. …если, с одной стороны, всякая позитивная теория необходимо должна быть основана на наблюдениях, то, с другой – для того, чтобы заниматься наблюдением, наш ум нуждается уже в какой-нибудь теории. Если бы, созерцая явления, мы не связывали их с какими-нибудь принципами, то для нас было бы совершенно невозможно не только сочетать эти разрозненные наблюдения и, следовательно, извлекать из них какую-то пользу, но даже и запоминать их; и чаще всего факты оставались бы незамеченными нами» (Там же) 

Слайд 40Спенсер Герберт (1820-1903)
Общество – организм, эволюционно развивающийся: «Общество обнаруживает явление

постоянного роста, по мере его возрастания части его, становясь несходными друг с другом, обнаруживают увеличение сложности строения; в то же самое время эти несходные части принимают на себя выполнение несходных деятельностей; эти деятельности не только различны между собою, но еще эти различия находятся в таких отношениях друг к другу, что делают возможными одни другие;

Слайд 41являющаяся таким образом взаимная помощь вызывает взаимную зависимость всех частей общества;

и эти взаимозависимые части, живя при помощи друг друга и друг для друга, образуют агрегат, построенный на том же самом общем начале, как и индивидуальный организм. … каждый организм сколько-нибудь заметного объема есть общество» (Г. Спенсер Основания социологии)

Слайд 42Этика индивидуализма (либерализма): «Каждый человек волен делать то, что желает, если

не нарушает при этом равную свободу любого другого человека» (Спенсер Г. Принципы этики)

Слайд 43Эмпириокритицизм
«критика опыта», 2-й позитивизм.
Мах: «Мы… относим каждый частичный феномен ко

всякому комплексу феноменов. …вещь есть образование интеллекта (комплекс представлений или научное понятие)»»
Авенариус: «Опыт - то, что найдено данным, обнимает меня самого, окружающую меня среду с составными частями (к которым причисляются мои ближние) и далее известные зависимости между частями опыта. (…) У научного знания нет существенно иных форм или средств, кроме тех, которые есть у донаучного…»

Слайд 44Неореализм
признание независимого существования внешних объектов и их непосредственной данности познающему субъекту.

Лозунг «освобождение метафизики от эпистемологии». Теория «независимости имманентного»: познаваемые объекты непосредственно «входят» в сознание, но в то же время их реальность не зависит от когнитивных отношений, в которые они вступают, ибо последние, будучи «внешними отношениями», не влияют на природу своих объектов. Объективны и реальные объекты, и идеальные.

Слайд 45Аналитическая философия
Философское направление, в рамках которого философия сливается с лингвистикой («лингвистический

поворот»: все философские проблемы – логические и языковые, а потому решаются лишь семантическим анализом при использовании различных методов для нахождения оптимальной аргументации; ценностная нейтральность философии; редукционизм, влияние математики).

Слайд 46Бертран Рассел (1872 – 1970)
«философия представляет собой размышления о предметах (matters), точное

знание о которых еще невозможно (…) наука – это то, что мы знаем, а философия – то, чего мы не знаем. …одно из применений философии состоит в увеличении наших воображаемых конструкций о мире и доведении их до уровня гипотез.

Слайд 47Но существует и другое назначение философии, на мой взгляд, не менее

важное, которое помогает понять нам, что существует множество вещей, кажущихся известными, на самом деле неизвестны нам. С одной стороны, философия заставляет нас думать о вещах, о которых мы можем узнать, а с другой стороны, позволяет нам с достаточной скромностью осознавать, как много из того, что кажется знанием, таковым на самом деле не является.» (Б.Рассел ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ?)

Слайд 48Людвиг Вит(т)генштейн (1889 - 1951)
«Логико-философский трактат»:
«1. Мир — целокупность фактов, а не

предметов. …
3. Мысль — логическая картина факта…
4.003 Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Вот почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать ответы, можно лишь устанавливать их бессмысленность. Большинство предложений и вопросов философа коренится в нашем непонимании логики языка…

Слайд 49 4.0031 Вся философия — это «критика языка»…
4.11 Целокупность истинных предложений — наука

в ее полноте (или целокупность наук).
4.111 Философия не является одной из наук. (Слово «философия» должно обозначать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками.)
4.112 Цель философии — логическое прояснение мыслей. Философия не учение, а деятельность…
5.63 Я есть мой мир (Микрокосм)...
7. О чем невозможно говорить, о том следует молчать» (Логико-философский трактат)

Слайд 50Виттгенштейн: «языковые игры»
«Термин «языковая игра» призван подчеркнуть, что говорить на языке

— компонент деятельности, или форма жизни. (…) Языковой игрой я буду называть целое, состоящее из языка и действий, в которые он вплетен... Языковые игры – это не некие неполные части языка, а … полные системы человеческого общения…» (Л.Виттгенштейн, Философские исследования)

Слайд 51"Согласно позднему Витгенштейну, речевой оборот «Солнце восходит» в рамках современной астрономической

теории является не ложным, а бессмысленным; в контексте же языковой игры крестьян или туристов он, напротив того, осмыслен" (К.-О. Аппель Трансформация философии.)

Слайд 52Неопозитивизм: «Венский кружок»
Ханс Хан, Мориц Шлик, Отто Нейрат, Рихард фон Мизес,

Курт Гёдель, Рудольф Карнап, Карл Гемпель, Альфред Айер и Уиллард Куайн, Людвиг Витгенштейн и Карл Поппер.

Слайд 53Манифест «Венского кружка» (1929 г.): «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством

двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано. Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного ме­тода, а именно метода логического анализа».

Слайд 54Мориц Шлик (1882-1936)
Принцип верификации: суждение должно поддаваться проверке, чтобы быть принятым в

качестве научного: «Верификация всегда остается мыслимой, мы в состоянии всегда указать, какие данные мы должны пережить, чтобы достичь решения; она логически возможна, и всегда может быть поставлен вопрос о фактической выполнимости»
Шлик М. Позитивизм и реализм // Познание. Т. III. — 1932/33. — С. 7 —8.
Истины науки выражены в «протокольных предложениях», фиксирующих факты опыта.

Слайд 55Постпозитивизм: Карл Поппер (1902 —1994)
Принцип фальсификации – опровержение какого-то суждения (в т.ч.

посредством доказательства ложности его следствий) на основе опыта установления в опыте. То, что опровергнуто принципиально быть не может – не наука, как и то, ложность чего доказана. Фаллибилизм: «Наука никогда не преследует иллюзорной цели сделать свои ответы окончательными или даже вероятными. Она движется скорее к бесконечной и все же достижимой цели — всегда открывать новые, более глубокие и общие проблемы и подвергать свои всегда пробные ответы все более новым и острым испытаниям» (Поппер К. Логика научного открытия. — Лондон, I960. —С. 281).

Научное знание – третий мир (объективный мир идей) , наряду с психическим и физическим миром


Слайд 56Томас Кун (1922 — 1996)
Научные революции как смена парадигм: «Под парадигмой я

подразумеваю признанные всеми научные до­стижения, которые в течение определенного времени дают научно­му сообществу модель постановки проблем и их решения. … Научное открытие начинается с обнаружения аномалии, которая не согласовалась с утвердившейся парадигмой. … Следующие друг за другом парадигмы по разному характеризуют элементы универсума и поведение этих элементов. Но парадигмы отличаются более чем содержанием, они являются источником ме­тодов, проблемных ситуаций и стандартов решения, принятых не­ким научным сообществом» (Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977)


Слайд 57Имре Лакатос (1922-1974)
История науки - конкуренция исследовательских программ: «фундаментальной единицей оценки должна

быть не изолированная теория или совокуп­ность теорий, а “исследовательская программа”. Последняя включает в себя конвенциально принятое (и потому “неопровержимое” согласно заранее избранному решению) “жесткое ядро” и “пози­тивную эвристику”, которая определяет проблемы для исследования, выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез, предвидит аномалии и победоносно превращает их в подтверждающие примеры — все это в соответствии с заранее разработанным планом»

Слайд 58
«Исследовательская программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее

эмпиричес­кий рост, то есть когда она с некоторым успехом может предсказы­вать новые факты (“прогрессивный сдвиг проблемы”); программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от ее эмпириче­ского роста, то есть когда она дает только запоздалые объяснения… Если исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, нежели конкурирующая, то она “вытесняет” ее и эта конкурирующая программа может быть устранена...» (Лакатос И. История науки и ее реконструкция // Структура и развитие науки. — М., 1978.)


Слайд 59Пол Фейерабенд (1924 —1994)
Эпистемологический анархизм: «…принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать

теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высокой степени подтвержденными и общепризнанными. (…) Нет необходимости говорить о психологических преимуществах, вытекающих из ис­пользования альтернатив. Действительно, если мышление ограничено рамками одной-единственной теории, оно может не заметить ее наиболее уязвимых слабостей» (Фейерабенд П., Структура и развитие науки. — С.149—421).

Слайд 604. Иррационализм
(от лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — концепции и учения, ограничивающие или отрицающие

роль разума в постижении мира. Предполагается, что некоторые аспекты мира постигаются только внерациональными способностями – интуицией, чувством, инстинктом и т. п. В 19 в. сформировалась мощная традиция иррационализма на основе романтизма.

Слайд 61Романти́зм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре

18 -19 вв., критика Просвещения и манифестация идей самоценности духовной и творческой жизни, прежде всего – яростных (в т.ч. бунтарских) страстей и характеров, одухотворённых стихий и непостижимой разумом природы, интерес к фольклору и мифологии.

Слайд 63Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749 - 1832)
Романтический образ человека: «Величайшей заслугой человека

остается, конечно, то, что он как можно больше определяет обстоятельства и как можно меньше дает им определять себя»
«Величие человека заключается в том, что он – единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность»
«Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых»

Слайд 64Гёте: Романтический образ природы
«Природа - это единственная книга с великим содержанием

на каждом листе»
«Природа – творец творцов»
«Мир духов рядом, дверь не на запоре, Но сам ты слеп, и все в тебе мертво. Умойся в утренней заре, как в море, Очнись, вот этот мир, войди в него.» (Фауст)

Слайд 65Гёте: Романтический образ искусства, философии и науки
«Научиться можно только тому, что

любишь»
«Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу»
«Искусство – посредник того, чего нельзя высказать »
«Нет ничего ужаснее силы воображения без вкуса»

Слайд 66Артур Шопенгауэр (1788 – 1860)
«Мир как воля и представление»:
«"Мир есть мое представление":

вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может возводить ее до рефлективно-абстрактного сознания; и если он действительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на вещи. (…)

Слайд 67Воля стоит за всеми силами мира. Воля - главная сила мира.

Воля есть то, что дает всему, что есть в мире силу и диктует свои законы, которые мир не может нарушить. Воля как воля к мощи (жизни), как воля к власти (в борьбе за выживание),- правит миром, воля, но никак не разум. (…) Воля не принимает руководства разума, наоборот, воля движется по своим собственным законам и сама руководит разумом. Миром правит слепая воля" » (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление)

Слайд 68Шопенгауэр: этика пессимизма
«мир, который был бы хуже нашего, совсем невозможен, потому

что он не мог бы и существовать, и значит, наш мир — худший из возможных миров. (…) Оптимизм, это — в сущности незаконное самовосхваление истинного родоначальника мира, т.е. воли к жизни, которая самодовольно любуется на себя в своем творении; и вот почему оптимизм — не только ложное, но и пагубное учение. …гораздо правильнее было бы видеть цель нашей жизни в труде, лишениях, нужде и скорбях, венчаемых смертью…» (А.Шопенгауэр. О ничтожестве и горестях жизни)

Слайд 69«гениальность — это способность пребывать, в чистом созерцании, теряться в нем

и освобождать познание, сначала существующее только для служения воле, — освобождать его от этой службы, то есть совершенно упускать из виду свои интересы, свои желания и цели, на время вполне совлекать с себя свою личность, для того чтобы остаться только чистым познающим субъектом, светлым оком мира...» (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: в 4-х кн. Кн. 3. — М.,1971. — С. 691—692).

Слайд 70Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855)
Стадии человеческого существования: («Или - или», «Заключительное ненаучное

послесловие»):

Слайд 71Кьеркегор
«Жизнь может быть понята только назад,
но она должна быть прожита

вперед»
«Стремиться вперед — значит потерять покой, оставаться на месте — значит потерять себя»
«... свобода - это волшебная лампа; когда человек трет ее с этической страстью, то для него возникает Бог»
«Вера абсурдна. Ее объект совершенно невероятен, иррационален и находится вне досягаемости любых аргументов… …объект веры — это абсурдное. Это единственное, во что можно верить».

Слайд 72Макс Штирнер (1806 – 1856)
Индивидуализм и анархизм: «Я - ничто, но не

в смысле пустоты, а в смысле творческого ничто; Я - ничто, из которого я сам почерпаю все, как творец-создатель. Божественное есть дело Бога, а человеческое — дело «человека». Мое же дело не есть ни божественное, ни человеческое дело; оно не есть ни истина, ни благо, ни право, ни свобода; оно есть лишь мое дело, и это дело не есть общее дело; оно есть дело единственное, как и я сам — Единственный. Мое «Я» для меня всего дороже!
Все правды, подчиненные мне, я признаю, а таких истин, которые росли бы выше меня и с которыми я был должен бы сообразоваться, я не знаю» (Штирнер, Единственный и его собственность).

Слайд 73Фридрих Ницше (1844 – 1900)
«По ту сторону добра и зла»:
«нет никаких

моральных феноменов,
есть только моральное истолкование феноменов».
«Бог мертв: но такова природа людей, что еще тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. — И мы — мы должны победить еще и его тень!»

Слайд 74Вечное возвращение: «... Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и

жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз; и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль и каждый вздох и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет наново вернуться к тебе... Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова - и ты вместе с ними, песчинка из песка!» («Веселая наука», аф. 341))


Слайд 75Ницше: сверхчеловек
«Человек есть нечто, что должно превзойти. (…) Все существа до

сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны…? Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверх человека…
Сверх-человек — смысл земли. … …человек -- это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он -- это море... Человек — это канат, натянутый между животным и сверх­человеком — канат над пропастью. ...»
(Ницше Ф. Так говорил Заратустра)


Слайд 76Ницше: воля к власти
«Что хорошо? — Все то, что повышает в

человеке чувство власти, волю к власти, самую власть.
Что дурно? — Все, что происходит из слабости.
Что есть счастье? — Чувство растущей власти, чувство пре­одолеваемого противодействия...
Слабые и неудачные должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом...
Сама жизнь ценится мною как инстинкт роста, устойчивости, накопления сил, власти; где недостает власти — там упадок. Я утверждаю, что всем высшим ценностям человечества недостает этой воли, что под самыми святы­ми именами господствуют ценности упадка, нигилистические ценности.» (Ницше Ф. Сочинения: в 2-х тт. Т. 2. — М., 1990. )

Слайд 77Вильгельм Дильтей (1833 – 1911)
«Введение в науки о духе»: идея противопоставления естественных

и гуманитарных наук. «Исключительно во внутреннем опыте, в фактах сознания я нашел прочную опору для своей мысли... Всякая наука начинается с опыта, а всякий опыт изначально связан с состоянием нашего сознания, внутри которого он обретает место, и обусловлен целостностью нашей природы. (…) Именно здесь, как мне стало ясно, находит свое необходимое для исторической школы обоснование самостоятельность наук о духе. Ибо с этой точки зрения наш образ природы в целом оказывается простой тенью, которую отбрасывает скрытая от нас действительность… И все же в более широком охвате науки о духе включают в себя факты природы и имеют познание природы своей основой» (см. Также раздел Современная философия)

Слайд 78Освальд Шпенглер (1880 – 1936)
Идея «Заката Европы» - западная культура умирает
«Я называю

эту привычную для западного европейца схему, согласно которой все высокие культуры совершают свои пути вокруг нас, как предполагаемого центра всего мирового процесса, птоломеевой системой истории и противополагаю ей в качестве Коперникова открытия… новую систему, согласно которой не только античность и Западная Европа, но также Индия, Вавилон, Китай, Египет, Арабская культура и культура Майя рассматриваются как меняющиеся проявления и выражения единой, находящейся в центре всего жизни, и ни одно из них не занимает преимущественного положения: все это отдельные миры становления, все они имеют одинаковое значение в общей картине истории, притом нередко превышая эллинство величием духовной концепции и мощью подъема».

Слайд 79Шпенглер: Культура как организм и субъект истории
«Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной

истории, держаться за которую можно только закрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал - человечество - свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть. (…)
Культуры эти, живые существа высшего порядка, вырастают со своей возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле. (…) Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм»

Слайд 80Анри Бергсон (1859 – 1941)
"... жизнь сознания предстает нам в двух

аспектах в зависимости от того, воспринимаем ли мы ее непосредственно или преломленной в пространстве. Рассматриваемые сами по себе, глубинные состояния сознания не имеют ничего общего с количеством; они являются чистым качеством. Они настолько сливаются между собой, что нельзя сказать, составляют ли они одно или многие состояния. Их нельзя даже исследовать с этой точки зрения, тотчас не искажая их. Длительность, порождаемая ими, есть длительность, моменты которой не образуют числовой множественности".

Слайд 81Бергсон: интутитизм
«если наше действие показалось нам свободным, то это значит, что

отношение этого действия к состоянию, которое его вызывает, не могло быть выражено законом… …само понятие необходимой детерминации теряет здесь всякий смысл...».
«Существует по меньшей мере одна реальность, которую мы схватываем изнутри, путем интуиции, а не простым анализом... Это наше Я, которое длится»
«... Наша мысль в своей чисто логической форме неспособна представить себе действительную природу жизни, глубокий смысл эволюционного движения»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика