Презентация на тему Методы и средства визуализации знаний

Презентация на тему Презентация на тему Методы и средства визуализации знаний, предмет презентации: Философия. Этот материал содержит 39 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Методы и средства визуализации знаний


Слайд 2
Текст слайда:

Средства визуального представления знаний

При разработке и использовании баз знаний удобно применять наглядные представления, т.е. различные изображения, схемы, рисунки, наброски.


Визуализация всегда считалась мощным инструментами познания, т.е. средством, предназначенным для организации и облегчения процесса познания.


Визуальные модели, например, графы, обладают особенной когнитивной силой при структурировании информации.


Слайд 3
Текст слайда:

Интеллект-карты (Mind maps)

Интеллект-карты (mind maps, карты памяти, ассоциативные карты) – один из наиболее привлекательных и простых способов отображения понятийных структур.

Автором идеи интеллект-карт считается английский психолог, автор методики запоминания и организации мышления Тони Бюзен.

Бьюзен сформулировал идею еще в 1970-е гг. в качестве компактного средства организации конспектов, позднее он понял, что метод гораздо шире и может использоваться как мощное орудие мышления применительно к научной работе, инновациям, бизнес-идеям, политическим дискуссиям, мозговому штурму, педагогике и пр.


Слайд 4
Текст слайда:

Интеллект-карты

Идея интеллект-карт имеет серьезный нейрофизиологический базис.
Человеческий мозг обладает выраженной сетевой структурой. Естественные нейронные сети мозга включают триллион нейронов, каждый из которых может связываться примерно с 100 000 ближайших соседей. И хотя природа их взаимодействия исследована далеко не полностью, так называемый «радиантный» характер передачи возбуждения от центра на периферию доказан.

Бьюзен использовал также некоторые идеи из теории межполушарной асимметрии и гештальт-психологии.


Слайд 5
Текст слайда:

Интеллект-карты

Радиа́нт (radians  — излучающий) — область небесной сферы, кажущаяся источником метеоров, которые наблюдаются при встрече Земли с роем метеорных тел, движущихся вокруг Солнца по общей орбите.

Так как траектории метеорных тел, принадлежащих одному рою, в пространстве почти точно параллельны, то пути метеоров соответствующего метеорного потока, продолженные на небесной сфере в обратном направлении, вследствие перспективы пересекаются на небольшой площадке неба, центр которой и является радиантом.


Слайд 6
Текст слайда:

Интеллект-карты

Идея интеллект-карт заключается в использовании и совмещении функции левого и правого полушарий для достижения целостного и наглядного представления идеи.


Слайд 7
Текст слайда:

Интеллект-карты

Создание интеллект-карт - фактически это переход от последовательного (текстового) изложения к сетевому (образному).

Интеллект-карта – графическое выражение процесса радиантного мышления.


Слайд 8
Текст слайда:

Интеллект-карты

Интеллект-карты имеют 4 отличительные черты:

- объект внимания/изучения кристаллизован в центральном
образе;

- основные темы, связанные с объектом изучения,
расходятся от центрального образа в виде ветвей, которые
поясняются ключевыми словами или образами;

- вторичные идеи также ветвятся;

- ветви формируют связанную узловую структуру.


Слайд 9
Текст слайда:

Интеллект-карты


Слайд 10
Текст слайда:

Интеллект-карты


Слайд 11
Текст слайда:

Интеллект-карты


Слайд 12
Текст слайда:

Интеллект-карты


Слайд 13
Текст слайда:

Интеллект-карты


Слайд 14
Текст слайда:

Интеллект-карты


Слайд 15
Текст слайда:

Интеллект-карты

Бьюзен сформулировал несколько практических советов по рисованию интеллект-карт:

- соблюдайте иерархию мыслей;

- используйте размер шрифта, толщину букв и цвет для
большей выразительности;

- используйте графические образы;

- стремитесь к ясности;

- не перегружайте и-карту.


Слайд 16
Текст слайда:

Интеллект-карты

Инструментальные средства построения карт памяти

Inspiration
Map it! (by Tony Buzan)
MindMapper Pro
MindGenius Business, www.mindgenius.com
Visual Mind, www.visual-mind.com
Mind Pad
Mind manager, www.mindjet.com
Freemind, www. freemind.com
The Brain
Mind meister
Conception


Слайд 17
Текст слайда:

Когнитивные карты (Cognitive maps)

Когнитивная карта (от лат. cognitio — знание, познание) — образ знакомого пространственного окружения.

Это понятие широко используется в психологии и было заимствовано в других областях. В искусственном интеллекте и системах поддержки принятия решений когнитивные карты используются как инструмент для Методологии когнитивного моделирования, которая предназначена для анализа и принятия решений в плохо формализованных ситуациях и предложена Р. Аксельродом (Принстонский университет 1976 ).

Термин предложен в 1948 в работе американского психолога Э. Толмена «Когнитивные карты у крыс и человека».


Слайд 18
Текст слайда:

Когнитивные карты

При принятии решений в неструктурированных ситуациях у субъекта (ЛПР или эксперта) возникает модель проблемной области, на основе которой он пытается объяснить происходящие в реальности процессы.

Объективные закономерности реального мира представляются субъективными экспертными оценками.

Образ наблюдаемой ситуации отражает не только законы и закономерности ситуации, но и мировоззрение субъекта, его систему убеждений, ценностей, уровень образования, опыт и т.д.


Слайд 19
Текст слайда:

Когнитивные карты

Когнитивный подход к поддержке принятия решений ориентирован на то, чтобы активизировать интеллектуальные процессы субъекта и помочь ему зафиксировать свое представление проблемной ситуации в виде формальной модели.

В качестве такой модели и используется когнитивная карта ситуации, которая представляет известные субъекту основные законы и закономерности наблюдаемой ситуации в виде ориентированного знакового графа, в котором вершины графа – это факторы (признаки, характеристики ситуации), а дуги между факторами – причинно-следственные связи между факторами. Дуги могут иметь вес, отражающий силу влияния факторов.


Слайд 20
Текст слайда:

Когнитивные карты

В когнитивной модели выделяют два типа причинно-следственных связей: положительные и отрицательные.

При положительной связи увеличение значения фактора-причины приводит к увеличению значения фактора-следствия, а при отрицательной связи увеличение значения фактора-причины приводит к уменьшению значения фактора-следствия.


Слайд 21
Текст слайда:

Когнитивные карты

Тимур Василенко
О.Генри и когнитивные карты
http://www.improvement.ru/zametki/cognitive/

Методология построения когнитивных моделей (основная идея) – положить на бумагу то, что известно о проблеме, свести это воедино, и посмотреть на результат с точки зрения здравого смысла.

Если картинка не противоречит интуиции (здравому смыслу) экспертов, то начинаем играть в нее, «что будет, если…».

Если ничего не получается, возвращаемся назад и смотрим, что можно изменить, что забыли или что лишнее.


Слайд 22
Текст слайда:

Когнитивные карты

Тимур Василенко
О.Генри и когнитивные карты
http://www.improvement.ru/zametki/cognitive/

Методология построения когнитивных моделей (основная идея) – положить на бумагу то, что известно о проблеме, свести это воедино, и посмотреть на результат с точки зрения здравого смысла.

Если картинка не противоречит интуиции (здравому смыслу) экспертов, то начинаем играть в нее, «что будет, если…».

Если ничего не получается, возвращаемся назад и смотрим, что можно изменить, что забыли или что лишнее.


Слайд 23
Текст слайда:

Когнитивные карты

Выделим в нашей анализируемой проблеме основные ее характеристики (факторы), которые как-то можно измерить, хотя бы чисто качественно – «велико», «мало», «растет», «убывает».
Последние два слова описывают изменения факторов, они-то и есть основа динамического характера нашей модели.

Изобразим эти характеристики на листке бумаги в виде точек. Теперь отобразим причинные зависимости между факторами в виде стрелок, соединяющих две точки.


Слайд 24
Текст слайда:

Когнитивные карты

О.Генри «Короли и капуста», глава«Башмаки» http://lib.ru/INPROZ/OGENRI/kings.txt#14


Наличие
обуви


Слайд 25
Текст слайда:

Когнитивные карты

О.Генри «Короли и капуста», глава«Башмаки» http://lib.ru/INPROZ/OGENRI/kings.txt#14


Слайд 26
Текст слайда:

Когнитивные карты


Слайд 27
Текст слайда:

Когнитивные карты


Слайд 28
Текст слайда:

Концептуальные карты (concept maps)

Если интеллект-карты показывают связи и древовидную структуру произвольных фрагментов знаний, то концептуальные карты или графы позволяют глубже рассмотреть предметную область и включают отношения между понятиями или концептами.

Концептуальные графы состоят из узлов и направленных поименованных отношений, или связей, соединяющих эти узлы.

Концепты и связи имеют универсальный характер для некоторого класса понятий предметной области.



Слайд 29
Текст слайда:

Концептуальные карты

Любая разработка концептуального графа подразумевает анализ структурных взаимодействий между отдельными понятиями предметной области.

В процессе создания концептуальной карты эксперт и аналитик анализируют структуру отношений предметной области, что помогает им глубже понимать ее природу. Зачастую приходится генерировать новые, ранее невербализованные связи.


Слайд 30
Текст слайда:

Концептуальные карты

Впервые концептуальные карты были предложены Джозефом Новаком, сотрудником Корнельского университета (США) в 60-70-х гг. при изучении детского мышления и формирования первых научных понятий. Это исследование использовало идеи Дэвида Асубеля о формировании понятийного мышления.

В России примерно в это же время похожие идеи получили выражение в теоретических работах Г.П.Мельникова и П.Г.Кузнецова по системологии и широко использовались Г.П.Щедровицким и его последователями в организационно-деятельностных играх.

Концептуальные карты оказались эффективным инструментом отображения понятийной системы человека.


Слайд 31
Текст слайда:

Концептуальные карты

Визуальные спецификации в форме концептуальных карт могут использоваться не только при разработке баз знаний.
Они широко используются в обучающих системах (E-learning) и в традиционном обучении.

И студенты, и преподаватели могут применять концептуальные карты в качестве инструментов для оценки изменений, произошедших в их мышлении.

Kozma, один из разработчиков программы организации концептуальных карт — Learning Tool — считает, что эти средства являются инструментами познания (mind tool), усиливающими и расширяющими познания человека.


Слайд 32
Текст слайда:

Концептуальные карты

Разработка визуальных понятийных сетей требует от обучающихся:

реорганизации знаний;

исчерпывающего описания понятий и связей между ними;

глубокой обработки знаний, что способствует лучшему запоминанию и извлечению из памяти знаний, а также повышает способности применять знания в новых ситуациях;

связывания новых понятий с существующими понятиями и представлениями для улучшения понимания.


Слайд 33
Текст слайда:

Концептуальные карты

В простейшем случае построение концептуальные карты сводится к:

определению контекста путем задания конкретного фокусирующего вопроса (focus question), определяющего главную тему и границы концептуальной карты;

выделению концептов – базовых понятий данной предметной области (обычно порядка 20 понятий);

построению связей между концептами – определению отношений и взаимодействий базовых понятий;

упорядочению графа – уточнению, удалению лишних связей, снятию противоречий.

«Хороший» граф обычно получается после 2–3 итераций.


Слайд 34
Текст слайда:

Концептуальные карты


Слайд 35
Текст слайда:

Концептуальные карты


Слайд 36
Текст слайда:

Концептуальные карты


Слайд 37
Текст слайда:

Концептуальные карты

Типичные ошибки:

целые предложения вместо отдельных концептов в узле;
линейные карты;
слишком много пересекающихся связей;
слишком много концептов;
неверно определенные типы отношений.


Концептуальный граф – не только цель, но и средство.
В процессе построения, то есть при взаимодействии семантических связей нашей памяти с визуальной информацией, связи перестраиваются, порождая, в свою, очередь новые знания.


Слайд 38
Текст слайда:

Инструментарий IHMC CmapTools

http://cmap.ihmc.us/

CmapTools позволяет пользователю легко строить концептуальные карты, вводя понятия - концепты и связывая их именованными отношениями.

Редактор позволяет варьировать шрифты, цвета, толщину линий, устанавливать нужный фон.

С каждым понятием может быть ассоциирован некий ресурс (текст, картинка, видео- или аудио-файл, страница в интернете).

Создаваемые с помощью этого инструмента карты можно размещать как в закрытом пространстве, на жестком диске компьютера пользователя, так и в открытом пространстве, на удаленных серверах для совместного использования сообществом Cmap.


Слайд 39
Текст слайда:

Инструментарий IHMC CmapTools

К концептуальной карте предъявляются следующие требования:

– на карте должны быть представлены 3 типа отношений между
узлами:
«общее-частное» («класс-подкласс»),
«часть-целое»,
«элемент-класс»
и несколько ассоциативных отношений, выражающих
содержательные связи между узлами.

– карта должна состоять из нескольких (>2) карт

– количество узлов карт должно быть не менее 20;

– карта должна содержать аннотации, ссылки на внешние
ресурсы, картинки и/или мультимедиа файлы.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика