Методология и методы научного исследования презентация

Содержание

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Научное исследование: его сущность и особенности. Классификация научных исследований. Методология научного исследования. Методология научного по­знания. Метод научного исследования. Теоретический и эмпирический уровни научного

Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Северо-Западный институт управления






ДИСЦИПЛИНА
«ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
ТЕМА : «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

АВТОР: кандидат военных наук,
доцент ОТРЕШКО Зураб Алексеевич



Слайд 2УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

Научное исследование: его сущность и особенности.
Классификация научных исследований.
Методология

научного исследования.
Методология научного по­знания.
Метод научного исследования.
Теоретический и эмпирический уровни научного исследования.



Слайд 3ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература
Основы научных исследований: учебное пособие / Герасимов Б.И., Дробышева

В.В., Злобина Н.В., Нижегородов Е.В., Терехова Г.И. – М.: Форум, 2009.
Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник. – М.: Экзамен, 2010.
 
Дополнительная литература
Колесникова Н.И. От конспекта до диссертации: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта, 2010.
Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформле­ния. Порядок защиты: практ. пособие для докторантов, аспирантов, маги­стров. - 2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2011.
Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: учеб. практ. пособие. – М.: РДЛ, 2009.



Слайд 4Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / под ред.

Черняк В.Д. – М.: Высш. шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. – М.: Рольф, 1996.
Усачева И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. – М., 1980.



Слайд 5 1 учебный вопрос:

Научное исследование:
его сущность и особенности


Слайд 6Всякое научное исследование — от творческого замысла до окончательного оформления научного

труда — осуществляется весьма индивидуально.
Но все же можно определить общие методологические подходы к его проведению.

Слайд 7Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов.

Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрению этого объекта в возникновении и развитии, т. е. применения исторического подхода.

Слайд 8Изучать в научном смысле — это значит вести поисковые исследования, как

бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, — вот важнейшие факторы научного исследования.

Слайд 9Изучать в научном смысле — это значит быть научно объективным. Нельзя

отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение.

Сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Слайд 10


Структура Мироздания Человека


Слайд 11Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс

научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование
надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе.

В дальнейшем процесс целевой и общеидейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.

Слайд 12Сущность научного исследования заключается в сборе научной информации и теории для

объяснения природы и свойств окружающего мира.

Особенность научных исследований заключается в том, что они основаны на применении научных методов.

Слайд 13 2 учебный вопрос:

Классификация
научных исследований


Слайд 14Исследование, как общее понятие,
представляет систематическое изыскание в предмете новых фактов или

закономерностей.

По определению ЮНЕСКО,
ИССЛЕДОВАНИЕ - ЭТО СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПРИЗВАННАЯ УВЕЛИЧИВАТЬ НАУЧНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.

Слайд 15По цели и результатам
научные исследования
подразделяются на фундаментальные и прикладные


Слайд 16ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ направлены на открытие новых явлений и закономерностей, вскрытие связей

между явлениями, выявление перспектив развития науки и техники, новых областей исследований, разработку теорий и моделей.

Большинство таких исследований завершается научным отчетом, публикацией или другими видами информации. Эти отчеты и публикации в свою очередь являются материалом для последующих прикладных исследований или новых фундаментальных поисков.

Слайд 17ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ направлены на объяснение явлений и фактов в рамках открытых

законов и действующих теорий. Прикладные исследования используют как достижения науки для конкретного решения стоящих перед обществом задач.

Слайд 18По применяемым методам
выделяют исследования:

• ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, которые используют математические и логические

методы и средства познания;

• ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ, основанные на наблюдении и опыте.

Слайд 19По стадии проведения научных исследований различают:
• поисковые исследования;
• научно-исследовательские работы;
• опытно-внедренческие

разработки.

Слайд 20ПОИСКОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – это целенаправленная работа, когда на основе результатов фундаментальных

исследований разрабатываются возможные методы и пути достижения научных решений, направленных на дальнейшее развитие фундаментальных исследований, обобщение частных решений и задач, систематизацию ранее известных подходов и изысканий путей использования теории и концепций в практике

Слайд 21Научно-исследовательская работа (НИР) – это такая работа, когда на основе результатов

фундаментальных иссле-дований разрабатываются научные методы и технологии, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие соответствующей отрасли знаний.

Слайд 22ОПЫТНО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ориентированы на практическое применение открытых явлений, процессов, фактов, разработанных

научных методов и технологий. Они, как правило, всегда связаны с внедрением в практику результатов прикладных исследований.

Слайд 23В науке, не всегда можно провести грань между теоретическими и экспериментальными

исследованиями, т.к. в основе теоретических исследований лежит опыт, а обобщение опытных данных развивает теорию.

Поэтому многие исследования являются КОМПЛЕКСНЫМИ.

Слайд 24ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ
ИСТОРИКО БИОГРАФИЧКЕСКИЕ СМЕШАННОГО ТИПА
ПО

ДЛИТЕЛЬНОСТИ
ДОЛГОСРОЧНЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ
ЭКСПРЕСС-ИССЛЕДОВАНИЯ

ПО ИСТОЧНИКУ ФИНАНСИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТНЫЕ КОНТРАКТНЫЕ НЕФИНАНСИРУЕМЫЕ

ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
БЮДЖЕТНЫЕ КОНТРАКТНЫЕ НЕФИНАНСИРУЕМЫЕ






НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
подразделяются

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Слайд 25ИССЛЕДОВАНИЯ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ
ПРИКЛАДНЫЕ
ПО МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПО ЭТАПАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОИСКОВЫЕ
НИР
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ
ОПЫТНО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ


Слайд 26 3 учебный вопрос:

Методология
научного исследования


Слайд 27Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам.

Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией.

Понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:
1)совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);
2)учение о научном методе познания.

Слайд 28«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации,

методах и средствах деятельности»

«Учение о методах деятельности (метод и «логос» – учение)»

«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»

Слайд 29«Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2)

учение о методе познания и преобразования мира»
«Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии»
«Главная цель методологии науки – изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания»

Слайд 30«Методология является дисциплиной об общих принципах и формах организации мышления и

деятельности»

Общий подход к решению задач того или иного класса

Методология как способ, средство связи науки и практики

Методология как средство помощи науки практике

Слайд 31Методология долгое время рассматривалась дословно как учение о методах деятельности (метод

и «логос» – учение). Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов (начиная с Р. Декарта).

И такое понимание методологии имело свои исторические основания: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать. Так сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель – мотив – способ – результат.

Слайд 32Цель задавалась человеку как бы «извне» – ученику в школе учителем,

рабочему на заводе начальником и т.д.; мотив либо «навязывался» человеку также извне, либо он его должен был сам себе сформировать (например, мотив – заработать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью). И, таким образом, для большей части людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один способ: синоним – метод. Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии.

Слайд 33Традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к

научной деятельности. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т.д.

Слайд 34

Методология науки
Дескриптивная (описательная) методология – о структуре научного знания, закономерностях научного

познания и т.д.

Нормативная (прескриптивная) методология – прямо направленная на регуляцию деятельности и представляющую собой рекомендации и правила осуществления научной деятельности


Слайд 35ВСЕОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание

которой входят философские и общенаучные методы познания

Слайд 36ЧАСТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Применяется для группы родственных юридических наук, которую образуют философские, общенаучные

и частные методы познания, например, государственно-правовых явлений

Слайд 37МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНКРЕТНОЙ НАУКИ

В содержание данной методологи включаются философские, общенаучные,

частные и специальные методы познания

Слайд 38 4 учебный вопрос:

Методология
научного по­знания


Слайд 39Качество научного познания определяется рядом факторов: во-первых, подготовленностью субъекта познания -

ученого, во-вторых, объектом познания, и, в-третьих, тем, как совершается процесс познания. Способы организации познавательной деятельности систематизированы в научной методологии - учении о логической организации, методах и средствах научной деятельности; системе определенных способов и приемов, применяемых в науке).

Слайд 40СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАУКИ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ:

1.

Наука универсальна: полученные знания истинны для всей Вселенной.
2. Наука фрагментарна: предмет ее изучения не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама наука
подразделяется на отдельные научные дисциплины. Каждая научная дисциплина является определенной проекцией познания мира, она как прожектор, высвечивающий области, представляющие в данный момент интерес для ученых.
3. Наука общезначима: знания и язык науки однозначны и пригодны для всех людей, наука способствует объединению людей, жийущих в самых разных уголках планеты.
4. Наука обезличена: ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не влияют на результаты научного познания.

Слайд 415. Наука систематична: она имеет определенную структуру, а не является бессвязным

набором отдельных частей.
6. Наука как творение человечества не может быть завершена: количество научного знания непрерывно растет, но оно конечно, а Вселенная бесконечна и, следовательно, возможное знание также бесконечно.
7. Наука преемственна: новые знания в своей эволюции определенным образом и по определенным правилам всегда соотносятся со старыми знаниями.
8. Наука самокритична: даже самые основополагающие результаты могут быть поставлены под сомнение и пересмотрены.
9. Наука достоверна: научные результаты и выводы проходят проверку по определенным, сформулированным в науке правилам.

Слайд 4210. Наука внеморальна: научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные

оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.
11. Наука рациональна: процесс получения знания представляет собой рациональные процедуры и основан на законах логики.
12. Наука чувственна: ее результаты могут быть подвергнуты эмпирической проверке с использованием чувственного субъективного восприятия.

Слайд 43Современная наука выявила в основаниях методологии социально-исторические, человеческие, личностные и культурные

корни. Это привело к формированию новых познавательных установок, схем деятельности и интеграции их в повседневную научную деятельность. Сегодня это особенно важно, т.к. действия и поступки людей, их общение и мышление все в большей степени утрачивают черты стереотипности; растет роль оригинальных человеческих ориентиров при решении жизненных задач. Культура обновляется и стимулирует сдвиг научной методологии в сторону гуманитаризации способов и методов познания.

Слайд 44При оценке роли методов и способов познания недопустимо впадать в крайности:

•недооценивать методологические проблемы - «впадать в методологический негативизм»;
•преувеличивать значение методологии, считая ее более важной, чем предмет исследования, превращать метод в некую «универсальную отмычку» - «впадать в методологическую эйфорию».

Слайд 45В современной методологии существует многоуровневая концепция. Организационные приемы, методы и средства

научного познания можно разделить на четыре уровня:
1.ФИЛОСОФСКИЙ, который определяет высший уровень абстрагирования в познании, и к которому относятся диалектические, материалистические, аналитические, интуитивные, феноменологические, герменевтические и др. методы познания; философские методы не поддаются формализации и математизации, они определяют общую стратегию исследования и прямо не определяют ни практические шаги, ни результат познания; ошибка на философском уровне может завести всю программу исследования в тупик;

2.ОБЩЕНАУЧНЫЙ, предполагающий использование общенаучных подходов, которые основываются на таких понятиях, как информация, модель, структура, функция, система, оптимальность, вероятностью т.п.; на общенаучном уровне происходит интеграция философского знания
с частнонаучным;

Слайд 463. ЧАСТНОНАУЧНЫЙ ИЛИ ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ, который конкретизирует способы, исследовательские приемы и процедуры,

применяемые в той или иной науке и соответствующие основным видам исследуемых, в этой науке отношений - преобразования, превращения, обмен энергией или информацией и т.д.;
4. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ, который предполагает использование совокупности интегративных способов исследования, например, при выполнении комплексных научных программ.

Слайд 47Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и

по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественно-научная и прежде всего физическая картина строилась сначала (в XVII в.) на базе классической механики (классическая картина мира), затем (в начале XX в.) на основе электродинамики, квантовой механики и теории относительности (неклассическая картина мира), а в настоящее время на основе синергетики (пост-неклассическая картина мира).
Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных источников его формирования.

Слайд 48Методология - это сложная, динамичная, т.е. модифицируемая в зависимости от конкретных

условий, целостная, субординированная система способов, приемов, сфер деятельности, направленности, эвристических возможностей и т.д.

В то же время методология - лишь вспомогательный фактор творческой деятельности человека. Она включает в себя и силу, и гибкость ума ученого, глубину его воображения, развитость фантазии, интуицию и т.п.

Методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень хорошему методу» и не является простой суммой отдельных научных методов. Все методы познания существуют как элементы единого процесса познания, в котором обеспечиваются специфические свойства науки, поэтому важным является обеспечение методологического плюрализма, гармоническое единство методов всех уровней.

Слайд 49 5 учебный вопрос:

Метод
научного исследования


Слайд 50МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – это способ познания объективной действительности. Способ представляет

собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

Слайд 51Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые

и т.д.

ОБЩИЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕЛЯТ
НА 3 ГРУППЫ:
1.Методы эмпирического исследования .
2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования .
3.Методы теоретического исследования .

Слайд 521.ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
К методам эмпирического исследования относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение,

анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.
НАБЛЮДЕНИЕ – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Как метод научного исследования наблюдение применяется, например, для сбора социологической информации в области права, в криминологических и криминалистических исследованиях.

Слайд 53В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают

простое и включенное наблюдение.
ПЕРВОЕ состоит в наблюдении со стороны, когда исследователь – постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых.
ВТОРОЕ характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу, её деятельность в качестве участника. Например, в первом случае он со стороны наблюдает за соблюдением пешеходами правил дорожного движения при переходе улицы, а во втором случае сам включается в число участников движения, в отдельных моментах провоцируя их на нарушения.
Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.

Слайд 54ОПИСАНИЕ – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем

наблюдения или измерения. Описание бывает:
непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;
опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

Слайд 55СЧЕТ – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих

их свойства.
ИЗМЕРЕНИЕ – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транспортных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

Слайд 562. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Целью теоретических исследований является выделение в процессе синтеза знаний

существенных связей между исследуемым объектом и окружающей средой, объяснение и обобщение результатов эмпирического исследования, выявление общих закономерностей и их формализация.

Слайд 57Теоретические исследования включают:

анализ физической сущности процессов, явлений;
формулирование гипотезы исследования;


построение (разработка) физической модели;
проведение математического исследования;
анализ теоретических решений;
формулирование выводов.

Слайд 58 6 учебный вопрос:

Теоретический и эмпирический
уровни научного исследования


Слайд 59Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Эта структура

выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Основные уровни научного познания:
1. ЭМПИРИЧЕСКИЙ (представляет собой фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; а так же результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях );
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ (его составляют основанные на фактах проблемы и научные предположения /гипотезы/, основанные на них законы, принципы и теории);

Слайд 60НА ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ преобладает чувственное познание, рациональный момент здесь тоже присутствует,

однако имеет подчиненное значение. На данном уровне исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Характерными признаками эмпирического уровня познания являются сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фиксирующая деятельность.

Слайд 61Эмпирическое познание непосредственно (без промежуточных звеньев) направлено на свой объект. Оно

осваивает объект с помощью таких приемов и средств познания как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ. Однако, опыт никогда не бывает в современной науке свободным от рациональных компонентов (так, опыт планируется, конструируется теорией, а получаемые факты так или иначе теоретически нагружены…). Как считает известный исследователь науки позитивист К.Поппер, абсурдна вера в то, что мы можем начать научное исследование с «чистых наблюдений», не имея «чего-то похожего на теорию».

Слайд 62Наивные попытки обойтись без концептуальной точки зрения могут привести только к

самообману и некритическому использованию какой-то неосознанной точки зрения. По мнению Поппера даже тщательная проверка теории опытом вдохновляется идеями и установками: эксперимент представляет собой планируемое действие, каждый шаг которого направлен теорией. Именно теоретик указывает путь экспериментатору, причем теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана и до последних штрихов в лаборатории.

Слайд 63Наивные попытки обойтись без концептуальной точки зрения могут привести только к

самообману и некритическому использованию какой-то неосознанной точки зрения. По мнению Поппера даже тщательная проверка теории опытом вдохновляется идеями и установками: эксперимент представляет собой планируемое действие, каждый шаг которого направлен теорией. Именно теоретик указывает путь экспериментатору, причем теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана и до последних штрихов в лаборатории.

Слайд 64ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО познания характеризуется преобладанием рационального момента. Живое созерцание здесь

не устраняется, но становится подчиненным моментом познавательного процесса.
Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Такая «обработка» осуществляется с помощью систем абстракций – таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и т.д.

Слайд 65На основе эмпирических данных на теоретическом уровне происходит объединение исследуемых объектов,

постижение их сущности, законов существования. Важнейшая задача теоретического уровня знания –достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом широко используются такие познавательные приемы как абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений предметов), идеализация – процесс создания идеальных мыслительных конструкций (например, «абсолютно черное тело»), синтез (объединение полученных в результате анализа элементов в систему), дедукция и индукция.

Слайд 66Характерной чертой теоретического познания является внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса

познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата. На основе теоретического объяснения осуществляется предсказание и научное предвидение будущего.

Слайд 67Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и

подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии собственное содержание, открывает новые горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его, способствует совершенствованию его методов и средств.

Слайд 68ЛЕКЦИЯ ОКОНЧЕНА, СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Слайд 69LECTURE IS ENDED, THANKS FOR ATTENTION!


Слайд 70DIE VORLESUNG IST BEENDET, DANKE FÜR DIE AUFMERKSAMKEIT!


Слайд 71LA CONFERENCIA ES ACABADA, GRACIAS POR LA ATENCIÓN!


Слайд 72LA CONFERENCIA ES ACABADA, GRACIAS POR LA ATENCIÓN!


Слайд 73演講結束後,我們非常感謝您注意!


Слайд 74διάλεξη έχει τελειώσει, χάρη για την προσοχή σας !


Слайд 75הרצאה הסתיים תודה על תשומת לבכם!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика