Слайд 2План:
1.Научные революции как перестройка оснований науки.
2.Типология научных революций.
3. Концепция научных парадигм
и революций Т.Куна. Кун Т. «Структура научных революций».
Слайд 3Литература:
Порус В. Н. Кун, Томас Сэмюэл // Новая философская энциклопедия — М.: Мысль, 2010.
Кун, Томас. Структура научных
революций. М.: «АСТ», 2003. — 605 с.
О Куне и его наследии ежегоднике «Философия науки»: Философия науки. Выпуск 10. М., 2004. — 249 с.
Степин В.С. История и философия
науки. - М.: 2011. — 423 с.
Слайд 4
«Науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по
направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии «сменами парадигм»
Томас Кун
Слайд 5
1.Научные революции как перестройка оснований науки.
Слайд 6ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ
1) история науки как прогрессивный поступательный процесс (кумулятивная
модель);
2) история науки как процесс развития научного знания через научные революции;
3) история науки как совокупность различных познавательных программ «кейс стадис».
Слайд 7Научная революция
радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное
с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания
Слайд 8
Революции в естествознании связаны с изменениями способов познания.
Научная революция — это
закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, отражающему более глубинные связи и отношения природы.
В ходе научной революции происходит выделение качественно нового типа объектов, резко изменяется система методологических установок познания, идеалов познания, критериев оценки результатов познания, критикуются старые и утверждаются новые ценности познания.
Научная революция имеет свою структуру, основные этапы развития.
Слайд 9Первый этап научной революции
формирование непосредственных предпосылок (эмпирических, теоретических, ценностных)
нового способа познания в недрах старого. Оно осуществляется в русле образования и попыток разрешения некоторой проблемной ситуации в науке. Такая проблемная ситуация развивается от осознания потребности в новом способе познания до формирования идеи о содержании его основания.
Слайд 10Второй этап научной революции
нацелен на непосредственное развитие оснований нового способа
познания. Он начинается с выдвижения идеи (т.е. с того, чем заканчивается первый этап), продолжается ее развитием вплоть до формулирования принципов фундаментальной теории и завершается выработкой методологических установок познания.
Слайд 11Третий этап научной революции
утверждение качественно нового способа познания. При
этом старый, исходный способ познания превращается в подчиненный момент нового способа познания. В реальной практике научного познания на данном этапе осуществляются проверка, применение, подтверждение новой фундаментальной теории, уточнение ее соответствия предшествующему теоретическому знанию и данным нового эмпирического базиса, а также новым методологическим установкам познания.
Слайд 13
Первая модель исходит из установки, что новое знание всегда совершеннее прежнего,
поэтому историческое развитие науки это подготовка ее современного состояния. Теоретической основой данной модели стала философия позитивизма (конец XIX - начало ХХ в).
Слайд 14
Вторая модель появилась в середине ХХ в. в связи с кризисом
позитивизма. Она исходит из идеи прерывности развития научного знания. Время от времени в науке происходят революции, принципиально меняющие парадигму и направление научного знания.
Слайд 15
Третья модель понимает любое событие в науке как неповторимое в других
исторических условиях. Она допускает одновременное существование различных теорий, по-разному объясняющих одни и те же научные факты.
Помимо указанных моделей история науки может изучаться через теории отдельных ученых или научных школ, исследующих определенную область научного знания.
Слайд 16Научная революция
Научная революция — это смена научным сообществом психологических парадигм.
Наиболее очевидные примеры
научных революций представляют собой те знаменитые эпизоды в развитии науки, за которыми уже давно закрепилось название революций. Поэтому […] мы не раз встретимся с великими поворотными пунктами в развитии науки, связанными с именами Коперника, Ньютона, Лавуазье и Эйнштейна.
Т.Кун
Слайд 17
В истории всего естествознания можно выделить четыре таких периода, то есть
4 «глобальных революции».
Слайд 18Первая глобальная революция
Первой глобальной революцией была революция XVII в., которая ознаменовала
собой становление классического естествознания. Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой - осуществлялась их конкретизация с учетом знаний механики данной эпохи.
Слайд 19Вторая глобальная революция
Радикальные перемены в относительно устойчивой системе основ естествознания, установленные
первой революцией, произошли в конце XVIII - первой половине XIX в. Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания – дисциплинарно-организованной науке. В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, присущие данной области. Таким образом происходит раскол общенаучного познания на предметные группы.
Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления. Но одновременно происходит изменение дисциплинарных идеалов и норм исследования. Что же касается общих познавательных установок классической науки, то они еще сохраняются в данный исторический период.
Слайд 20Третья глобальная революция
Третья глобальная научная революция была же связана с преобразованием
этого стиля и становлением нового, НЕклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома), в космологии, в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.
Слайд 21Четвертая глобальная революция.
В современную эпоху мы являемся свидетелями новых радикальных
изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.
В.С. Стёпин писал: «Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные \...\ формы исследовательской деятельности \...\ Усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках».
Стёпин Вячесла́в Семёнович (19 августа 1934, Минск) российский и белорусский философ
Слайд 22Классическая наука.
Классическая физика начинается Исааком Ньютоном, заложившим основы той совокупности
законов природы, которая дает возможность понять закономерности большого круга явлений. И. Ньютон построил первую физическую картину мира (механическую картину природы) как завершенную систему механики. Возведенная Ньютоном и его последователями грандиозная система классической физики (конец XVII в. – конец XIX в.) просуществовала почти два века и только в конце XIX в. начала рушиться под напором новых фактов, не укладывающихся в ее рамки.
Слайд 23Неклассическая наука.
Новые открытия, результаты исследований не вписывались в рамки созданные
классической наукой, что привело к революции. Но какие именно открытия так повлияли на науку XVIII-XIX веков? Например, открытие рентгеновского излучения и радиоактивности. Они продемонстрировали наличие гораздо более сложной структуры атомов, о которой ранее даже и не предполагали. Работа Макса Планка по проблеме теплового излучения доказала бесконечность энергии, что было необъяснимо с точки зрения классической термодинамики. Но самым большим потрясением стала теория относительности Эйнштейна, обнародованная в 1905 г.
Слайд 24Постнеклассическая наука.
Для постнеклассической науки в целом характерна ситуация единения физики,
химии, биологии. Такое единение просматривается на всех уровнях - предметном, методологическом, терминологическом и понятийном. При этом живое и неживое в природе утратили свою “несовместимость”.
Слайд 25
3. Концепция научных парадигм и революций Т.Куна.
«Структура научных революций».
Слайд 26Томас Сэмюэл Кун
научное знание развивается скачкообразно,
посредством научных революций.
Любой критерий
имеет смысл только в рамках определённой парадигмы,
исторически сложившейся системы воззрений.
Слайд 27
Томас Сэмюэл Кун родился в Соединенных Штатах Америки в 1922 г.
Закончил Гарвардский университет, защитив диссертацию по физике. Всю жизнь работал в Гарварде и преподавал в Массачусетсском технологическом институте. В последние годы работал над проблемами истории квантовой механики, умер в 1996 г.
"Структура научных революций" (1962);
"Существенное напряжение. Избранные исследования научной традиции и изменения" (1977)
Слайд 28
"Структура научных революций" (1962)
Вначале работа «Структура научных революций» была опубликована в
виде статьи для «Международной энциклопедии унифицированной науки» («International Encyclopedia for Unifed Science»), издаваемой Венским кружком логических позитивистов, или неопозитивистов.
Слайд 29Терминология Т.Куна
Т.Кун ввёл термин «нормальная наука» для определения рутинной ежедневной работы
учёных,
повлиял на использование термина «научные революции» как периодических событий в науке.
Слайд 30парадигма
Кун придал более широкое значение слову «парадигма»
Согласно Маргарет Ма-стерман (Masterman, 1970),
он использовал данный термин как минимум в двадцати одном различном значении. определение парадигмы, которое считаем соответствующим смыслу и духу раннего творчества Куна.
Слайд 31парадигма
Парадигма служит для отделения одного научного сообщества от другого. Это понятие
можно использовать для отделения физики от химии или социологии от психологии. Названные области имеют разные парадигмы. Понятие парадигмы может быть использовано для разделения различных исторических этапов в развитии науки (Mann, Grimes, and Kemp, 1997). Парадигма, господствовавшая в физике в XIX в., отлична от той, что господствовала в этой науке в начале XX в.
Понятие парадигмы можно использовать еще в одном значении, и именно оно наиболее полезно для нас здесь. Парадигмы могут обозначать различие между когнитивными группировками в рамках одной и той же науки. Так, например, в современном психоанализе различают фрейдистскую парадигму, парадигмы Юнга, Хорни и др., т. е. в психоанализе имеются многочисленные парадигмы, это справедливо и в отношении социологии и большинства других научных областей.
Слайд 32парадигма
Парадигма — это фундаментальный образ предмета изучения науки. Она служит для
определения того, что должно изучаться, какие вопросы должны ставиться и как, каким правилам нужно следовать при интерпретации полученных ответов. Парадигма представляет собой наиболее общий блок единодушия в науке и служит для отделения одной научной группы (или подгруппы) от другой. Она классифицирует, определяет и соотносит существующие в ней образцы, теории, методы и инструменты
Теории ~ это только часть целых парадигм. Иначе говоря, парадигма может включать в себя две или более теорий, а также различные образы предметной области, методы (и инструменты) и образцы (конкретные примеры научной работы, выступающие моделью для всех последующих).
Слайд 33Модель развития науки И.Ньютона
Наука развивается накопительным образом, когда каждое новое достижение
непоколебимо опирается на всю совокупность предшествующих научных знаний. Наука достигла своего теперешнего состояния путем медленных равномерных приращений знания. В будущем она достигнет еще больших высот.
Слайд 34Модель развития науки Т.Куна
Кун признавал, что накопление знаний играет в развитии
науки какую-то роль, однако считал, что истинно важные изменения возникают в результате революций. Кун разработал теорию, объясняющую, как, по его мнению, происходят важнейшие изменения в науке.
Слайд 35Модель развития науки Т.Куна
В каждый данный момент времени в науке господствует
конкретная парадигма (на этот период определяемая как фундаментальная картина предмета научного изучения). Нормальная наука — это период накопления знаний, в течение которого ученые развивают господствующую парадигму. Такая научная работа неизбежно порождает аномалии, или результаты, которые не могут быть объяснены господствующей парадигмой.
Слайд 36Модель развития науки Т.Куна
Кризисный этап наступает в том случае, когда эти аномалии
накапливаются, и кризис этот, в конечном счете, может завершиться научной революцией. Господствующая парадигма ниспровергается, в то время как новая занимает центральное положение в науке. Рождается новая господствующая парадигма, и цикл готовится повториться вновь.