Слайд 1ЛЕКЦИЯ 3
Модели и исследования СМК
Слайд 2Типы моделей массовых коммуникаций
Линейные модели
КРУГОВЫЕ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ) МОДЕЛИ
Спиральные модели
Слайд 3Линейная модель: модель Ласуэлла
Слайд 4Круговые (циклические) модели: модель ДеФлюера
Слайд 5Циркулярная модель Осгуда-Шрамма
Слайд 7Модель Уэстли и Макуинна
А- коммуникатор
B – реципиент
C – канал коммуникации
X –
объект коммуникации
Слайд 8Методы исследования МК
контент-анализ
Опрос (анкетирование, интервью)
фокус-группы
наблюдение
тестирование
эксперимент
дискурс-анализ
интент-анализ
Слайд 9Направления исследований массовых коммуникаций
исследования содержания СМК.
исследования особенностей аудитории СМК и потребительского
поведения (потребления СМК)
Исследования образа коммуникатора
исследования эффектов воздействия СМК на аудиторию
Типы исследований:
Научные исследования
Прикладные исследования
Слайд 10Исследования содержания СМК
Основной метод – контент-анализ. Может также использоваться интент-анализ и
дискурс-анализ.
Выявлено:
Содержание сообщения для различных групп:
молодежь предпочитает следующие темы: секс, интимно-личностное общение, образование;
«женские» темы – семья, дети, мода, здоровье, культура;
«мужские» темы – спорт, политика, бизнес.
Слайд 11Форма сообщения
«антикульминационная» модель (когда самые сильные аргументы выносятся в начало сообщения)
– для немотивированной. Для заинтересованной аудитории - «кульминационная» модель – когда наиболее сильные аргументы оказываются в конце сообщения.
«односторонние» сообщения (аргументы только одной стороны) – для аудитории с низким уровнем образования; «двусторонние» (аргументы как «за», так и «против»),- когда аудитория имела более высокий образовательный уровень, или когда шла реальная конкуренция с противником.
для школьников наиболее значима убедительность сообщений, для молодых рабочих – доходчивость, а для студентов – информативность.
Слайд 12Исследования аудитории
Методы: рейтинги, опросы.
Важно учитывать:
Социально-демографические характеристики: возраст, пол, уровень
образования, профессия. Женщины чаще являются потребителями телепродукции, чем мужчины (54% и соответственно 46%), возрастная же группа, наиболее приверженная телевизионной продукции – 35-54 года (37% всех телезрителей).
Социально-психологические характеристики. Эта группа характеристик аудитории наиболее активно изучается психологами. К данной группе характеристик относятся: мотивы, аттитюды, социальные стереотипы.
Личностные характеристики.
Слайд 13Мотивы использования СМК
Информационный мотив – потребность в получении информации о мире,
событиях в нем;
Развлекательный – потребность в эмоциональной разрядке
Коммуникативный – потребность в контакте с другими людьми;
Социальной идентификации – потребность в референтной группе, которую человек ищет через СМК;
Утилитарный – удовлетворение практических, бытовых потребностей;
Самопознания и самоутверждения – с помощью СМК человек реализует потребность в познании себя и утверждения в своих взглядах
Слайд 14Типология аудитории (Лауристин
активные, избирательные читатели – критически оценивающие газету, активно ее
читают (10%; специалисты, активные рабочие)
активные, но неизбирательные: читают все и всем довольны, не высказывают претензий (25%; чаще женщины, со средним или высоким уровнем образования)
читатели – «середняки»- не очень активны, критически оценивают газету (около 1/3 всех читателей, чаще люди старшего возраста, работающие в сельском хозяйстве)
пассивные, но недовольные и требовательные – ожидающие от газеты новизны, чего-то более интересного (20%, молодежь)
пассивные и невзыскательные (10-15%, старшее поколение).
Слайд 15Типология аудитории (Мельникова)
Аудитория с пассивно-потребительским отношением к телевидению (учащиеся средних специальных
учебных заведений). Они ориентированы на материальную сторону жизни, приобретение вещей, развлечения, устройство личной жизни. Для такой аудитории предпочтительные передачи – развлекательные и музыкальные.
Активная, социально-зрелая аудитория (в этой группе оказались представители различных социальных групп). Это люди с выраженным ощущением самостоятельности решений, высоко оценивающие собственный опыт, эмоциональную независимость, психологическую защищенность, самоопределение и саморазвитие. Эта группа предпочитала передачи общественно-политической тематики, а также передачи о проблемах искусства и культуры.
«Инфантильная» аудитория (учащиеся ПТУ) – люди с несформированными интересами и потребностями. Их привлекают передачи развлекательно-бытового характера, драматические фильмы, к информационным передачам они относятся отрицательно.
«Домашняя» аудитория – для этих людей характерны устойчивость интересов, стремление к покою и надежности, привлекательна информация на личностном уровне, а не обобщенная. Отдают предпочтение привычным передачам, передачам про «простых людей».
Слайд 16Исследования образа коммуникатора
Методы: наблюдение, опрос.
Результаты:
Внешность – эффект «ореола»
Голос: лучше
воспринимается средний тембр
Гендер: в настоящее время – баланс
Эффект «такой же как я»
Коммуникативные характеристики: открытая позиция, «публичная индивидуальность»
Слайд 17Факторы оценки коммуникатора
1) «выразительность, артистизм, талант»
2) доброта, тактичность, культура общения»
3) «эмоциональность,
темперамент, активность»
4) «оптимизм, раскрепощенность, сила эго»
Слайд 18Социально-психологическая модель коммуникатора
1) фактор «компетентности – убежденности» - включает в себя
характеристики коммуникатора, связанные с его отношением к сообщению: искренность, правдивость, убежденность, умение донести свои взгляды до аудитории.
2) фактор «уважения – привлекательности» - включает в себя характеристики коммуникатора, связанные с его отношением к аудитории: знание аудитории, уважение к аудитории, равенство психологических позиций.
Слайд 19Исследование эффектов МК
Наиболее полезны проективные методы, позволяющие выявить неосознаваемые эффекты воздействия.
Эффекты воздействия:
Поведенческие – изменение поведения;
Когнитивные – изменения способа мышления, образа мира, аттитюдов и убеждений;
Эмоциональные – изменения эмоций при просмотре СМК;
Физиологические – изменения физиологического статуса (айтрекер, ЭЭГ и др.)
Слайд 20Домашнее задание
Выберите телевизионную передачу.
Проведите наблюдение за поведением телеведущего во время
выбранной передачи, используя категории на стр. 115 – 118 (можно добавить собственные категории).
По результатам наблюдения сделайте вывод о стиле общения телеведущего и его соответствия характеру программы. Дайте соответствующие рекомендации: что ведущему следовало бы изменить в своем поведении или внешнем облике.