Научные корни онтопсихолингвистики презентация

Содержание

НАУЧНЫЕ КОРНИ ОНТОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

Слайд 1 ОНТОПСИХОЛИНГВИСТИКА Лекция 1


Шлай Елена Валентиновна
доцент, кандидат педагогических наук



Слайд 2НАУЧНЫЕ КОРНИ ОНТОПСИХОЛИНГВИСТИКИ


Слайд 3НАУЧНЫЕ КОРНИ ОНТОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

Краткая история изучения детской речи.
Истоки онтопсихолингвистики.


Слайд 4 Краткая история изучения детской речи
17-18 в.в.


Слайд 5Краткая история изучения детской речи
19 век
1876 г.
Ипполит Тен. Публикация в

журнале «Mind» записей речи своей дочери.
1877 г.
Чарлз Дарвин. Публикация в журнале «Mind» результатов наблюдений за развитием сына.

Слайд 6Значение: - попытка показать некоторые закономерности эволюции врождённых форм человеческого общения; - идея

эволюции как ведущего принципа жизни на земле дала толчок к появлению новой отрасли знаний – психологии развития, а также исследованиям речевого онтогенеза.

Слайд 7Стадия родительских дневников 1882 г. Книга Вильгельма Прейера «Душа ребёнка». Значение: представлен подробный

анализ коммуникативного поведения сына.

Слайд 8Стадия родительских дневников
1907 г. Книга Вильгельма и Клары Штернов «Детская речь».
Значение:
одна из

первых книг, в которой главным предметом рассмотрения было не развитие ребёнка вообще, а становление детской речи;
положено начало монографическим исследованиям речевого онтогенеза.



Слайд 9Россия


1880 г. Книга И.А. Сикорского «Душа ребёнка».
Значение:
представлены данные о психическом развитии

сына.
особый раздел исследования составляет эволюция речи ребёнка.

Слайд 10 Иван Александрович Бодуэн де Куртене
Вторая половина 19 века.
Основоположник российской теории речевого

онтогенеза.

19 лет Бодуэн де Куртене вел дневниковые записи о языковом развитии своих детей и внучки.



Слайд 11Николай Александрович Рыбников
1926 г. Книга «Язык ребёнка». Основанная на собственных наблюдениях

и 15 дневников других исследователей.
Значение:
подробно прослеживается эволюция детских коммуникаций;
рассматривается процесс овладения языком в дошкольном и младшем школьном детстве;
изучается характер влияния социальной среды на процесс речевого развития ребёнка;


Слайд 12Николай Александрович Рыбников
значение:
издание в 1927 г. сборника статей ведущих специалистов в

сфере речевого онтогенеза «Детская речь»;
собрал большой архив родительских дневников, коллекцию детских рисунков;
издавал библиографические справочники по теме детской речи;



Слайд 13Николай Александрович Рыбников
значение:
предлагал использовать в ходе изучения коммуникативной компетенции детей (кроме

лонгитюдного наблюдения) экспериментальные методики, тесты, анкеты, опросники и т.д.
Способствовал созданию объединённой комиссии по детскому языку при Институте экспериментальной психологии и Центральном педологическом институте.


Слайд 14Корней Иванович Чуковский
Книга «От двух до пяти»
Значение:
показал, что в становлении детской

речи большое значение имеет не только подражание, но и самостоятельное творчество ребёнка;
показал поэзию детского словотворчества, создал ореол радости, безграничного оптимизма вокруг самой идеи детской речи;

Слайд 15Александр Николаевич Гвоздев
Книга «Вопросы изучения детской речи»
Значение:
профессиональное ведение родительского дневника (строгое

датирование с точностью до дня возраста ребёнка);
фиксация языкового явления с сопровождением комментариев, где отмечается:

Слайд 16Значение:
употребления языкового средства;
степень его устойчивости;
развёрнутое описание коммуникативной ситуации и т.д.;
выделение критериев

осознанности ребёнком используемых им языковых средств:
правильность употребления определённого элемента языка;




Слайд 17
наличие в речи ребёнка противопоставленных друг другу грамматических форм;

самостоятельное конструирование

«неправильных» слов и форм, которые отсутствуют в речи взрослых, но отражают усвоение общих словообразовательных и словоизменительных моделей, понимание формообразующей роли отдельных морфем;

- прямые оценки своей и чужой речи, появляющиеся в речи ребёнка.

Слайд 18Лев Семёнович Выготский
Определил направление развития психолингвистики в области исследования речевого онтогенеза.
Исследовал

соотношение речевого развития с эволюцией иных познавательных процессов: восприятия, памяти, и, особенно, мышления.

Слайд 19Н.Х. Швачкин (1948 г.)
Выявил закономерности формирования у русскоязычного ребёнка фонематического восприятия.
Одним

из первых в отечественной науке стал применять для изучения речевого онтогенеза экспериментальные методы.

Слайд 2020-е годы 20 века в России
Педологический институт
Государственный институт экспериментальной психологии (секция

детской психологии)
Институт методов школьной работы
Государственный институт научной педагогики
Государственный институт охраны материнства и младенчества
Институт глухонемого ребёнка

Слайд 21Истоки отечественной онтопсихолингвистики
1. Лингвистика детской речи
2. Психология речи.
3. Логопедия.
4. Методика преподавания

словесности в школе.
5. Нейролингвистика.

Слайд 22 Лингвистика детской речи
Языкознание заложило первый камень в здании науки о детской

речи.
Создателем лингвистики детской речи был А.Н. Гвоздев.
Созданы структурированные описания процесса вхождения ребёнка в родной язык на основе дневниковых записей.
Создана модель усвоения родного языка русскоговорящим ребёнком.


Слайд 23 Лингвистика детской речи
Исследования формирования детской речи ведутся в РГПУ имени А.И.

Герцена на кафедре детской речи под руководством С.Н. Цейтлин.
Она предложила термин онтолингвистика для обозначения отрасли языковедения, изучающей становление языковой системы в онтогенезе.

Слайд 24Психология речи
Разработана концепция формирования речи, изложенная в книге Л.С. Выготского «Мышление

и речь»:
1. Порождение речи представляет собой процесс перехода мысли в слово (текст), который имеет несколько стадий: (1) возникновение мотива, (2) формирование замысла, (3) стадия внутренней речи, (4) моторная реализация высказывания.


Слайд 25Концепция формирования речи Л.С. Выготского
2. Внутренняя речь качественно отличается от речи

внешней: это сжатый конспект будущего высказывания, где слова обладают индивидуальным, эмоционально-ситуативным личностным смыслом.

Слайд 26Концепция формирования речи Л.С. Выготского
3. Внутренняя речь – результат длительной эволюции

речевого сознания. Её ещё нет у ребёнка-дошкольника. Она развивается из внешней, эгоцентрической речи маленьких детей, которая постепенно сворачивается, делается сначала шёпотной и лишь затем уходит внутрь языкового сознания.


Слайд 27Концепция формирования речи Л.С. Выготского
Такое превращение внешнего говорения во внутреннюю сжатую

речь носит название интериоризации речи. Механизм внутренней речи завершает своё формирование к подростковому возрасту (10-11 лет).

Слайд 28Николай Иванович Жинкин
Выдвинул блестящую гипотезу о существовании в глубинах сознания человека

особого несловесного языка интеллекта – универсально-предметного кода (УПК). «Мышление протекает не на каком-то национальном языке, а на особом языке, вырабатываемым каждым мыслящим человеком»

Слайд 29Николай Иванович Жинкин
УПК – это первичная форма существования мысли, без которой

не может обойтись моделирование процесса порождения и понимания речи.
Именно в УПК происходит первичная запись смысла будущего высказывания.

Слайд 30Николай Иванович Жинкин
Дальнейшее формирование сообщения во внутренней речи протекает в виде

перекодирования содержания с языка предметно-схемного на язык вербальный.


Слайд 31Методика развития речи школьника
В последние десятилетия в нашем обществе происходят изменения:

Антропоцентризм в гуманитарных науках.
Спрос на хорошую устную речь.
Возрождение школьной риторики (искусство публичного выступления).

Слайд 32Методика развития речи школьника
Главным вектором в эволюции коммуникативной компетенции школьника становится

не язык, а дискурс, целостное речевое произведение.

К исследованию тактик и стратегий детского дискурса лингвоцентрическое языковедение оказалось не готовым.


Слайд 33Методика развития речи школьника
Изучение речи школьников в онтопсихолингвистике опирается на работы

методистов:
М.Р. Львов.
Т.А. Ладыженская.
Н.А. Ипполитова.


Слайд 34Логопедия
Р.Е. Левина (60 годы 20 в.)
Направление и содержание работы логопеда определяются

принципами, на которые опирается возрастная психолингвистика:
Принцип развития, который предполагает анализ процесса возникновения дефекта.

Слайд 35Логопедия
Принцип системного подхода, предполагающий рассмотрение дефекта речи в системе связей, которые

существуют между разными уровнями языковой структуры (фонетическим, грамматическим, лексико-семантическим) и различными компонентами речевой деятельности.


Слайд 36Логопедия
Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, а именно с

различными психическими процессами, которые протекают в сенсорной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах.

Слайд 37Логопедия
Онтогенетический принцип означает учёт последовательности появления форм и функций речи, а

также видов деятельности ребёнка в онтогенезе при разработке методики логопедического воздействия.

Слайд 38Нейролингвистика
А.Р. Лурия.
Проблемы исследований:
развитие речевой функции мозга в онтогенезе;
функциональные особенности мозга здоровых

людей;
зависимости разных типов мышления и речи от особенностей строения мозга;

Слайд 39 Проблемы исследований в нейролингвистике:

отличия мозга мужчин и женщин;
как устройство мозга людей

предопределяет успехи или неуспехи в будущей деятельности;
левшество…..

Слайд 40


Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика