Слайд 1
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА,
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА
Слайд 2Литература к курсу:
Основная литература
Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития :
рек. УМО вузов РФ – М.: Академия, 2009. - 240 с.
Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: уч. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. - М.: Академия, 2004.
Толочек В. А. Современная психология труда: уч. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: доп. УМО вузов РФ. – СПб.: Питер, 2008.
Слайд 3
Электронные образовательные ресурсы НГПУ
1.Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии
и эргономики [Электронный ресурс]. Вып. 3 / под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева - Москва : Ин-т психологии РАН, 2012. - 399 с. - (Труды). - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/86286/. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE".
2. Левшунова Е. Н. Психология труда [Электронный ресурс] : учебно - методический комплекс. - Новосибирск : НГПУ, 2009. - 36,9 МБ - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/1784578b0ccf2e7d/. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.
Слайд 4
ВВЕДЕНИЕ
Объект психологии труда - труд как социальная активность человека в качестве
субъекта трудовой деятельности.
Предмет психологии труда — это процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием.
В широком смысле психологией труда называют комплекс научных дисциплин о труде как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, «системообразующего фактора».
Слайд 5В узком смысле психология труда есть комплекс научных дисциплин о труде
как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях.
Главная задача психологии труда — «изучать и помогать человеку строить оптимальную мотивацию и содержательную насыщенность труда»
Слайд 6
С какими научными дисциплинами связана психология труда
Слайд 7Запросы социальной практики, хронологические
и функциональные связи психологии труда с основными
направлениями
психологии и смежными дисциплинами
. Запросы социальной практики, хронологические
психологии и смежными дисциплинами
Слайд 8
Изменнение представления предпринимателей и ученых о человеке-деятеле в трудовых процессах, в
частности, и социальном управлении активностью человека в целом:
Доктрина «X»:
человек рассматривается как винтик, который легко можно заменить другим; средний человек избегает ответственности и инициативы, ленив, ненавидит работу, предпочитает безопасность, способен к выполнению строго определенной профессиональной роли, нуждается в постоянном контроле; необходимо минимизировать его социальные контакты и конфликты, снижающие производительность труда и повышающие издержки производства.
Слайд 9
Доктрина «Y»:
работник — человек, которого надо хорошо мотивировать и создавать
ему оптимальные условия для эффективной работы; труд воспринимается им как естественный процесс и потребность, приобщение человека к общим ценностям организации способствует достижению максимального экономического эффекта; его ответственность и обязательства зависят от свободы в принятии решений по работе, от вознаграждения за труд; наиболее значимые вознаграждения связаны с удовлетворением потребностей человека в самовыражении и самоактуализации.
Слайд 10
«Z»-концепция:
человеческий потенциал понимается как важнейший фактор производства, поэтому задача
кадровых служб — способствовать и максимально использовать активность, инициативу и предпринимательскую активность людей, создавая для этого соответствующие условия: создавать и поддерживать моральные стимулы труда; проявлять интерес к человеку как к личности, а не только как к работнику; уделять внимание его неформальным отношениям и взаимодействиям.
Теории «X», «У» и «Z» отражают историю взаимоотношений людей в процессе производства
Слайд 11
Структура психологии труда как научной дисциплины
Слайд 12
В узком смысле психология труда есть комплекс научных дисциплин о
труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида;
это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях.
Слайд 13Профессиональная ориентация (1908 г. — врач Ф. Парсонс открыл в Бостоне
первое бюро по консультации молодежи в выборе профессии)
Под профориентацией понимают «широкий, выходяший за рамки педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии» (по целям и методическому инструментарию выделяются: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация).
Под профессиональным обучением понимают — посредничество опытного профессионала в овладении субъектом определенной профессией ( в настоящее время уже с использованием ресурсов андрологии, андрогогики, акмеологии).
Слайд 14Инженерная психология (становление в 40-50 г.г. 20 века) - «научная дисциплина,
изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек-машина". Субъект труда — "оператор" — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы».
Эргономика (становление в 60 г.г. 20 века) - область знания, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системе «человек - техника - среда» (СЧТС) с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта.
Слайд 15Организационная психология (становление в 60 г.г. 20 века) является прикладной отраслью
психологии, изучающей основные аспекты деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации.
Предметом исследования организационной психологии являются разнообразные психические феномены и поведение людей в организациях, а также факторы, их детерминирующие.
Слайд 16Интегральный характер психологии труда как сущностная характеристика устойчиво транслируется в ее
«дочерние» ветви и далее — «внучатые» научные дисциплины о труде как процессе и человеке как его субъекте.
В этой устойчивой особенности дисциплин о труде проявляется научная рефлексия объективной сложности феномена «труд», интегрирующего в себе происхождение человека и его историю, экономику и культуру исторической эпохи.
Слайд 17
Какие разделы психологии труда
имеют наиболее важное значение для вашей будущей профессиональной
деятельности
Слайд 18 Проблемы профессиональной пригодности
Слайд 19Анализ содержания профессиональной деятельности и «симметричных» ей профессионально важных качеств субъекта
(ПВК) – необходимый элемент оптимизации трудовой деятельности.
Вопрос овладения профессией имеет свою абсолютную (материально-финансовую) и относительную (личностно-смысловую) цену.
Субъективная сторона (самооценка человеком своей личностной и профессиональной состоятельности, профессиональной «идентичности» и т. п.) в существенной мере определяют качество профессиональной деятельности.
Слайд 20К. М. Гуревич: профессия требует определенного типа профессиональной пригодности - абсолютной
или относительной.
В профессиях, требующих абсолютной пригодности (связанных с высокой ответственностью за принимаемые решения, стрессовыми ситуациями и т. п.), успешно проявляют себя лишь лица без специфических психофизиологических ограничений (таких как слабость и инертность нервных процессов, эмоциональная неустойчивость, слабое распределение и переключение внимания и др.
В профессиях второго типа успеха могут добиться люди с разными природными задатками благодаря эффективному обучению, адаптации к требованиям и условиям рабочего места, развитию и взаимной компенсации психических функций.
Слайд 21 В. А. Толочек настаивает на том, что в решении вопроса профессиональной
пригодности можно выделить:
1) внутренние условия: индивидные и личностные особенности субъекта (задатки, способности, мотивы, установки; профессиональная подготовленность и др.);
2) внешние условия: профессионально-технологические и социально-экономические, исторические, национально-культурные, корпоративно-культурные.
Слайд 22
Профессионально важные качества (ПВК) — способности человека к деятельности в широком
смысле слова, выступающие в роли внутренних психологических характеристик субъекта, в которых выражаются внешние специфические воздействия факторов трудового процесса как форма профессиональных требований к человеку.
В ПВК проявляются все основные характеристики структуры личности: мотивационно-потребностные, когнитивно-психомоторные, эмоционально-волевые.
Слайд 23Профессиография
Психограмма — психологический «портрет» профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых данной
профессией профессий.
Некоторые исследователи полагают, что психограмма должна отвечать более жестким требованиям, а именно: 1) отражать необходимые и некомпенсируемые свойства, предъявляемые к любому среднему работнику; 2) отражать желательные свойства, определяющие возможность достижения высшего уровня профессионализма.
Слайд 24
А. К. Маркова:
профессиограмма (включающая в себя и психограмму) — это
обобщенная модель успешного специалиста в данной области; это научно обоснованные нормы и требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно их выполнять; психограмма есть описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности.
психограмма отражает социальную норму профессий.
А. К. Маркова:
профессиограмма (включающая в себя и психограмму) — это обобщенная модель успешного специалиста в данной области; это научно обоснованные нормы и требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно их выполнять; психограмма есть описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности.
Психограмма отражает
социальную норму профессий
Слайд 26ПВК рассматриваются как компоненты профессиональной пригодности, т. е. такие качества, которые
необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач. В силу сложности социально-психологического феномена «труд» и «профессия» к ПВК традиционно относят широкий спектр разных качеств — от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки.
К ПВК относят также особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности — даже анатомо-морфологические характеристики человека.
Слайд 27Профессиональный отбор — процесс практического выделения из имеющихся каyдидатов тех, которые
способны в данных условиях обеспечивать наиболее эффективное выполнение возложенных па них задач. Задача отбора становится актуальной при наличии избытка претендентов, высокой стоимости профессиональной подготовки или когда деятельность предъявляет высокие требования к определенным психологическим особенностям человека (способность противостоять действию стрессогенных факторов, оперативно принимать ответственные решения и т. п.). Особый аспект проблемы — отбор под задачу, под руководителя, в управленческую команду.
Слайд 28Профессиограмма психолога
Особенности деятельности психолога
ПВК для психолога
Слайд 29
Провести отбор диагностического материала (блок методик, необходимых и достаточных для выявления
ПВК психолога)