Слайд 1
Методы и формы научного познания
Слайд 2Наука
- особая область социально-исторической деятельности человека, направленной на производство, систематизацию,
хранению наиболее точных знаний о мире, обществе и человеке
Слайд 3Томас Кун в работе «Структура научных революций» выявил общие черты, характеризующие
научные открытия.
На их основе сформулировал принцип научного творчества: не всякая новая идея – новая, не всякое новое творение – новое, а только то, которое реализует и утверждает новую парадигму.
Слайд 4Парадигма
это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени
дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений (Томас Кун);
это направленность и характер мышления
Слайд 5Каждый этап развития науки имеет свою парадигму:
Классическая наука связана с парадигмой
механики, Лапласовского детерминизма.
Неклассическая наука связана с парадигмой относительности, дискретности, квантования, вероятности и дополнительности.
Постнеклассическая наука связана с парадигмой самоорганизации и становления.
Слайд 6Основные этапы развития науки:
I этап - зачатки науки появились в древности
(Вавилонии, Шумерах), в античном мире VI-IV вв. д.н.э.
II этап - появлению в XVI-XVIIвв. классической науки, способствовали ньютоновская механика, картезианские принципы и др.
III этап - постклассическая наука XIX-нач.XX вв. основывалась на квантовой механике, теория относительности и др.
IV этап - возникновение постнеклассической науки во II-ой пол. ХХ в. связано с процессами глобализации, учением о нелинейных системах и др.
Слайд 7
Научное познание
это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей
действительности.
Слайд 8Специфика научного познания:
Систематичность, выводимость одних положений из других;
объектом научно-теоретического анализа выступает
не сама реальная действительность, а их мыслительные аналоги - идеализированные объекты;
осознанным контролем над самой процедурой познания;
наличие четких понятий, фиксация смысла и выработка специального научного языка;
строгость и объективность открываемых истин.
Слайд 9Задачи научного познания
Задачи научного познания
Слайд 12Эмпирические методы:
Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, явлений в их естественном виде,
в непосредственной действительности.
Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
Измерение – сравнение объектов по каким-то сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент – научный опыт, при котором объект ставится в специально создаваемые, контролируемые условия.
Сравнение – одновременное соотносительное исследование и оценка общих для двух или более объектов свойств и признаков.
Слайд 14Теоретические методы
Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.
Аксиоматизация
– построение теорий на основе аксиом-утверждений, доказательства истинности которых не требуется.
Гипотетико-дедуктивный – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
Слайд 16Особенности научного познания
Достоверное обобщение фактов;
Объективная истина;
Ориентация на воплощение в практике;
Целостная развивающаяся
система понятий, теорий, гипотез, законов;
Применение специфических материальных средств (приборов, инструментов);
Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
Слайд 18Методы эмпирического уровня научного познания.
Наблюдение.
Наблюдение
Однозначность цели, замысла
Системность в методах наблюдения
Объективность
Возможность
контроля
Слайд 19
Эксперимент.
Эксперимент
Качественный
Измерительный (количественный)
Социальный
Мысленный
Слайд 21Методы теоретического уровня научного познания.
Абстрагирование
Аналогия
Моделирование
Предметное
Аналоговое
Знаковое
Мысленное
Модельный эксперимент
Дедукция
Индукция
Слайд 22
Метод исследования.
Метод исследования
(системный подход)
Изучение феномена целостности и установление состава
целого, его элементов;
Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода;
В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно - функциональный анализ системы;
Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.
Слайд 23Формы научного познания
Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов,
истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве.
Слайд 24Формы научного познания
Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не
познано человеком, но что нужно познать.
Слайд 25 Формы научного познания
Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное
отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.