Модальная логика. Индукция, аргументация, доказательство презентация

Содержание

МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА Модальные суждения рассматриваются в специальном направлении современной формальной логики — в модальной логике. Изучение модальных суждений имеет длительную и многогранную историю. Модальности в логику были введены Аристотелем. Термин

Слайд 1Модальная логика. Индукция, аргументация, доказательство
Д.ф.н., профессор кафедры философии РГСУ
СКОРОДУМОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА


Слайд 2МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА
Модальные суждения рассматриваются в специальном направлении современной формальной логики —

в модальной логике.
Изучение модальных суждений имеет длительную и многогранную историю. Модальности в логику были введены Аристотелем.
Термин «возможность», по Аристотелю, имеет различный смысл.
Возможным он называет и то, что необходимо, и то, что не необходимо, и то, что возможно.

Слайд 3МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА
Аристотель писал о неприменимости закона исключенного третьего к будущим единичным

событиям.
Наряду с категорическим силлогизмом Аристотель исследует и модальный силлогизм, у которого одна или обе посылки и заключение являются модальными суждениями.

Слайд 4МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА
Аристотель рассматривает модальную силлогистику по образцу своей ассерторической силлогистики (не

исследуется связь между субъектом и предикатом):
силлогизмы подразделяются на фигуры и модусы,
неправильные модусы отбрасываются с помощью их интерпретации на конкретных терминах.
Согласно Аристотелю, СЛУЧАЙНОСТЬ ЕСТЬ ТО, ЧТО НЕ НЕОБХОДИМО И НЕ НЕВОЗМОЖНО.

Слайд 5МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА
АССЕРТОРИЧЕСКИЙ (от лат. assertorius — утвердительный) — имеющий место, фактический

в противопоставлении необходимо существующему (аподиктическому).
Ассерторическое суждение — суждение, лишь подтверждающее какой-то факт, без всякой модальной его квалификации
( «Солнце является звездой», «Человек смертен» и т.п.).

Слайд 6МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА
МОДАЛЬНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ СУЖДЕНИЯ, которые включают модальные операторы (модальные понятия), т.е.

слова «необходимо», «возможно», «невозможно», «случайно», «запрещено», «хорошо» и многие другие.

Слайд 7МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА
В модальных суждениях раскрывается характер связи между субъектом и предикатом

или между отдельными простыми суждениями в сложном модальном суждении.
Например: «Необходимо соблюдать правила уличного движения» или «Если будет дуть попутный ветер, то, возможно, мы приплывем в гавань до наступления темноты».

Слайд 8МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА

В работах Аристотеля можно найти все элементы, необходимые для построения

полной системы модальной логики;
Однако Аристотель исходил из двузначной логики, в то время как модальная логика не может быть двузначной.
К идее многозначной логики Аристотель подошел вплотную, но не развил ее.

Слайд 9МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА
Следуя Аристотелю, ЛУКАСЕВИЧ в 1920 г. построил первую многозначную (трехзначную)

логику.
Так была установлена связь модальных и многозначных логик.

Слайд 10ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным

предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Слайд 11ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ Полная индукция
Полная индукция — это умозаключение, в котором на основе

принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.


Слайд 12ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ Неполная индукция Популярная индукция
Неполная индукция — это умозаключение, в котором

на основе принадлежности признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.


Слайд 13ВИДЫ НЕПОЛНОЙ ИНДУКЦИИ
ПО СПОСОБУ ОТБОРА:
индукция путем перечисления, (популярная индукция);
индукция путем

отбора (научная индукция).


Слайд 14ПОПУЛЯРНАЯ ИНДУКЦИЯ
Популярной индукцией называют обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность

признака некоторым предметам или частям класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу.


Слайд 15НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ
Научной индукцией называют умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора

необходимых и исключения случайных обстоятельств.


Слайд 16ВИДЫ ИНДУКЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБОВ

ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧАЮТ:
индукцию методом отбора (селекции)
индукцию методом исключения (элиминации).


Слайд 17ИНДУКЦИЯ МЕТОДОМ ОТБОРА
Индукция методом отбора, или селективная индукция, — это умозаключение,

в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса.


Слайд 18ИНДУКЦИЯ МЕТОДОМ ИСКЛЮЧЕНИЯ
Индукция методом исключения, или элиминативная индукция, — это система

умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам причинной связи.


Слайд 19СВОЙСТВА ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ
СВОЙСТВА ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ, ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕТОДИЧНОСТЬ ЭЛИМИНАТИВНОЙ ИНДУКЦИИ:
всеобщность;
последовательность во

времени;
необходимость;
однозначность.


Слайд 20СВОЙСТВА ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ
Всеобщность причинной связи означает, что в мире не существует

беспричинных явлений.
Последовательность во времени означает, что причина всегда предшествует действию.


Слайд 21ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Необходимость. Это значит, что действие может осуществиться лишь при наличии

причины, отсутствие причины с необходимостью ведет к отсутствию действия.
Однозначный характер причинной связи: каждая конкретная причина всегда вызывает вполне определенное, соответствующее ей действие.



Слайд 22МЕТОДЫ НАУЧНОЙ ИНДУКЦИИ
МЕТОД СХОДСТВА;
МЕТОД РАЗЛИЧИЯ;
СОЕДИНЕННЫЙ МЕТОД СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ;
МЕТОД СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ;
МЕТОД

ОСТАТКОВ.

Слайд 23МЕТОД СХОДСТВА
По методу сходства сравнивают несколько случаев, в каждом из которых

исследуемое явление наступает;
ПРИ ЭТОМ ВСЕ СЛУЧАИ СХОДНЫ ЛИШЬ В ОДНОМ И РАЗЛИЧНЫ ВО ВСЕХ ДРУГИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.


Слайд 24МЕТОД РАЗЛИЧИЯ
По методу различия сравнивают два случая, в одном из которых

исследуемое явление наступает, а в другом не наступает;
ПРИ ЭТОМ ВТОРОЙ СЛУЧАЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИШЬ ОДНИМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, А ВСЕ ДРУГИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СХОДНЫМИ.


Слайд 25СОЕДИНЕННЫЙ МЕТОД СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
Этот метод представляет собой комбинацию первых двух

методов, когда путем анализа множества случаев обнаруживают как сходное в различном, так и различное в сходном.


Слайд 26МЕТОД СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ
Метод применяется при анализе случаев, в которых имеет место

видоизменение одного из предшествующих обстоятельств, сопровождаемое видоизменением исследуемого действия.


Слайд 27МЕТОД ОСТАТКОВ
Применение метода связано с установлением причины, вызывающей определенную часть сложного

действия при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены.


Слайд 28УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО АНАЛОГИИ
Применяются к единичным, неповторимым по своим индивидуальным характеристикам событиям,

предметам и явлениям.
УПОДОБЛЯЮТ НОВОЕ ЕДИНИЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ ДРУГОМУ, ИЗВЕСТНОМУ И СХОДНОМУ С НИМ ЕДИНИЧНОМУ ЯВЛЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЯЮТ НА ПЕРВОЕ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ.


Слайд 29УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО АНАЛОГИИ
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ —вывод о принадлежности определенного признака исследуемому

единичному объекту (предмету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом.


Слайд 30ВИДЫ АНАЛОГИИ
АНАЛОГИЯ ПРЕДМЕТОВ — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два

сходных единичных предмета, а переносимым признаком — свойства этих предметов.


Слайд 31ВИДЫ АНАЛОГИИ
АНАЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные

отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — свойства этих отношений.


Слайд 32УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЫВОДОВ ПО АНАЛОГИИ
СХОДСТВО УПОДОБЛЯЕМЫХ ОБЪЕКТОВ:
выявлено и зафиксировано действительное

сходство, которое должно быть не приблизительным и не случайным, а строго определенным и конкретным сходством в существенных признаках.


Слайд 33УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЫВОДОВ ПО АНАЛОГИИ
УЧЕТ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ УПОДОБЛЯЕМЫМИ ОБЪЕКТАМИ.
Различия бывают

несущественными, т.е. совместимыми с переносимым признаком. Они не препятствуют уподоблению и переносу признака.
Свойства, препятствующие переносу признака с одного предмета на другой, являются существенными различиями

Слайд 34УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЫВОДОВ ПО АНАЛОГИИ
ЗНАНИЕ О НАЛИЧИИ СВЯЗИ МЕЖДУ СХОДНЫМИ И

ПЕРЕНОСИМЫМ ПРИЗНАКОМ .
Строгая аналогия, дающую достоверное заключение. Необходимая связь переносимого признака с признаками сходства.


Слайд 35УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЫВОДОВ ПО АНАЛОГИИ

Нестрогая аналогия, заключение носит проблематичный характер.
Уподобление, в

котором зависимость между сходными и переносимым признаками мыслится как необходимая лишь с большей или меньшей степенью вероятности.

Слайд 36УСЛОВИЯ, ПОВЫШАЮЩИЕ СТЕПЕНЬ ВЕРОЯТНОСТИ ВЫВОДОВ В НЕСТРОГОЙ АНАЛОГИИ
1) сходство уподобляемых предметов

в значительном числе существенных признаков — чем больше существенных сходств, тем основательнее вывод по аналогии;
2) отсутствие существенных различий между уподобляемыми предметами;
3) степень вероятности знания о зависимости между сходными и переносимыми признаками.


Слайд 37АРГУМЕНТАЦИЯ
Необходимость проверки результатов процесса познания.
Истинность суждений устанавливается логическим способом.
Проверка суждений называется


ОПЕРАЦИЕЙ ОБОСНОВАНИЯ ИЛИ АРГУМЕНТАЦИЕЙ.
Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения

Слайд 38ВНЕЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АРГУМЕНТАЦИИ (УБЕЖДЕНИЕ)


ПРИМЕНЯЮТСЯ ТАКЖЕ РЕЧЕВЫЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ ВНЕЛОГИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УБЕЖДАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.


Слайд 39ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО —
ЭТО ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ОБОСНОВАНИЯ ИСТИННОСТИ КАКОГО-ЛИБО СУЖДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ

ДРУГИХ ИСТИННЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМ СУЖДЕНИЙ.

Слайд 40СТРУКТУРА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Включает три взаимосвязанных элемента: ТЕЗИС, АРГУМЕНТЫ, ДЕМОНСТРАЦИЮ
Тезис обозначают символом

Т, аргументы — a1, a2,..., an, демонстрацию — знаком импликации (—>) .

Слайд 41ТЕЗИС
Тезис — это выдвинутое суждение, которое обосновывается в процессе аргументации.
В

судебной практике в качестве обобщающего тезиса в заключении следователя, как и в приговоре суда, выступает ряд взаимосвязанных суждений, в которых излагаются все существенные обстоятельства, характеризующие с различных сторон событие преступления.

Слайд 42АРГУМЕНТЫ
Аргументы, или доводы, — это исходные теоретические или фактические положения, с

помощью которых обосновывают тезис.
Они выполняют роль основания и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса .

Слайд 43АРГУМЕНТЫ
В качестве аргументов могут выступать различные по своему содержанию суждения:
теоретические

или эмпирические обобщения;
утверждения о фактах;
аксиомы;
определения и конвенции(соглашения).

Слайд 44ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ
ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,
НОРМЫ ПРАВА ,
ДРУГИЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СТАНДАРТЫ,


ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ.

Слайд 45ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ
ЭМПИРИЧЕСКИ УСТАНОВЛЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ ОБЪЕКТА ИЛИ ПРОЦЕССА

Обобщения на

основе пальцевых отпечатков и др.

Слайд 46УТВЕРЖДЕНИЯ О ФАКТАХ
ФАКТАМИ, ИЛИ ФАКТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ, НАЗЫВАЮТ ЕДИНИЧНЫЕ СОБЫТИЯ ИЛИ ЯВЛЕНИЯ,

ДЛЯ КОТОРЫХ ХАРАКТЕРНЫ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ, МЕСТО И КОНКРЕТНЫЕ УСЛОВИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ.


Слайд 47 АКСИОМЫ
АКСИОМЫ - ОЧЕВИДНЫЕ И ПОТОМУ НЕ ДОКАЗЫВАЕМЫЕ В ДАННОЙ ОБЛАСТИ

ПОЛОЖЕНИЯ.


Положение о невозможности одновременного пребывания одного и того же лица в различных местах.

Слайд 48ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КОНВЕНЦИИ (СОГЛАШЕНИЯ)
ОПРЕДЕЛЕНИЯ основных понятий конкретной области знаний.
Не устанавливается содержание

таких понятий, как «преступление», «прямой умысел» и т.п.

Слайд 49ДЕМОНСТРАЦИЯ
Демонстрация — это логическая связь между аргументами и тезисом.
Продемонстрировать — значит

показать, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений.



Слайд 50ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
По способу аргументации различают два вида ОБОСНОВАНИЯ выдвинутого положения: прямое

и косвенное.
1. Прямым называют обоснование тезиса без обращения к конкурирующим с тезисом допущениям.
2. Косвенным называют обоснования тезиса путем установления ложности антитезиса или других конкурирующих с тезисом допущений.



Слайд 51ПРЯМОЕ ОБОСНОВАНИЕ (доказательство)
Прямое обоснование может принимать форму:
дедуктивных умозаключений;
индукции;
аналогии.


Слайд 52ДЕДУКТИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Дедуктивное обоснование чаще всего выражается в подведении частного случая под

общее правило.
ТЕЗИС о принадлежности или непринадлежности определенного признака конкретному предмету или явлению обосновывают ссылкой на законы науки, эмпирические обобщения, нравственные или правовые предписания, аксиомы, принятые определения.


Слайд 53ИНДУКТИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ИНДУКТИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ — это логический переход от аргументов, в которых

представлена информация об отдельных случаях определенного рода, к тезису, обобщающему эти случаи.


Слайд 54АНАЛОГИЯ
Обоснование в форме аналогии — это обоснование тезиса, в котором формулируется

утверждение о свойствах единичного явления.

Слайд 55КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Конкурирующими с тезисом (Т) допущениями могут быть две их разновидности:
противоречащее

тезису суждение, которое называют антитезисом;
члены дизъюнкции в разделительном суждении, в котором тезис является одним из членов этой дизъюнкции: Т v A v В.


Слайд 56АПАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Апагогическим называют обоснование тезиса путем установления ложности противоречащего ему допущения

— антитезиса.
Аргументация в этом случае строится в три этапа.

Слайд 57АПАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Первый этап. При наличии тезиса Т выдвигают противоречащее ему положение

— антитезис ┐Т;
условно признают его истинным и выводят логически вытекающие из него следствия;
тезис и антитезис могут быть выражены в форме различных суждений.


Слайд 58АПАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Второй этап. Логически выведенные из антитезиса следствия сопоставляют с положениями,

истинность которых ранее установлена.
В случае же несовпадения отказываются от этих следствий.

Слайд 59АПАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
В качестве таких положений, истинность которых установлена, могут быть:


достоверно выявленные факты;
аксиомы;
научные данные.
В случае несовместимости следствий с этими данными приоритет остается за истинными положениями, а логически выведенные из допущения следствия расцениваются как ложные.


Слайд 60АПАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Третий этап. Из ложности следствий логически заключают о ложности допущения.

Рассуждение протекает в форме отрицающего модуса условно-категорического умозаключения.

Слайд 61РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ КОСВЕННОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Разделительным называют косвенное обоснование тезиса, выступающего членом дизъюнкции, путем

установления ложности и исключения всех других конкурирующих членов дизъюнкции.
В отличие от апагогического в разделительном обосновании фигурируют не два, а несколько положений, каждое из которых претендует на роль тезиса и полностью или частично исключает все другое.


Слайд 62РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ КОСВЕННОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Обоснование тезиса строится в этом случае методом исключения.
В процессе

аргументации показывают несостоятельность всех членов дизъюнкции, кроме одного (Т).
Тем самым косвенно обосновывают истинность оставшегося тезиса.

Слайд 63РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ КОСВЕННОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Рассуждение протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса (tollendo ponens) разделительно-категорического

умозаключения.
Разделительное обоснование состоятельно лишь в том случае, если дизъюнктивное суждение является полным, или закрытым.




Слайд 64ПРАВИЛА И ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ
Под логической ошибкой обычно имеют в виду

непреднамеренное нарушение правил логики в процессе рассуждения по причине логической небрежности либо неосведомленности.
Такие ошибки называют паралогизмами.

Слайд 65ПРАВИЛА И ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ
Преднамеренные нарушения логических правил с целью ввести

в заблуждение оппонента и слушателей, либо создать видимость победы в дискуссии называют логическими уловками, или софизмами.

Слайд 66ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕЗИСУ (Определенность тезиса)
Правило определенности означает, что тезис должен

быть сформулирован ясно и четко.
Необходимо выявить смысл новых терминов через раскрытие содержания употребляемых понятий.
Краткое определение дает возможность уяснить точный смысл терминов в отличие or их расплывчатого употребления.

Слайд 67ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕЗИСА
Требование определенности, отчетливого выявления смысла выдвигаемых суждений в равной мере

относится как к изложению собственного тезиса, так и к изложению критикуемого положения — антитезиса.


Слайд 68НЕИЗМЕННОСТЬ ТЕЗИСА
Правило неизменности тезиса запрещает видоизменять или отступать от первоначально сформулированного

положения в процессе данного рассуждения.


Слайд 69ОШИБКИ: Потеря тезиса
Потеря тезиса проявляется в том, что, сформулировав тезис, забывают его

и переходит к иному, прямо или косвенно связанному с первым, но в принципе другому положению.
Затем, часто по ассоциации, затрагивается третье положение, а от него переходят к сходному четвертому и т.д. В конце концов теряется исходная мысль.

Слайд 70ОШИБКИ: подмена тезиса
ПОЛНАЯ ПОДМЕНА ТЕЗИСА:
выдвинуто определенное положение, а в итоге фактически обосновывается

нечто другое, близкое или сходное с тезисом положение и тем самым подменяется основная идея другой.

Слайд 71ОШИБКИ: подмена тезиса
Подмена тезиса нередко возникает в результате заблуждения или неряшливости в

рассуждениях, когда выступающий предварительно не формулирует четко и определенно свою основную мысль, а подправляет и уточняет ее на протяжении всего выступления.


Слайд 72ОШИБКИ: аргумент к личности
«АРГУМЕНТ К ЛИЧНОСТИ» (argumentum ad personam):
при обсуждении конкретных действий

определенного лица или предложенных им решений незаметно переходят к обсуждению личных качеств этого человека.

Слайд 73ОШИБКИ: логическая диверсия
«ЛОГИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИЯ».
Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, выступающий

пытается переключить внимание слушателей на обсуждение другого, возможно и важного для слушателей утверждения, но не имеющего прямой связи с первоначальным тезисом. Вопрос об истинности тезиса остается при этом открытым, ибо обсуждение искусственно переключается на другую темы.


Слайд 74ОШИБКИ: подмена тезиса
ЧАСТИЧНАЯ ПОДМЕНА ТЕЗИСА:
в ходе выступления пытаются видоизменить собственный тезис,

сужая или смягчая свое первоначально слишком общее, преувеличенное либо излишне резкое утверждение.

Слайд 75ПРАВИЛА И ОШИБКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАМ
Необходим поиск и отбор таких

аргументов, которые окажутся наиболее убедительными для данной аудитории, учитывая возрастные, профессиональные, культурно-образовательные и другие ее особенности.

Слайд 76ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАМ
ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ДОВОДОВ:
достоверность аргументов;
автономное от тезиса

обоснование;
непротиворечивость;
достаточность.


Слайд 77ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАМ (достоверность аргументов)
Требование достоверности, т.е. истинности и доказанности

аргументов определяется тем, что они выступают логическими основаниями, опираясь на которые выводят тезис.

Слайд 78ОШИБКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАМ (недостоверность аргументов)
ПРИНЯТИЕ ЗА ИСТИНУ ЛОЖНОГО АРГУМЕНТА —

называется «основное заблуждение».
Причины такой ошибки — использование в качестве аргумента несуществующего факта.

Слайд 79ОШИБКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАМ (предвосхищение основания)
«ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ОСНОВАНИЯ» :
в качестве аргументов используются

недоказанные, произвольно взятые положения:
слухи;
мнения;
предположения и т.п.

Слайд 80ОШИБКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАМ (круг в демонстрации)
НЕОБХОДИМОСТЬ АВТОНОМНОГО ОБОСНОВАНИЯ АРГУМЕНТОВ.
Прежде

чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы.
При этом для доводов изыскивают основания, не обращаясь к тезису:
НЕЛЬЗЯ НЕДОКАЗАННЫМ ТЕЗИСОМ ОБОСНОВЫВАТЬ НЕДОКАЗАННЫЕ АРГУМЕНТЫ.

Слайд 81ОШИБКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАМ (противоречивые аргументы)
НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ АРГУМЕНТЫ, ТАК КАК

из противоречивых оснований с необходимостью не вытекает ни одно положение.


Слайд 82ОШИБКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАМ (недостаточность аргументов)
Требование достаточности аргументов: доводы должны быть

такими, чтобы из них по правилам логики с необходимостью следовал доказываемый тезис.
Доказательство несостоятельно, когда отдельными фактами пытаются обосновать широкий тезис — обобщение в этом случае будет «слишком широким или поспешным».

Слайд 83ОШИБКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАМ (избыточность аргументов)
«ЧРЕЗМЕРНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО»:
доводов много, но они несогласованны,

противоречат друг другу.
ВСЕ ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОБСУЖДАЕМОМУ ТЕЗИСУ ФАКТЫ И ПОЛОЖЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТЩАТЕЛЬНО ВЗВЕШЕНЫ И ОТОБРАНЫ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НАДЕЖНУЮ И УБЕДИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ АРГУМЕНТОВ.


Слайд 84ПРАВИЛА И ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ
ДЕДУКТИВНЫЙ СПОСОБ АРГУМЕНТАЦИИ:
1.Точное определение или описание в

большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического положения.

Слайд 85ПРАВИЛА И ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ
ДЕДУКТИВНЫЙ СПОСОБ АРГУМЕНТАЦИИ:
2. Точное и достоверное описание

конкретного события, которое дано в меньшей посылке.
Наиболее опасной ошибкой такого рода является догматическое применение верного для сугубо конкретной ситуации положения как безусловного и действующего при любых условиях.




Слайд 86ПРАВИЛА И ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ
ДЕДУКТИВНЫЙ СПОСОБ АРГУМЕНТАЦИИ:
3. Соблюдение структурных правил формы вывода

( правила категорических, условных, разделительных и смешанных форм силлогизмов).




Слайд 87ПРАВИЛА И ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ
ИНДУКТИВНЫЙ СПОСОБ АРГУМЕНТАЦИИ:
в качестве доводов используются фактические

данные.


Слайд 88ПРАВИЛА И ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ
ИНДУКТИВНЫЙ СПОСОБ АРГУМЕНТАЦИИ:
Чем больше число благоприятных случаев

наблюдается и чем разнообразнее условия их отбора, тем основательнее индуктивная аргументация.
Индуктивное обоснование приводит лишь к проблематичным заключениям, ибо свойственное отдельным объектам не всегда присуще всей группе явлений.


Слайд 89ПРАВИЛА И ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ
АРГУМЕНТАЦИЯ В ФОРМЕ АНАЛОГИИ применяется в случае уподобления

единичных событий и явлений.

АНАЛОГИЯ состоятельна тогда, когда два явления сходны между собой не в любых, а лишь в существенных признаках.

Слайд 90ПРАВИЛА И ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ
АРГУМЕНТАЦИЯ В ФОРМЕ АНАЛОГИИ.
АНАЛОГИЯ состоятельна тогда, когда при

уподоблении двух явлений или событий учитываются различия между ними.
Если два явления существенно отличаются друг от друга, то, несмотря на наличие сходных признаков, их нельзя уподоблять.



Слайд 91ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ (мнимое следование)
Ошибки в демонстрации связаны с

отсутствием логической связи между аргументами и тезисом.
Отсутствие логической связи между аргументами и тезисом называют ошибкой «мнимого следования»

Слайд 92ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ (мнимое следование)
Логический переход от узкой области к более широкой области.
Переход

от сказанного с условием к сказанному безусловно.
Переход от сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было.

Слайд 93ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ (мнимое следование)
В общем виде несоответствие между аргументами и тезисом в

случае мнимого следования проявляется в том, что логически слабыми аргументами (узкими, условными, относительными или проблематичными) пытаются обосновать логически более сильный тезис (широкий, безусловный, безотносительный или достоверный) .


Слайд 94ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ (мнимое следование)
ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ТЕЗИСА ПРИВОДЯТ ЛОГИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ОБСУЖДАЕМЫМ

ТЕЗИСОМ АРГУМЕНТЫ:
Аргумент к силе;
Аргумент к невежеству;
Аргумент к выгоде;
Аргумент к здравому смыслу;
Аргумент к состраданию;
Аргумент к верности;
Аргумент к авторитету.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика