Слайд 2Мотивация – побуждение к действию. Определяет активность человека, направленность его поведения
Учебная
мотивация – побуждения, определяющие активность и направленность учебной деятельности
Слайд 3Мотивы родителей
- занятость ребенка
- обучение конкретным навыкам
- престиж
-развитие способностей
- развитие
личности ребенка,
- общение
Слайд 4Мотивы ребенка
- интерес (познавательный)
- эмоциональная привлекательность
- долг (по настоянию родителей)
- общение
-
признание
- мотив достижения (успешность)
Слайд 5Мотивы ребенка
1. интерес (познавательный)
2. мотив достижения (успешность)
3. эмоциональная привлекательность
4. общение
5. признание
6.
долг (по настоянию родителей)
Слайд 7Факторы, влияющие на учебную мотивацию
- содержание предмета
- способы преподавания (методы)
- взаимоотношения
с педагогом
-взаимоотношения с учащимися
-личностные особенности ребенка
- семейная ситуация
Слайд 8Мотивы «проблемного» поведения учащихся
Слайд 9* поведение, направленное на избегание неудач
* поведение, направленное на привлечение внимания
*
мстительное поведение
* властолюбивое поведение
Слайд 10
Поведение, направленное на избегание неудач
Слайд 11Механизмы избегания неудачи:
Активная форма:
Вспышки негодования: ученик теряет над собой контроль, при
большом давлении ответственности
Пассивная форма:
Не доведение до конца начатого, откладывание на «потом»
временная нетрудоспособность
Слайд 12Природа поведения, направленного
на избегание неудачи:
1.Повышенные требования со
стороны родителей
2.Отношения по типу
«красного карандаша»
3.Вера ученика, что он должен все делать по максимуму
4.Упор на соревновательность в классе
Сильные стороны подобного поведения:
Ученик хочет всё делать только отлично
Слайд 13Принципы профилактики данного поведения:
Помочь ученику сменить установку
«Я не могу» на
«Я могу»
Помочь ученику в преодолении социальной изоляции путём включения в активные отношения с окружающими людьми
Слайд 14Меры педагогического воздействия:
1.Изменение методов объяснения учебного материала (осязаемый материал, дополнительные методы
обучения)
2.Коррекция требований (обучение «маленькими шажками», наличие обратной связи)
3.Формировать у детей позитивную самооценку, веру в успех («Я могу», выражение благодарности за вклад в общие дела, альбомы достижений, поощрения и др.)
Слайд 15Мотивация достижения
- Мои цели на неделю, месяц, учебный год?
- Шаги к
достижению целей (что я должен сделать)?
- Как я пойму, что я достиг этой цели?
- Что я получу от достижения цели?
- Анализ (удалось ли мне реализовать задуманное?)
- Какова эффективность моих действий (Чему я научился?
- Что необходимо сделать еще? Какие трудности я преодолел?)
Для детей и подростков возможные формы подведения итогов:
- Концерт.
- Открытое занятие.
- Показ достижений.
- Зачетная работа.
-Экзамен.
- Тест.
- Рефлексия.
- Персональная выставка.
Слайд 16
Поведение, направленное на привлечение внимания
Слайд 17Механизмы привлечения внимания:
Активная форма:
Ученики делают
то, что отвлекает внимание учителя и класса.
Пассивная
форма:
Ученики все задания и требования учителя выполняют очень медленно («в час по чайной ложке»)
Слайд 18Реакция учителя: Чувства:
Раздражение и возмущение
Действия:
Словесные замечания, выговоры, угрозы
Ответная реакция ученика
на действия
учителя:
Прекращает выходку, но только на непродолжительное время
Слайд 19Природа поведения, направленного на привлечение внимания:
1.Родители и учителя больше внимания уделяют
детям, которые ведут себя плохо
2.Дети не научены просить или требовать внимания в адекватной форме
3.Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом»
Сильные стороны подобного поведения:
Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем
Слайд 20Принципы профилактики демонстративного поведения:
Больше внимания уделять хорошему поведению учеников
Обучать учеников адекватным
способам привлечения внимания
Слайд 21Меры педагогического воздействия:
1.Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения, использование «я - высказывания»,
находится рядом с учеником)
2. Неожиданное поведение (выключить свет, говорить шепотом, изменить деятельность, разрешающее поведение: довести до абсурда вопиющее поведение)
3.Отвлечение внимания ученика (прямые вопросы, одолжения)
С обязательным поощрением учеников за адекватное поведение
Слайд 23Механизмы :
Активная форма:
Прямые и непрямые физические акты насилия на личность учителя
и окружающие его предметы.
Психологические акты насилия (хамство, оскорбления)
Оскорбление действием (атака на то, что для учителя ценно и важно)
Пассивная форма:
Отчуждённое избегание (игнорируются всякие дружелюбные попытки установления контакта
Слайд 24Природа мстительного поведения:
1.Отражение роста насилия в обществе
2. Распространение через СМИ стиля
«силового» решения конфликтных ситуаций
Сильные стороны подобного поведения:
Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от негатива.
Слайд 25Принципы профилактики мстительного поведения:
Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы
о них
Учить детей выражать душевную боль и сострадания приемлемыми способами
Обучать детей сочувствию, эмпатии
Слайд 26Меры педагогического
воздействия:
направленные на ученика
1. Ищите изящный уход (уберите «зрителей», перенесите
обсуждение вопроса)
2. Используйте удаление (в пределах класса, в другой класс, в кабинет школьной администрации)
3. Устанавливайте санкции (информирование родителей, ограничения, лишение пользоваться различными предметами, возмещение ущерба)
Слайд 27Меры педагогического
воздействия:
направленные на учителя
Измените восприятие личностных качеств «мстителя» с негатива
на позитив
Действуйте уверенно
Учите детей управлять эмоциями
Говорите о чувствах учеников, избегая при этом оценивания этих чувств (хорошие или плохие)
Слайд 29Механизмы утверждения власти:
Активная форма:
Вспышки негодования, словесное негодование: ученик идёт на конфронтацию
и нагнетает напряжённость
Пассивная форма:
Тихое непослушание: ученики обещают, вежливо отвечают, но продолжают делать своё, используя разные формы оправдания
Слайд 30Природа властолюбивого поведения:
1.Изменение социальных установок: от отношений господства – подчинения к
равноправию
2.Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению
Сильные стороны подобного поведения:
Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам.
Слайд 31Принципы профилактики властолюбивого поведения:
1.Уход от конфронтации и снижение напряжённости
2.Передача ученику части
своей организаторской власти
Меры педагогического воздействия:
(направленные на ученика)
Те же, что и при мстительном поведении
Слайд 32Основные правила при взаимодействии с учениками:
1.Акцентируйте внимание на поведении ученика, а
не на его личности
2.Не демонстрируйте свои негативные эмоции
3.Не усиливайте напряжение ситуации
4.Обсудите проступок позже
5.Позволяйте ученику «сохранять лицо»
6.Демонстрируйте модели неагрессивного поведения !!!