Наука и особенности научного мышления презентация

Содержание

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ НАУКА: в широком смысле; в узком смысле.  ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ: объективность, рациональность; использование особого научного языка; системность; специальные способы (методы) получения знаний; проверяемость

Слайд 1Кодификатор по обществознанию
Раздел 1. Человек и общество. Тема 1.11

НАУКА,
ОСОБЕННОСТИ
НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

Слайд 2ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ НАУКА:
в широком смысле;
в узком смысле. 
ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
ПРИЗНАКИ

(ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ:
объективность, рациональность;
использование особого научного языка;
системность;
специальные способы (методы) получения знаний;
проверяемость (верифицируемость) результатов.
ФУНКЦИИ НАУКИ:
познавательная;
мировоззренческая;
прогностическая;
социальная;
производственная.
ТИПОЛОГИЯ НАУК:
точные, естественные, социальные, гуманитарные;
фундаментальные, прикладные. 
НАУКА И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС.
ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.

Слайд 3НАУКА
определенная система знаний о природе, об обществе,
о человеке
особый вид духовного производства,

целями которого являются получение истинных знаний, их накопление
и совершенствование

совокупность 
социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
«НАУКА» В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) УЧЕНЫХ В ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ
И ПРИКЛАДНЫХ НАУКАХ

АКАДЕМИЯ НАУК, АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НИИ, ВУЗы

НАУКА – ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (наряду с религией, моралью, искусством и др.)


Слайд 4Цель научного познания:
постижение истины;
открытие объективных законов действительности.
Главный двигатель науки –
общественные

потребности.

Слайд 5ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ


Слайд 6ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ
Какие специфические признаки науки вы можете назвать?
объективность, рациональность;
использование особого

научного языка;
системность;
специальные способы (методы) получения знаний;
проверяемость (верифицируемость) результатов.

Слайд 9МЕТОД - это практический или теоретический способ достижения научной цели.


Слайд 10Приведите примеры проявлений каждой
функции науки.


Слайд 11ТИПОЛОГИЯ НАУКИ
(первый вариант)
О НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
МАТЕМАТИКА
ОБ ОБЩЕСТВЕ
ФИЗИКА
ХИМИЯ
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ЭКОЛОГИЯ и пр.
О ЧИСЛАХ

И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ

О ЧЕЛОВЕКЕ

ФИЛОСОФИЯ
ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИКА
ПОЛИТОЛОГИЯ
СОЦИОЛОГИЯ и пр.

ПСИХОЛОГИЯ
ФИЛОЛОГИЯ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ и пр.


Слайд 12КАК ПРАВИЛО, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ ОПЕРЕЖАЮТ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ПРИКЛАДНЫЕ
ПРИКЛАДНАЯ
(ЦЕЛЬ – РЕШЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ, НАПРИМЕР ХОЗЯЙСТВЕННЫХ, ЗАДАЧ)

ТИПОЛОГИЯ НАУКИ
(второй вариант)

НАУКА

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ
(ЦЕЛЬ – ПОЛУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ)




Слайд 13ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ
(переход
от присваивающего хозяйства
к производящему)
VI –

IV
тысячелетие
до н.э.

Присваивающее хозяйство – собиратели и охотники

Производящее хозяйство – земледельцы и скотоводы


Слайд 14ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ
(переход
от присваивающего хозяйства
к производящему)
ПРОМЫШЛЕННАЯ
(переход
от

ручного труда
к машинному)

VI – IV
тысячелетие
до н.э.

XVIII – XIX вв.

Ручной труд –
мануфактура

Машинный труд –
фабрика


Слайд 15ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ
(переход
от присваивающего хозяйства
к производящему)
ПРОМЫШЛЕННАЯ
(переход
от

ручного труда
к машинному)

НТР
(превращение науки в производитель-ную силу общества)

VI – IV
тысячелетие
до н.э.

XVIII – XIX вв.

середина
XX в.

Леонардо да Винчи
(1452-1519).
Автопортрет.

Проекты
Леонардо да Винчи.

Почему гениальные проекты
Леонардо
остались
только
на бумаге?

Советские агитационные плакаты


Советские агитационные плакаты


Слайд 16ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ
(переход
от присваивающего хозяйства
к производящему)
ПРОМЫШЛЕННАЯ
(переход
от

ручного труда
к машинному)

НТР
(превращение науки в производитель-ную силу общества)

VI – IV
тысячелетие
до н.э.

XVIII – XIX вв.

середина
XX в.

конец XX в.

ИНФОРМАЦИ-ОННАЯ
(обмен информацией
с помощью компьютерных сетей)


Слайд 17ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ
неоднозначность общественного прогресса (современная наука и техника

способны уничтожить человечество);
ответственность ученых за методы научной деятельности;
ответственность ученых за последствия сделанных ими открытий.

Бертран Рассел 
(1872-1970),
британский философ, 
общественный деятель и математик.

Альберт Эйнштейн 
(1879-1955),
физик-теоретик, общественный деятель-гуманист.

В связи с тем, что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов.
Из Манифеста Рассела — Эйнштейна. 1955 год.

Андрей Дмитриевич Сахаров 
(1921-1989) 
советский физик, один из создателей первой советской водородной бомбы (1953 год).
Впоследствии - общественный деятель, диссидент и правозащитник. 


Слайд 18ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ
неоднозначность общественного прогресса (современная наука и техника

способны уничтожить человечество);
ответственность ученых за методы научной деятельности;
ответственность ученых за последствия сделанных ими открытий.

Заседание Нюрнбергского процесса.
Слушание дел о медицинских экспериментах
в концлагерях.
Фото Bettmann archives с сайта cursorinfo.co.il.

Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет делать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке отвечают этическим нормам медицинской профессии в целом лишь в том случае, если их проведение ограничено соответствующими, четко определенными рамками. 
Из Нюрнбергского кодекса. 1947 год.

Новые научные открытия и достижения еще не являются однозначными свидетельствами общественного прогресса и гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо. Каждый ученый должен понимать свою ответственность перед человечеством.


Слайд 19СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ НАУКИ
Ускорение роста научного знания, что связано с переработкой

огромного количества информации (ее объем удваивается каждые пять-десять лет).
Дифференциация и интеграция научного знания
Математизация и  компьютеризация научных  знаний,  что является  основой новых информационных технологий и совершенствованием форм взаимообмена в научном сообществе.
Возрастание роли методологии в структуре научного знания, что связано с необходимостью создания метатеории, методологии и логики науки.  
Возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества, т.е. и «дочери производства» наука превращается  в  «мать  производства».

На карикатуре представлена специфическая
тенденция развития науки в современной России. Попробуйте её сформулировать сами.


Слайд 20субъект и объект познания совпадают;
общественные науки всегда задевают непосредственно интересы людей;
социальное

познание всегда нагружено оценкой (естествознание – «истина разума», обществознание – «истина сердца»);
открытые законы носят вероятный характер, прогностическая функция ограничена.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК:


Слайд 21ПАРАДОКС ПОЗНАНИЯ
ЧЕМ БОЛЬШЕ
Я ЗНАЮ, ТЕМ БОЛЬШЕ ГРАНИЦА НЕЗНАНИЯ
То, что мы

знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем – бесконечно.
П.Лаплас (французский математик, механик, физик и астроном XVIII-XIX вв.).

Слайд 22УЧЕНЫЕ ШУТЯТ
Наука есть лучший способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет

государства.
Л.А.Арцимович, советский физик, академик.

Вице-президент Академии наук В.А.Стеклов, математик:
Науки делятся на естественные и противоестественные.
Академик С.Ф.Платонов, историк:
Нет, милостивый государь, на общественные и антиобщественные.
Полемика 20-х гг. ХХ в.
на заседании Академии наук.

Оптимист думает, что стакан наполовину полон. Пессимист думает, что стакан наполовину пуст. Программист думает, что стакан вдвое больше, чем нужно. 
Автор неизвестен.

Пример научного юмора: шуточный парадокс
кошки с маслом

Только неграмотный человек на вопрос
«Как найти площадь Ленина?» отвечает: «Длину Ленина умножить на ширину Ленина».
А грамотный знает, что надо взять интеграл по поверхности. 


Слайд 23ТЕРМИНОЛОГИЯ:
НАУКА  - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о

действительности. 
МЕТОД - это практический или теоретический способ достижения научной цели.
ИНДУКЦИЯ – рассуждение от частного (единичного) к общему.
ДЕДУКЦИЯ – рассуждение от общего к частному (единичному).
АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение какой-либо важной стороны предмета, временное отвлечение от других, мешающих сосредоточению на главном, сторон.
ЭТИКА -  философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность.
НАУЧНАЯ ЭТИКА — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.

Слайд 24http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень.
http://ru.wikipedia.org
http://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-770560/#image8974710

- ученые шутят.
http://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-725910/ - ученые шутят.
http://fmo.kemsu.ru/articles.php?article_id=40 – ученые шутят.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:

САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:

http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет).
http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ.
http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам.
http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.

http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/nauka?seconds=0&chapter_id=351 - ИнтернетУрок «Наука».


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика