Слайд 1НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Б.Ф.Скиннер
Слайд 2Личность, с точки зрения научения, – это тот опыт, который человек
приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения.
Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми* действиями человека, как производными от его жизненного опыта
Теоретики бихевиорально-научающего направления рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а не внутренние психические явления, формирует человека.
Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды
Слайд 3Биографический очерк
Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году
в Саскуэханне, штат
Пенсильвания.
Скиннер получил степень бакалавра гуманитарных наук по английской литературе в 1926 году в Гамильтоновском колледже, небольшой гуманитарной школе в штате Нью-Йорк.
После колледжа Скиннер вернулся в родительский дом и попытался стать писателем.
С 1931 по 1936 годы Скиннер занимался в Гарварде научной работой. Он сконцентрировал свои научные усилия на изучении нервной системы животных.
Слайд 4Осенью 1945 года он стал руководителем кафедры психологии в Университете штата
Индиана – пост, который он занимал до 1947 года.
С 1947 года стал работать в Гарварде в качестве лектора, он оставался там до ухода на пенсию в 1974 году.
В 1971 году был награжден золотой медалью Американской психологической ассоциации со следующей надписью:
"Б. Ф. Скиннеру – пионеру психологических исследований, лидеру теории, мастеру технологии, который произвел революцию в изучении поведения в наши дни" (American Psychologist, 1972, p. 72).
Слайд 5Скиннер был автором многих трудов. Среди его книг: "Поведение организмов" (1938);
"Уолден-2" (1948); "Наука и поведение человека" (1953); "Вербальное поведение" (1957); "Режимы подкрепления" (1957, в соавторстве с С. В. Ferster); "Суммирование наблюдений" (1961) и др.
Его автобиография появляется в 5-м томе «Истории психологии в автобиографиях».
Скиннер умер в 1990 году после года борьбы с лейкемией.
Слайд 6Биографический очерк
Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году
в Саскуэханне, штат
Пенсильвания.
Скиннер получил степень бакалавра гуманитарных наук по английской литературе в 1926 году в Гамильтоновском колледже, небольшой гуманитарной школе в штате Нью-Йорк.
После колледжа Скиннер вернулся в родительский дом и попытался стать писателем.
С 1931 по 1936 годы Скиннер занимался в Гарварде научной работой. Он сконцентрировал свои научные усилия на изучении нервной системы животных.
Слайд 7ПОДХОД СКИННЕРА К ПСИХОЛОГИИ
Большинство теоретиков-персонологов работают в двух направлениях: 1) обязательное
изучение устойчивых различий между людьми и 2) опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения
Скиннер оспаривал теории поведения человека, часто дающие психологам ложное чувство уверенности в своем знании и фактически не включающие в себя отношения между процессом поведения и обстоятельствами окружения, которые предшествовали этому поведению.
Слайд 8За пределами самодеятельного человека
"Самодеятельный человек служит для того, чтобы объяснить только
то, что мы не можем объяснить другим образом. Его существование зависит от нашего невежества, и он естественно теряет свою самодеятельность по мере того, как мы все больше узнаем о поведении... Нет нужды открывать для себя, что на самом деле представляет собой личность, состояние ума, чувства, черты характера, планы, цели, намерения или что-то другое, характеризующее самодеятельного человека, для того чтобы продвинуться в научном анализе поведения" (Skinner, 1971, р. 12-13).
Слайд 9Крах физиолого-генетического истолкования
Скиннер не подчеркивал важность нейрофизиологических или генетических факторов, отвечающих
за поведение человека: нельзя экспериментальным путем определить их влияние на поведение.
Скиннер не отрицал валидность биолого-генетических элементов поведения, а скорее игнорировал их, потому что они не изменению посредством контролируемого воздействия.
Он настаивал на том, что даже если ученые откроют биолого-генетические переменные, влияющие на поведение, только бихевиоральный анализ даст самое ясное объяснение действию этих переменных.
Слайд 10Какой должна быть наука о поведении
Поведение можно достоверно определить, предсказать и
проконтролировать условиями окружения. Понять поведение – значит проконтролировать его, и наоборот.
Придерживаясь бихевиористского подхода, Скиннер отстаивал функциональный анализ поведения организма.
Причинно-следственные отношения, проистекающие из функционального анализа, становятся всеобщим законом науки о поведении.
Слайд 11Личность с точки зрения бихевиористского направления
"В поведенческом анализе человек рассматривается как
организм... который обладает приобретенным набором поведенческих реакций... [Он] – не порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого, которое присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же образом"
Слайд 12РЕСПОНДЕНТНОЕ И ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Респондентное поведение - реакция, вызываемая известным стимулом, последний
всегда предшествует первой во времени.
Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.
Слайд 13Режимы подкрепления
Режим подкрепления – правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет
происходить.
Классификация режимов подкрепления в соответствии с двумя основными параметрами:
подкрепление может иметь место только после того, как истек определенный или случайный временной интервал с момента предыдущего подкрепления;
2) подкрепление может иметь место только после того, как с момента подкрепления было получено определенное или случайное количество реакций.
В соответствии с этими двумя параметрами выделяют четыре основных режима подкрепления.
Режим подкрепления с постоянным соотношением (ПС).
Режим подкрепления с постоянным интервалом (ПИ)
Режим подкрепления с вариативным соотношением (ВС)
Режим подкрепления с вариативным интервалом (ВИ).
Слайд 14ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СКИННЕРА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Свобода – детерминизм;
Рациональность – иррациональность;
Холизм –
элементализм;
Холизм – элементализм;
Изменяемость – неизменность;
Субъективность – объективность;
Проактивность – реактивность;
Гомеостаз – гетеростаз;
Познаваемость – непознаваемость.
Слайд 15ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ОПЕРАНТНОГО НАУЧЕНИЯ
Методологическая стратегия Скиннера была совсем не традиционной.
Во-первых, его экспериментальный анализ поведения был сфокусирован на единственном субъекте в противовес более распространенному методу работы с представительной группой субъектов.
Второй чертой была ориентация на максимально автоматизированный эксперимент со строгим контролем условий, при которых оценивается поведение.
В типичном экспериментальном исследовании необходимо пройти следующие стадии:
установить базисное измерение скорости постоянных реакций
ввести режимную или контролирующую переменную
отказаться от этой переменной после того, как достигнут какой-то уровень реакций,
Наконец, необходимо подчеркнуть, что исследование Скиннера сконцентрировано исключительно на переменных, поддающихся изменению или модификации посредством манипуляции стимулами окружения.
Слайд 16Жетонная система вознаграждения: пример исследования
Слайд 18ПРИМЕНЕНИЕ: ЛЕЧЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ОПЕРАНТНОМ НАУЧЕНИИ
Основные области применения:
психофармакология или изучение влияния
лекарственных препаратов на поведение;
образовательные технологии, включающие приборы программного обучения и системы управления в классе;
психолингвистика и формирование вербального поведения;
промышленный менеджмент, включая удовлетворение работой и отношениями на производстве у служащих;
терапевтическое лечение психологических проблем (например, алкоголизм, наркомания, умственная отсталость, детский аутизм, фобии, расстройства питания).
Слайд 19Биологическая обратная связь
Обучение навыкам общения ставит задачу улучшить межличностные навыки взаимодействия в
разнообразных ситуациях реального мира.
Клиенту следует дать точные инструкции о роли, которую он должен представить.
Следует показать клиенту желаемое исполнение и затем удостовериться, что клиент отметил характерные аспекты поведения в тренируемой ситуации.
Клиент должен исполнить роль, которую он только что наблюдал. Роль нужно представить открыто (в действии) или скрыто (мысленно повторить действие).
Следует обеспечить правильную обратную связь с клиентом относительно различных аспектов исполнения, дать новые инструкции и проиллюстрировать навыки, которые необходимо улучшить.
Одобрить попытку клиента следовать инструкции и поощрить его на дальнейшие ролевые игры
Слайд 20Подведём итоги:
Научающе-бихевиоральный подход к личности, поддержанный Б.Ф.Скиннером, касается открытых действий людей
в соответствии с их жизненным опытом. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних "самодеятельных" факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения.
Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Работа Скиннера сосредоточена почти полностью на оперантном поведении. При оперантном научении организм действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение.
Слайд 21
Подкрепление – ключевая концепция системы Скиннера. Были описаны четыре различные режима
подкрепления, которые имеют своим результатом различные формы реагирования: с постоянным соотношением, с постоянным интервалом, с вариативным соотношением и с вариативным интервалом. Было также проведено различие между первичными, или безусловными, и вторичными, или условными подкрепляющими стимулами. По Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы (деньги, внимание, одобрение) оказывают сильное влияние на поведение человека. Он также подчеркивал, что поведение контролируется аверсивными стимулами, такими как наказание и негативное подкрепление. Позитивное наказание имеет место, когда за реакцией следует неприятный стимул, а негативное наказание состоит в том, что за реакцией следует устранение приятного стимула. Напротив, негативное подкрепление встречается, когда организму удается ограничить или избежать предъявления аверсивного стимула. Скиннер боролся с использованием аверсивных методов (особенно наказания) в контроле поведения и придавал особое значение контролю посредством позитивного подкрепления.
Слайд 22В оперантном научении генерализация стимула происходит при подкреплении реакции, когда один
стимул встречается вместе с другими подобными стимулами. Дискриминация стимулов, с другой стороны, состоит в том, чтобы реагировать по-разному на различные стимулы окружения. И то, и другое обязательно для эффективного функционирования. Метод последовательных приближений, или формирования, включает подкрепление в том случае, когда поведение становится похоже на желаемое. Скиннер утверждал, что вербальное поведение, или язык, приобретается через процесс формирования.
Основные положения Скиннера о природе человека ясны и определенны. Его система отражает строгую приверженность детерминизму, элементализму, инвайронментализму, изменяемости, объективности, реактивности и познаваемости. Основные положения рациональность – иррациональность и гомеостаз – гетеростаз не применимы к позиции Скиннера, так как он отрицал все внутренние источники поведения.
Слайд 23Концепции оперантного научения многократно подвергались экспериментальной проверке. И количество, и разнообразие
подобных работ велико. Подход Скиннера к бихевиоральным исследованиям характеризуется изучением одного субъекта, использованием автоматизированного оборудования и четким контролем условий окружения. В качестве иллюстрации было представлено исследование эффективности жетонной системы вознаграждения для получения улучшенных форм поведения в группе госпитализированных психиатрических пациентов.
Современное применение принципов оперантного научения широко. Две основные области такого применения – обучение навыкам общения и биологическая обратная связь. Предполагается, что тренировка уверенности в себе, основанная на методиках репетиции поведения и самоконтроля, очень полезна для того, чтобы люди вели себя более успешно в различных социальных интеракциях. Оказалось, что тренинг с биологической обратной связью эффективен в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии. Остается, однако, неясным, как биологическая обратная связь фактически позволяет производить контроль над непроизвольными функциями тела.