Слайд 1"Наука должна начинаться с фактов и заканчиваться ими, вне зависимости от
того, какие теоретические структуры строятся между началом и концом"
Альберт Эйнштейн
Слайд 2http://www.usue.ru/files/metodposobie_nirs.pdf - Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов
http://socioline.ru/_seminar/library/metod/ni_full.php
-Лудченко А.А.,
Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований Учебное пособие
http://dis.finansy.ru/publ/002.htm
Основы научных исследований
Сабитов Р.А., учебное пособие, 2002 г.
Слайд 3НАУКА, ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Слайд 4ПЛАН ЛЕКЦИИ
ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ НАУКИ
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 6Наука - одна из форм общественного сознания, дающая объективную картину мира,
система знаний о законах развития природы и общества.
Слайд 7Часто науку определяют как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых
знаний. Однако, любое производство возникает тогда, когда в нем имеется потребность.
Слайд 8В настоящее время развитие производства невозможно без научного подхода. Повышается роль
инженерного труда. Настало время, когда эффективность производства определяется не количеством затраченного труда, а общим уровнем научного решения конкретных производственных задач, внедрением достижений науки в практику.
Слайд 9Ускорение темпов НТП выражается в том, что заметно учащаются такие события,
как уточнение и обновление взглядов, тенденций, концепций, методов исследования, принятых в той или иной конкретной научной дисциплине.
Слайд 10Наблюдается явное сокращение лага — временной дистанции между научным открытием и
его практической реализацией. Открытие фотографии прошло этот путь более чем за сто лет, телефон — примерно за шестьдесят лет, радиолокатор - за пятнадцать, ядерный реактор — за десять, и т. д.
Слайд 11Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те
знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.
Слайд 12Правильность научного знания определяется не только логикой, но прежде всего обязательной
проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки.
Слайд 13Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном
мире, постижение объективной истины.
Слайд 15 Признаками научных знаний является:
всеобщность, т.е. принадлежность всему человечеству;
проверенность научных фактов,
т.е. возможность проверки каждого факта и следствия из известных законов или теорий;
воспроизводимость явлений, т.е. возможность повторения открытого явления другим ученым;
устойчивость системы знаний, т.е. такая глубина проработки гипотезы, которая предотвращает быстрое старение знаний.
Слайд 17Научная деятельность, направленная на получение, освоение, переработку и систематизацию научных знаний
характеризуется:
- новизной и оригинальностью, т.е. нечто уже объективно известное не может являться научным результатом;
- уникальностью и неповторимостью, т.е. каждый результат – единственный в своем роде и не нуждается в повторении, кроме случая проверки своей правильности;
- вероятностным характером и риском, т.е. невозможностью точно предугадать, будет ли получен предполагаемый результат;
- доказательностью, т.е. убедительностью результатов научной работы и их воспроизводимостью.
Слайд 18В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и
государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и
прикладных научных исследований.
Слайд 19Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная
или теоретическая деятельность, направленная на получение
новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
Слайд 20Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых
знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.
Слайд 21Существует три группы основных возможностей повысить эффективность науки и научно-технического прогресса.
Возможности
одной группы находятся в сфере непосредственной творческой деятельности исследователей и состоят в повышении методологического уровня научной работы, в выдвижении новых, более глубоких идей, в освоении перспективных методов исследований.
Возможности второй — в сфере управления научным процессом и состоят в создании наиболее благоприятных условий для плодотворного труда всех категорий работников науки и по всему спектру современного научного процесса.
Возможности третьей заключаются в совершенствовании социального, прежде всего экономического, механизма, способствующего быстрейшему освоению научных результатов производством и общественной практики в целом.
Слайд 23«Изучать» – значит:
не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать
отношение изучаемого к тому, что известно;
измерять все, что подлежит измерению;
определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;
находить закон;
составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;
проверять гипотезы опытом;
составлять теорию изучаемого».
Д.И. Менделеев
Слайд 24Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение
с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями.
Слайд 26Основой разработки каждого научного исследования является методология.
Слайд 27Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на увязке теории
с практикой.
Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи.
Слайд 29Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных
факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью таких методов познания как наблюдение и эксперимент.
Слайд 30Наблюдение — это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства
в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.
Слайд 31Наблюдение – в принципе, наиболее информативный метод исследования. Это единственный метод,
который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов.
Слайд 32
Научное наблюдение складывается из следующих процедур:
Слайд 33Как метод познания действительности наблюдение применяется либо там, где невозможен или
очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функционирование или поведение объекта (в маркетинге, социальной психологии и т.п.).
Слайд 34Эксперимент — это особый прием (метод) познания, представляющий системное и многократно
воспроизводимое наблюдение объекта в процессе преднамеренных и контролируемых пробных воздействий субъекта на объект исследования. С помощью этого метода можно выявить влияние одного фактора на другой.
Слайд 35Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой
экспериментальной группы (или групп) и помещения её в необычную (экспериментальную) ситуацию (под воздействие определённого фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик.
Слайд 37Различают эксперименты естественные и искусственные.
Слайд 38Экспериментальные исследования бывают лабораторные и производственные.
Лабораторные опыты проводят с применением типовых
приборов, специальных моделирующих установок, стендов, оборудования и т. д. Эти исследования позволяют наиболее полно и доброкачественно, с требуемой повторяемостью изучить влияние одних характеристик при варьировании других. Лабораторные опыты в случае достаточно полного научного обоснования эксперимента (математическое планирование) позволяют получить хорошую научную информацию с минимальными затратами.
Слайд 39Производственные экспериментальные исследования имеют целью изучить процесс в реальных условиях с
учетом воздействия различных случайных факторов производственной среды.
Одной из разновидностей производственных экспериментов является собирание материалов в организациях, которые накапливают по стандартным формам те или иные данные. Ценность этих материалов заключается в том, что они систематизированы за многие годы по единой методике.
Слайд 40Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:
Слайд 41Изучение и обобщение передового опыта является одним из основных источников развития
науки, поскольку
Слайд 42Критерии передового опыта:
1) Новизна. Может проявляться в разной степени: от внесения
новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений.
2) Высокая результативность. Передовой опыт должен
давать результаты выше средних по отрасли, группе аналогичных объектов и т.п.
3) Соответствие современным достижениям науки. Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.
4) Стабильность – сохранение эффективности опыта при
изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного времени.
5) Тиражируемость – возможность использования опыта другими людьми и организациями. Передовой опыт могут сделать своим достоянием другие люди и организации. Он не может быть связан только с личностными особенностями его автора.
6) Оптимальность опыта – достижение высоких результатов при относительно экономной затрате ресурсов, а также не в ущерб решению других задач.
Слайд 43Изучение документов как метод исследования
Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших
событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно. Изучая документы, в которых те или иные явления жизни, события прослеживаются в течение многих лет, можно выявить тенденции и направленность их изменения.
Слайд 44Анализ документов может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с
другими методами. Часто он применяется на подготовительном этапе исследования.
Анализ документов позволяет прийти к важным содержательным выводам по поводу социальных явлений и процессов, отраженных в документах, а также об изменении отношения в обществе к этим явлениям и процессам. Такой анализ может успешно применяться и для изучения отношения населения к событиям, которые далеко отстоят от времени проведения исследования.
Метод применяется в социологии, менеджменте, маркетинге и пр.
Слайд 46Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих
установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристики на основе разработанных в науке принципов и методов познания.
Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.
Слайд 48В решении задач научного исследования важная роль принадлежит логическому методу познания.
Данный метод позволяет:
Слайд 49К логическим методам познания относятся:
Слайд 50Анализ(analisis (греч.) - разложение) – это
логические методы познания
Слайд 51При анализе явлений и процессов возникает потребность рассмотреть большое количество фактов
(признаков). Здесь важно уметь выделить главное. В этом случае может быть применен способ ранжирования, с помощью которого исключают все второстепенное, не влияющее существенно на рассматриваемое явление.
Слайд 53Синтез(sintesis (греч) - соединение) – соединение различных элементов, сторон предмета в
единое целое (систему). Синтез – не простое суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникнет системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных фактов. Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан.
логические методы познания
Слайд 54На основе синтеза в исследовании решаются следующие важные теоретические вопросы:
Изучаемый предмет
представляется как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных сторон и связей.
Выясняется, существует ли единая природа, общие существенные элементы у явлений, которые изучаются как различные, но у которых замечено нечто общее.
Устанавливается, существует ли связь между законами и зависимостями, относящимися к одному объекту.
Слайд 55Индукция (от лат. inductio - наведение)– это движение мысли (познания) от
фактов, отдельных случаев к общему положению.
Индукция приводит к всеобщим понятиям и законам, которые могут быть положены в основу дедукции. Индуктивный прием используется в тех случаях, когда на основе частного факта можно сделать вывод, установить взаимосвязь между отдельными явлениями и каким- либо законом.
логические методы познания
Слайд 56Основой индукции является опыт, эксперимент, наблюдение, в ходе которых накапливаются отдельные
факты. Изучение и анализ этих фактов приводит к установлению сходных, повторяющихся признаков. Выявление сходства позволяет построить индуктивное умозаключение, получив суждение общего характера.
Слайд 57Дедукция(от лат. deductio - выведение) – это выведение единичного, частного из
какого-либо общего положения;
движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.
логические методы познания
Слайд 58Дедуктивное умозаключение строится по следующей схеме:
Слайд 59Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве
или различии объектов. С помощью сравнения выявляется сходство и различие сравниваемых предметов, т. е. наличие у них общих и необщих (различных) свойств.
логические методы познания
Слайд 61 Индукция, сравнение, анализ и синтез подготавливают почву для выработки классификаций
- объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Примеры классификаций - таблица Менделеева, классификации животных, растений и т.д.
Слайд 62Аналогия – это
логические методы познания
Слайд 63Рассуждение по аналогии имеет следующую общую схему:
Слайд 64Аналогия не дает достоверного знания. Для повышения вероятности выводов по аналогии
необходимо стремиться к тому, чтобы:
Слайд 65Абстрагирование — способность отвлечься от всей совокупности факторов и сосредоточить внимание
на каком-либо одном вопросе.
Процесс абстрагирования возможен, потому что свойства, признаки, стороны предмета и явления, находясь в связи с целым, имеют относительную независимость от целого.
В процессе абстрагирования исследователь как бы очищает предмет изучения от побочных признаков, свойств, связей и отношений, знание которых не только не способствует ходу исследования, а часто и затрудняет последнее.
логические методы познания
Слайд 66Обобщение - это мысленное выделение, фиксирование каких-нибудь общих существенных свойств, принадлежащих
только данному классу предметов или отношений.
логические методы познания
Слайд 67логические методы познания
Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию, то есть нахождение
целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного.
Слайд 69
В.И.ВЕРНАДСКИЙ
Научная работа каждого натуралиста слагается:
из точного констатирования фактов,
2) из
их объяснения — научных идей,
3) из оценки фактов и идей — методики научной работы в широком смысле этого слова
Слайд 70Процесс исследования включает в себя шесть этапов:
Слайд 71 Постановка проблемы. Этот этап заключается не только в поиске проблемы,
которую необходимо исследовать, но и в точной, четкой формулировке задачи научного исследования. Чрезвычайно важно правильно сформулировать задачу исследования, так как от этого в значительной мере зависит его успешный исход.
В постановку проблемы включается весьма важная работа по сбору и обработке исходной информации — данных о технических и теоретических методах и средствах решения аналогичных задач (если такие имеются), о результатах других исследований в смежных областях. Сбор информации проводится не только в начале, но и в процессе всего исследования.
Слайд 722. Выдвижение и обоснование первоначальной гипотезы. В подавляющем большинстве случаев выработка
рабочей гипотезы осуществляется на основе четко сформулированной задачи исследования и критического анализа собранной исходной информации. При этом рабочая гипотеза может иметь несколько вариантов, из которых следует выбрать наиболее целесообразный, не оставляя в то же время без внимания остальные варианты. Для уточнения рабочей гипотезы иногда приходится проводить предварительные эксперименты, которые позволили бы более глубоко изучить исследуемый объект.
Слайд 733.Проведение теоретических и эмпирических исследований
Цель теоретического исследования — как можно полнее
обобщить наблюдаемые явления, связи между ними, получить, возможно, больше следствий из принятой рабочей гипотезы. Иными словами, теоретическое исследование аналитически развивает принятую гипотезу и должно привести к разработке теории исследуемой проблемы, т.е. к научно обобщенной системе знаний в пределах данной проблемы. Эта теория должна обладать способностью объяснять и предсказывать факты и явления, относящиеся к исследуемой проблеме. И здесь решающим фактором выступает критерий практики.
Слайд 74Проведение теоретических и эмпирических исследований
Эксперимент, или научно-поставленный опыт, технически наиболее сложный
и трудоёмкий этап научного исследования. Цель эксперимента различна. Она зависит от характера научного исследования и последовательности его проведения. При «нормальном» развитии исследования эксперимент проводится после теоретического исследования. В этом случае эксперимент подтверждает, а иногда и опровергает результаты теоретических исследований. Однако часто порядок исследования бывает иным: эксперимент предшествует теоретическому исследованию. Это характерно для поисковых экспериментов, для случаев отсутствия достаточной теоретической базы исследования. При таком порядке проведения теория объясняет и обобщает результаты эксперимента.
Слайд 75Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие
ответы на решаемые в исследовании задачи.
Слайд 764. Анализ и сопоставление результатов.
Слайд 775. Работа над рукописью и её оформление
Работа над рукописью включает:
Слайд 786. Внедрение и эффективность научных исследований.
Шестой этап состоит из внедрения результатов
исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность организаций, предприятий
Слайд 79Академик И.П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследователя относил:
Слайд 80Контрольные вопросы к теме
Какие подходы к определению понятий «наука», «научное знание»
вам известны? В чем отличия различных подходов?
Каковы отличительные признаки науки? Приведите примеры.
Цель и задачи науки.
Расскажите о характерных особенностях современной науки.